Европейские дизайнеры — о том, как создать ресторан в здании с историей
Ресторан Girafe, Париж
Архитектор Жозеф Диран
Французы всегда знали толк в том, как правильно обставить интерьер под трапезу, и продолжают гнуть свою линию в современных реалиях — взять хотя бы архитектора новой волны Жозефа Дирана. Он с легкостью жонглирует историческим наследием и стилями и создает интерьеры, в которых в главной роли — гость, а не окружающие его «иконы дизайна». Яркий тому пример — ресторан Girafe, расположенный на верхнем этаже одного из зданий в комплексе дворца Шайо (был построен в стиле ар-деко ко Всемирной выставке 1937 года в Париже, сегодня здесь располагаются Музей человека, Музей флота и организация «Архитектура и наследие города»). Массивные аскетичные колонны, намеренный уход французских архитекторов 1930-х годов от чрезмерного украшательства и помпезности стали для Дирана отправной точкой для оформления внутреннего пространства.
Архитектурность замысла подчеркивают деревянные геометрические колонны и бархатные структурированные шторы. Разбавляют эту строгость своими плавными формами скульптурные кресла Platner Arm Chair от американского дизайнера Уоррена Платнера. Стоит отметить, что Диран — большой любитель утонченных предметов мебели американского послевоенного периода: они всегда в диалоге с не менее знаковой архитектурой его заведений (достаточно вспомнить парижские рестораны Monsieur Bleu в Токийском дворце и LouLou в здании Музея декоративного искусства, нью-йоркский ресторан Le Jardinier и бар Shun в небоскребе на Лексингтон-авеню, 610). Но все же есть у Girafe то, что выгодно отличает его от других проектов Дирана: открытая терраса, откуда открывается впечатляющий вид на Эйфелеву башню и Марсово поле.
Брассери Excelsior, Нанси
Бюро GSL
Декоратор Джон Уилан, глава архитектурного бюро The Guild of Saint Luke, умудряется как создавать собственные независимые дизайн-проекты, так и с энтузиазмом и полным погружением в тему заниматься реновацией исторических мест. Под его чутким профессиональным руководством во Франции идет реновация 15 исторических брассери, принадлежащих группе Les Grandes Brasseries de l’Est: начиная с 2016 года, не теряя своего лоска, обновляются кафе в Реймсе, Страсбурге, Нанси и Париже. В команде бюро GSL мастера на все руки: реставраторы, художники, знатоки редких ремесел, деятельность которых можно сравнить с работой ювелиров над редкими драгоценными экземплярами.
Одно из знаковых творений бюро GSL — брассери Excelsior в Нанси, открывшее свои двери для посетителей в 1911 году. Сегодня кафе является объектом исторического наследия города и местом притяжения всех ценителей стиля ар-нуво. Excelsior в полной мере демонстрирует возможности как машинного производства XX века, так и ручного труда, которыми славилась Франция. Это тот случай, когда ресторан превращается в выставку достижений декоративно-прикладного искусства: 300 медных люстр с плафонами из матового стекла Daum, которые были приведены в должный вид силами GSL; экзотичный гипсовый декор в виде веток папоротника от скульпторов Галетье и Бюртена; мебель из цельного красного дерева, спроектированная ателье Majorelle; бар и окна в обрамлении витражей от Жака Грюбера; стулья, произведенные на манер звездного французского декоратора Жана-Мишеля Франка. Подобные блестящие эксперименты в области «бархатной реновации» Джон Уилан уже продемонстрировал в одноименном брассери в Реймсе, Brasserie Floderer в Страсбурге, Bouillon Julien в Париже, ресторане Terminus Nord в здании Северного вокзала Парижа.
