Украшения, еда, впечатления: как зарабатывают на околокосмической теме
Космические тела — на ваших телах
Метеоритное кольцо — непростое украшение. Как и серьги, и подвески, и браслеты, и что только не... из многотонного космического тела. Непростое в том смысле, что привлекательное для платежеспособных фанатов космоса. Это подтверждают хотя бы цифры: самый известный игрок на российском рынке — бренд Made in Cosmos — в декабре 2017-го заработал 265 тыс. руб. чистой прибыли (магазину не было и года). В 2019-м выручка уже составила 16,2 млн руб., а в 2020-м бренд, по словам его основателя, 26-летнего Сергея Романова, выручил 21 млн руб.
Начиналось все четыре года назад с одностраничного сайта с чужими фотографиями украшений из метеоритов. На предзаказах Сергей, в ту пору руководитель маркетингового отдела инвестиционной компании Realogic, заработал 280 тыс. руб. и купил на эти деньги пятикилограммовый метеорит у знакомого геолога. Дальше небесное тело надо было распилить — не каждый российский завод захочет иметь дело с внеземным булыжником (некоторые обыватели, например, до сих пор боятся радиации, которую якобы излучает метеорит). Романов привез приобретение на электричке в Углич. Местные умельцы согласились его распилить, а московские (названия заводов предприниматель не раскрывает) — вырезать заготовки для будущих украшений. Поскольку метеорит сложен в эксплуатации (железно-каменный крошится, а железный не поддается переплавке), для украшений выбрали элементарные геометрические формы. Они до сих пор в ходу: круг, треугольник, прямоугольник, звезда. Производство первой коллекции обошлось предпринимателю в 200 тыс. руб. «Процентов 20 из первой партии составил брак. Это цена опыта», — объяснял Романов в интервью РБК.
Небольшое лирическое отступление: космическую ювелирку в России делали и до Сергея Романова. Пионером принято считать Антона Артемьева, который в 2009 году создал сайт MyMeteorite.ru и открыл одноименный магазин. На стартап его вдохновила подруга, уже в 2007-м носившая на шее подвеску с метеоритом.
Антон Артемьев в 2018 году сетовал РБК: «Интерес к метеоритам в стране низкий, и я слабо верю в большой рост этого рынка». По его словам, резкий скачок спроса на его товар случился в 2014-м после падения метеорита Челябинск — посещаемость сайта возросла с 100 до 3 тыс. человек в день, но уже через несколько недель вернулась на прежний уровень. У основателя Made in Cosmos иная точка зрения. «Будем честны, бум украшений из метеоритов, который был в десятые годы, считается бумом только потому, что до него вообще ничего не было. Разумеется, Челябинский метеорит подогрел интерес аудитории, но рынок украшений все равно не образовался. Мы создали рынок практически с нуля: в 2017 году, когда появился Made in Cosmos, число поисковых запросов «купить метеорит» возросло», — без ложной скромности утверждает Сергей. Сегодня его бренд располагает украшениями из метеоритов в ценовом диапазоне от 3 тыс. руб. (за простенькую подвеску) до 59 тыс. руб. (за обручальное кольцо), а еще выпускает предметы интерьера, телескопы, коллаборации с «Яндексом» (одежда и рюкзаки коллекции «Яндекс. Одиссея») и NASA (по формуле космического агентства изготовили парфюм, правда, пока не доставили его в магазины Made in Cosmos).
Прибыль Романов пускает в основном на экспансию — продвигает бренд по России, открывая офлайн-магазины. Так начавшийся с крохотного магазина на дизайн-заводе «Флакон» Made in Cosmos обрел полноценные дома в санкт-петербургском «Бертгольд-центре» и еще в одном городе, название которого пока держат в секрете. Кроме того, метеоритные украшения можно найти в павильоне «Космос» на ВДНХ и в универмаге «Цветной».
