Как дизайнер Александр Вэнг оказался в центре секс-скандала
«Мне нравится элемент неожиданности, спонтанности, незнания того, что произойдет в следующий момент. Это вдохновляет», — говорил дизайнер Александр Вэнг в интервью Highsnobiety. Спустя три года эти слова обрели новое звучание: как оказалось, сюрприз ждал многих, кто сталкивался с Вэнгом на одной вечеринке или просто в толпе. Выходец из семьи тайваньских иммигрантов, который в 15 лет показал первую коллекцию одежды на свадьбе брата, а в 28 лет возглавил один из крупнейших домов моды Balenciaga, после изнурительной работы в ателье забывался в ночных клубах, нередко приглашая к столику 20-летних выпускников факультетов дизайна. Для них Вэнг — вундеркинд, предложивший женщине одежду, которую она обычно заимствовала из гардероба парня, умница, выпустивший успешные коллаборации с Bvlgari, adidas Originals и H&M, одна из последних надежд Нью-Йоркской недели моды, которая потеряла былое величие. В присутствии титулованного дизайнера, который оказывал им всяческое внимание, они, естественно, расплывались в улыбке. А когда Вэнг внезапно хватал их за гениталии, считали, что это цена за благосклонность, правило игры, часть американской квир-культуры.
Слухи о фривольном поведении бывшего креативного директора Balenciaga ходили с 2018 года. Однако во времена, когда «культура отмены» еще формировалась, происходящее зачастую переводили в шутку, называя не более чем пьяной выходкой. К тому же многие обвинения в социальных сетях были анонимными, а кто-то и вовсе продолжал общаться с Вэнгом, извиняясь за его неподобающее поведение и произнося что-то в духе «мы сами виноваты».
В конце 2020 года один из пострадавших все же решил выйти из тени. Модель Оуэн Муни опубликовал в TikTok серию видео, в которых рассказал, как дизайнер трогал его в переполненном ночном клубе в Нью-Йорке в 2017 году. «Я ничего не возразил, о чем сейчас жалею, а просто попытался медленно отойти. Позже в другой части клуба друг Вэнга толкнул его на меня, пытаясь привлечь внимание, будто мы на школьной площадке. Он пустил руки по моему телу. Я был слишком вежливым и сказал: "Привет". Но все, что мне хотелось тогда, — это спрятаться», — продолжил Муни уже в Instagram.
На посты Оуэна Муни обратил внимание аккаунт @shitmodelmgmt, публикующий мемы об индустрии моды (на него подписаны, например, Эмили Ратаковски и Белла Хадид), который призвал других моделей делиться подобными историями. В результате несколько человек рассказали, что Вэнг не только спаивал их и трогал за гениталии, но и принуждал к оральному сексу. В тот же день публикация, обличающая харрасмент со стороны дизайнера, появилась в блоге @diet_prada с аудиторией 2,5 млн человек. Бизнес-империи Alexander Wang было уже не отвертеться.
«В течение последних нескольких дней я подвергался необоснованным и гротескно ложным обвинениям. Они были поддержаны аккаунтами в социальных сетях, печально известными тем, что публикуют клеветнические материалы из нераскрытых и анонимных источников без каких-либо доказательств или проверки фактов. […] Я никогда не участвовал и не буду участвовать в описанном ужасном поведении и намерен привлечь к ответственности тех, кто создает подобные заявления и распространяет их в интернете», — говорилось в заявлении, разосланным брендом прессе 31 декабря. Спустя пять дней дизайнер высказался о ситуации уже в личном Instagram-аккаунте, пообещав оставаться честным и прозрачным на протяжении всех разбирательств. А потом отключил комментарии и пропал из социальных сетей.
За это время, по данным The New York Times, дизайнер нанял двух авторитетных юристов Эрика М. Джорджа и Эндрю Б. Бреттлера, а адвокат Лиза Блум, которая специализируется на делах, связанных с харрасментом (в ее портфолио, к примеру, дело против журналиста Fox News Билла О’Рейли в лучших традициях сериала «Утреннее шоу»), выразила готовность представлять сторону обвинения в лице 11 человек.
Издание The Cut поговорило с несколькими пострадавшими, в том числе с выпускником Технологического института в Нью-Йорке Прю Маккалумом. Он познакомился с Вэнгом в 23-летнем возрасте в 2013 году, прогуливаясь по танцполу в поисках гетеросексуального партнера для своей подруги. «Да, я натурал», — внезапно повернулся к нему дизайнер. «Я тоже», — ответил Прю, ошеломленный от встречи со своим кумиром. «Давай проверим», — продолжил Вэнг и медленно дотронулся до его промежности.
Реакцию на аналогичное поведение со стороны «бога нью-йоркской моды» красноречиво описали другие спикеры The Cut. Студент Школы дизайна Парсонса Китон Буллен, которого дизайнер пригласил к распитию нескольких бутылок водки, влив их прямо в глотку, сказал, что «был поражен, но не собирался отказываться, потому что это был Александр Вэнг». Рассказчик Люк, попросивший журналистов скрыть свое настоящее имя, в отличие от Китона вылил напиток, заметив, что друг дизайнера в него что-то подмешал, но попытался отыграть неловкость момента. «Мне было важно сохранить лицо, — поделился он. — Я не хотел выглядеть перед Вэнгом неудачником».
Истории с щедрыми угощениями, как правило, заканчивались приставаниями на танцполе, после чего дизайнеру нередко удавалось увозить новых знакомых домой. Нельзя сказать, что в ночной жизни Нью-Йорка подобное поведение было из ряда вон выходящим. Но многие из тех, кто выдвинул обвинения против Вэнга, признались, что он был особенно напорист.
В контексте этих обвинений вспоминают и то, что роскошные афтепати дизайнера ждали гораздо большего его показов, и то, что у него был специальный автобус для вечеринок, в котором он развозил друзей по клубам в городе и за его пределами. Однако теперь, кажется, места в нем будут свободными: в инстаграме от Вэнга уже отписались его закадычные подружки и постоянные клиентки в лице Кайли Дженнер, Ники Минаж, Рианны и Эшли Грэм.
Впрочем, этим дело может и ограничиться: как подчеркивает The Cut, Лиза Блум еще не подала иск, а бизнес дизайнера с состоянием в $90 млн скорее разрушит пандемия, нежели скандалы. В моде подобные инциденты забываются быстрее, чем, например, в кино из-за отсутствия большого количества профессиональных кадров. Так, фотограф Марио Тестино, которого в 2018 году несколько мужчин обвинили в домогательствах, хотя и закрыл свое креативное агентство и потерял контракт с издательским домом Condé Nast, продолжает снимать рекламные кампании, как и Брюс Вебер, которого постигла та же участь. Стоит ли говорить о том, что пойманный на харрасменте Пол Марчиано не только по-прежнему работает в основанной им компании Guess, но и выпускает линию одежды под собственным именем.