Ресторан и кафе Grancaffè Quadri, Венеция
Дизайнер Филипп Старк
Начиная с 1990-х годов эксцентричные и умеющие работать на публику дизайнеры стали настоящими суперзвездами, и пальму первенства среди них продолжает удерживать enfant terrible дизайна Филипп Старк. Стоимость его ранних предметов, давно перешедших в ранг коллекционных, постоянно растет, а оформление отелей и ресторанов под его провокационным руководством продолжает впечатлять вниманием к современным аспектам визуальной культуры, экологическим нормам и традициям региона. Так, если вы окажетесь в ресторане и баре в парижском отеле Le Meurice, то почувствуете себя в гостях у династии Бурбонов, а в отеле Lily of the Valley недалеко от Сен-Тропе обстановка максимально интегрирует вас в ландшафт местности.
Ресторан Grancaffè Quadri, расположенный за арочными проемами на площади Сан-Марко, не менее интересный симбиоз итальянского наследия и понятия красивой трапезы. Кафе, существующее с 1775 года, сегодня принадлежит братьям Массимильяно и Раффаэле Алаймо. Для них это третий проект, созданный в сотрудничестве с французским дизайнером. Задачу вдохнуть новую жизнь в венецианский ресторан XVIII века Старк решил в кратчайшие сроки — интерьер был обновлен всего за 25 дней. Работы проводились вместе с арт-реставраторами, которые смогли очистить слои краски и показать оригинальную лепнину, но не обошлось и без фирменных курьезов от Cтарка. Так, при входе на второй этаж гостей встречает огромное чучело рычащего льва, как на заставке Metro-Goldwyn-Mayer; стены основной ресторанной зоны обиты тканью, в исторический узор которой вплетены портреты братьев Алаймо, а конные экипажи и гондолы заменены спутниками и космонавтами. Люстра 1930-х годов из муранского стекла была полностью отреставрирована и висит рядом с новой люстрой того же размера и стиля, но с сюрреалистичными деталями. Мебель первого этажа предусмотрительно приподнята за счет мраморных постаментов — таким образом Старк попытался предотвратить возможный урон меблировке при наводнении. Оценить взгляд французского дизайнера на венецианское наследие можно также в кафе Amo, расположенном на первом этаже торгового дома Фондако-деи-Тедески. Яркости идей этому месту точно не занимать.
Бар George’s Bar, Лондон
Бюро David Collins Studio
Ирландский архитектор и дизайнер Дэвид Коллинз совершил революцию в интерьерах ресторанов и баров. Начало великого пути положило знакомство с шеф-поваром Пьером Коффманом, который заказал Коллинзу интерьерный проект ресторана La Tante Claire. Дальше список легендарных мест стал множиться: знаменитый «Голубой бар» в отеле The Berkeley, ресторан Wolseley с тонкой колониальной эстетикой, бар Claridge`s, полный благородного ретро, рестораны Gilbert Scott, Bob Bob Ricard, J Sheekey, Brasserie Zédel, Café Colbert, ресторан Гордона Рамзи на Ройал-Хоспитал-роуд. Московская и самая большая «Кофемания» в доме Федора Шехтеля на Новой площади — абсолютный продолжатель эстетики бюро: все элементы интерьера сделаны вручную и «разговаривают» с архитектурой здания. Она фактически стала последним проектом Коллинза — летом 2013 года знаменитый архитектор скоропостижно скончался.
После смерти основателя дело Коллинза продолжил его соратник Йен Уотсон. Список выдающихся проектов дизайн-студии пополняется, и один из них — George’s Bar, расположенный в здании вокзала Сент-Панкрас, спроектированном архитектором Джорджем Гилбертом Скоттом в викторианском стиле в 1860-е годы. Пару лет назад реставрация вокзала привлекла множество инвесторов, и, как следствие, промышленный район стал оживать и обновляться на глазах. Помимо интерьера бара британское бюро совместно с Комиссией по историческим зданиям и памятникам Англии English Heritage произвело реновацию всего пространства. Интерьер отсылает к традиционным европейским гранд-кафе: художественная роспись на потолке; светильники в форме куполов, подчеркивающие готическую архитектуру; акценты из латуни, излюбленного материала студии, добавляющие тепла интерьеру и игру отражений (вся мебель и освещение были произведены по индивидуальным чертежам архитекторами David Collins Studio). Здесь, как и во всех заведениях по проектам бюро, создается ощущение, будто это место существовало всегда.