Что до конкурентов, Сергей хвалится, что не замечает их, но «очень им помогает», поскольку Made in Cosmos проложил дорожку в околокосмический бизнес. Действительно, по выручке и уровню присутствия в медиапространстве бренду Романова пока нет равных (чего стоит только одна громкая коллаборация Made in Cosmos и Театра им. Ермоловой с украшениями из серебра и метеорита Campo del Cielo, найденного в 1576 году в Аргентине).
Но новое поколение подрастает. Так, основатель бренда Meteorica Александр Олефир вспоминает, что первая партия из 15 изделий несколько лет назад обошлась ему примерно в 150 тыс. руб., включая стоимость метеорита и производства. «Мы не хотели рисковать, поэтому купили тонкую пластину весом около 70 г по цене порядка 30 тыс. руб. Это позволило протестировать рынок и не потерять деньги в случае, если бы что-то пошло не так. Разумеется, на этой партии мы ничего не заработали, поскольку средняя цена изделия была на уровне 8 тыс. руб. при себестоимости 10 тыс. руб.», — поясняет Олефир. Сейчас на украшения Meteorica идут и необработанные осколки весом 7–8 кг, и готовые пластины. Кусочки метеорита весом 1 г до обработки обходятся ювелирам в 70 руб., что сопоставимо со стоимостью 1 г серебра.
Рентабельность украшений Meteorica — 30%. Значительную часть их стоимости составляют затраты на соединение метеоритов и серебра. Бренд выпускает браслеты, кольца и подвески в форме сердец, полумесяцев, ромбов и треугольников и шармы для браслетов более сложных форм (например, в виде дерева). «Конкуренты в основном предлагают классические геометрические формы, что позволяет держать наценку 300%, но сильно сужает круг покупателей и, как мы думаем, уменьшает вероятность повторных продаж», — разъясняет основатель бренда. По мнению Александра, простенький метеорит на цепочке может произвести вау-эффект единожды, а за хитрым дизайном покупатель вернется не раз.
На вопрос, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, решающие производить метеоритные украшения, Олефир замечает: «Прежде всего — огромный процент отходов». Метеоритное железо — удивительно прочный сплав, гораздо более крепкий, чем большинство известных человеку материалов. Это огромный плюс для покупателей готовых изделий, но головная боль для производителей: «Метеорит не поддается плавлению, поэтому, если из пластины удается получить хотя бы половину ее веса в виде заготовок, это уже успех», — отмечает Александр. По его опыту, брак может достигать 80%. Все это влияет на стоимость и сроки производства (цена украшений Meteorica составляет около 11 тыс. руб.).
Вы совершенно справедливо можете задаться вопросом: зачем тратить деньги на украшения из небесного тела, если серебро и золото стоят столько же? Дело, по словам предпринимателей, в уникальности опыта: все-таки украшения из распространенных драгоценных металлов привычны и цикличны в том смысле, что люди пополняют свои коллекции на протяжении всей жизни в зависимости от модных трендов, например. Но вряд ли кто-то всерьез станет закупаться украшениями из метеоритов — скорее приобретет одно ради интереса и парочку на подарки близким. Кроме того, метеорит не зависит от состояния финансовых рынков. «Это просто объект из космоса 4,5 млрд лет от роду. Он был до нас и будет после нас, его качества (как и уникальное торговое предложение, если хотите) не меняются с течением времени», — рассуждает Сергей Романов. Александр Олефир добавляет, что, как ни странно, очень много людей в России до сих пор не слышали о ювелирных украшениях из метеоритов. «Мы каждый день сталкиваемся с пятью стадиями принятия метеорита: удивлением, восхищением, недоверием, приобретением, наслаждением, — делится основатель Meteorica. — В отсутствие конкуренции и сформированного рынка мы работаем прежде всего просветителями».
Космос — внутри
Еда в тюбиках заполонила Москву в 2015-м. Пионерами принято считать экс-ресторатора Андрея Ведерникова, НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии (НИИ ПП и СПТ) — главного разработчика космического питания, а также ФГУП «Бирюлевский экспериментальный завод» — старейшего производителя и поставщика питания для космонавтов.
В феврале 2015 года вендинговый автомат с продуктами под брендом Space Food (первое, второе и десерт в тюбиках) установили в павильоне «Космос» на ВДНХ. И понеслось: первую партию из 5 тыс. туб смели за десять дней, а предприниматель получил выручку 1,5 млн руб. Бирюлевский экспериментальный завод не был готов к таким оборотам и произвел вторую партию космической еды только к лету. Вендинговые автоматы переехали в Московский планетарий, региональные музеи, торговые центры «Весна» и «Мега Белая Дача», инновационный центр «Сколково», на Белорусский и Ленинградский вокзалы и даже в Госдуму. Андрей Ведерников рассказывал РБК в 2016 году, что главное в вендинговом бизнесе — угадать с местом расположения. Один автомат продает от 100 до 300 туб в месяц. Аренда точки обходится от 3 тыс. до 28 тыс. руб. в месяц, в общей сложности уходит около 400 тыс. руб. Самая дорогая аренда в популярных музеях, но здесь же и самые высокие продажи. Помимо этого Space Food, по информации на сайте компании, представлен в «Глобус Гурмэ». Розничная цена одной тубы — 300–400 руб. В 2015-м, по данным СПАРК, выручка компании «Лаборатория космического питания» (так зарегистрирован бренд Space Food) составила 5,4 млн руб. (прибыль — 1,3 млн руб.). В 2016-м, по словам Ведерникова, обороты выросли в шесть раз.
В 2017 году находчивый Ведерников потряс москвичей второй раз — выпустил не просто щи или творожный десерт в тубе, а легендарный торт «Москва». Изначально предприниматель делал ставку на молодежь, считая, что еда в тубах — отличный аттракцион для популяризации космической отрасли. Но ошибся: больше всего лайков Space Food получил от старшего поколения, обожающего поностальгировать о достижениях советской космонавтики. Торт «Москва» — явный подарок им. Для остальных же, по крайней мере в 2021 году, такая еда остается милым сувениром и быстрее всего расходится в Музее космонавтики. К тому же Ведерников несколько переоценил возможности Бирюлевского экспериментального завода, чье производство рассчитано прежде всего на настоящих космонавтов. В комментарии «РБК Стиль» предприниматель заявил, что больше не имеет отношения к «Лаборатории космического питания». Да и представители Виктора Добровольского, гендиректора НИИ ПП и СПТ, главного конструктора космического питания, собственно, разработавшего Space Food, дали понять, что взяли паузу. «Продвижение космического питания на коммерческий рынок не является главной задачей Виктора Добровольского. Мы продолжим развитие темы коммерческого космического питания, которую первоначально начали в рамках АО «Лаборатория космического питания». После оптимизации производства и отработки всей линейки продуктов мы вернемся к выпуску космического питания как в тубах, так и в других видах упаковки», — сообщили редакции.
Важно отметить, что бренд Space Food, прогремевший по стране, не то чтобы монополизировал отрасль. В июле 2015 года выпускник МАДИ Александр Поклад вместе с партнерами зарегистрировал компанию «Космическое питание». Поклад тоже хотел наладить контакт с официальным разработчиком еды для космонавтов, но Добровольский был непреклонен: мол, уже сотрудничает с Андреем Ведерниковым и готовит еду по космическим технологиям без синтетических добавок только для него. Покладу ничего не оставалось, как наладить собственное производство в Орле, угрохав в него «несколько десятков миллионов рублей». Линейка «Космопита» вышла шире, чем Space Food: например, там есть рисовая каша, мясо с гречкой и грибной крем-суп (который, по словам Добровольского, никогда не входил в рацион космонавтов). Добровольский с Ведерниковым вообще не воспринимали конкурента всерьез и в интервью РБК подчеркивали, что еда в тубах без правильной технологической обработки — просто консервы. Впрочем, Поклад и не претендовал на лавры Space Food. Даже точки реализации выбрал иные: так, продукция «Космопита» продается по сей день в сети АЗС ГК «Трасса», онлайн-магазинах, сети «Универсам 24», на скалодроме Limestone. При этом многомиллионной выручкой на старте, в отличие от Андрея Ведерникова, Александр похвастаться не мог.
Ваши тела — в космосе
Доходы ювелирных метеоритных стартапов и производителей космического питания — смешные деньги по сравнению с суммами, крутящимися в непосредственно космическом бизнесе — турах на МКС. В 2015 году предпринимательница Алла Разуваева открыла первое в России коммерческое агентство космических впечатлений и броско назвала его «Просто космос». Все началось с образовательных проектов для школьников России, Евросоюза, Латинской Америки и ОАЭ. Разуваева организовывала космические лагеря на базе Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Школьникам устраивали экскурсии по Звездному Городку, обучали азам ракетостроения и скафандростроения. Со временем к просветительской программе добавилась туристическая: туры на Байконур и космодром Восточный (посмотреть на запуск ракет можно примерно за 100 тыс. руб.). А вот побывать в состоянии невесомости на борту специально оборудованного Ил-76 обойдется уже дороже — 290 тыс. руб. Алла признается, что чувствует конкуренцию именно в туристической сфере (забейте в поисковую строку «туры на Байконур» — глаза разбегутся от количества заманчивых вариантов). «Благо наша деятельность разнообразнее по части популяризации космоса среди широких групп населения — от школьников до топ-менеджмента и предпринимателей», — объясняет Разуваева.
В рукаве у Аллы, конечно, припрятан козырь — полеты на МКС. «Понятно, что сейчас это недешевое удовольствие, однако мы предлагаем людям испытать все этапы подготовки космонавтов», — говорит предпринимательница. «Недешевое» в конвертере валют «РБК Стиль» — примерно от 30 млн руб. «Стоимость полета на Международную космическую станцию обусловлена дороговизной его составляющих: и ракетоноситель, и место в корабле «Союз», и подготовка к полету, которая занимает от шести месяцев до года, а то и дольше, — это работа специалистов отрасли. Это огромный, трудоемкий и дорогой, с точки зрения финансирования, вопрос», — объясняет Разуваева. С такой лакомой опцией в прейскуранте конкурировать «Просто космосу» впору разве что с американскими компаниями по продаже космических впечатлений типа Space Adventures. Стоит заметить, космические туристы — нечастые клиенты. Оборот компании сопоставим со стоимостью одного тура на МКС: так, в пандемическом 2020-м он составил 45 млн руб.
Чтобы компания стабильно выходила в плюс, ей нужно продавать несколько тысяч образовательных программ ежегодно. «Кроме того, если мы будем раз в три года отправлять двух туристов на МКС, получим фантастический KPI, учитывая, что подготовка туриста, включая все разрешения, занимает более года», — добавляет Алла. Подготовка космических туристов проводится в Звездном Городке недалеко от Щелково. После обязательного психологического и медицинского тестирования кандидат изучает устройство корабля «Союз», системы МКС, отрабатывает навыки поведения в нестандартных ситуациях, проходит много тренировок для безопасного полета в космос. Конечно, не обходится без центрифуг и других вестибулярных тренажеров. К любому космическому туристу прикреплен профессиональный космонавт, сопровождающий его при запуске ракеты.
Удивительно, что при многомиллионных оборотах и любопытных аттракционах компании Разуваевой «Роскосмос» не вмешивается в ее финансовые дела. «"Роскосмос" не участвует ни в качестве акционера, ни в качестве спонсора, ни в качестве заказчика. Лишь поддерживает начинания по запросам, которые мы сами формулируем. Любой наш проект, любая активность оформляется в виде письма на имя главы госкорпорации, начинается большая работа с несколькими департаментами, согласование проекта и его реализация. Мы в постоянной коммуникации с "Роскосмосом" и предприятиями, которые бывают задействованы в наших проектах: Центром подготовки космонавтов, РКК "Энергия", ЦНИИмаш"», — добавляет в заключение Разуваева.