Впечатления, 26 фев 2021, 13:51

Небоскреб на Лубянке и Дворец труда: что покажут на выставке ВХУТЕМАСа

С 26 февраля по 23 мая в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева пройдет выставка «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет». Кураторы покажут самые смелые нереализованные проекты преподавателей ВХУТЕМАСа
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба)

В 2020-м году исполнилось 100 лет с момента создания ВХУТЕМАСа — института, студенты которого определили будущее дизайна и архитектуры. 26 февраля Государственный музей архитектуры имени Щусева открывает выставку «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет». Куратор Полина Стрельцова показала «РБК Стиль» самые смелые, но, к сожалению, нереализованные проекты факультета. Эскизы этих и многих других проектов представят на выставке.

Небоскреб ВСНХ на Лубянской площади

Так называется лабораторная работа студентов ИНХУКа (Института художественной культуры, во главе которого стоял сначала Василий Кандинский, а позднее — Александр Родченко). При Родченко была создана экспериментальная группа архитекторов, в которую вошли Николай Ладовский и Владимир Кринский. В 1922-м году Ладовский выступил с инициативой возвести первый в мире небоскреб.

Спор насчет первенства в этом плане не утихает по сей день: передовые архитекторы проектировали высотные здания в разных частях мира, и в один момент их будто бы прорвало — например, Людвиг Мис ван дер Роэ представил проект небоскреба для центральной улицы Берлина Фридрихштрассе, который получил огромную огласку. Небоскреб же Ладовского и Кринского общественность увидела лишь в 1926-м, когда проект опубликовали в первом и единственном журнале рационалистов «Основа». Это был пример эталонного многофункционального сооружения с конторскими помещениями, гостиницей, универмагом и кинотеатром. Вертикально вытянутое здание с повторяющимися рядами окон, казалось бы, должно навевать скуку, но Владимир Кринский придумал сетку стеклянных разноуровневых фасадов, наклонную конструкцию каркаса на нижнем ярусе, навесы, консольные выступы — сложнейшее пластическое решение. Кроме того, окна уменьшались по мере этажности, что подчеркивало перспективу здания.

В.Ф. Кринский. Небоскреб ВСНХ на Лубянской площади, 1922. Бумага, калька, карандаш, цветной карандаш (Фото: пресс-служба)

Дворец Труда на месте гостиницы «Москва»

В том же 1922 году Московское архитектурное общество (МАО) объявило конкурс на здание для заседаний, выполненное по правилам новой архитектуры. Несмотря на условие, победил довольно традиционалистский проект Ноя Троцкого (поскольку в жюри заседали традиционалисты — Федор Шехтель, Илья Машков, а председательствовал Алексей Щусев).

Всего в конкурсе участвовали 47 проектов, семь из которых премировали. Алексей Щусев выступал за присуждение победы братьям Весниным, в итоге их проект — первое здание в стиле конструктивизма — занял третье место. Архитекторы открыли миру обнаженные конструкции, простые геометрические объемы, декоративные элементы в виде растяжек, антенн и радиомачт. Дворец труда Весниных представлял собой 17-этажное здание с эллиптическим залом на 10 тыс. человек и примыкающей призматической башней с административными помещениями. Два пространства соединялись условной галереей — параллелепипедом на верхнем ярусе с залом Моссовета, в котором могли разместиться еще 2 тыс. человек. Под параллелепипедом располагался проезд для автомобилей, соединяющий площадь Революции с Охотным Рядом. Здание произвело небывалый фурор — так конструктивизм и авангард зашагали по миру.

На выставке в музее Щусева, помимо прочего, пойдет речь о том, как Александр Веснин пришел к конструктивизму через беспредметную живопись и работу в театре. Его братья Леонид и Виктор были больше практиками, тогда как новаторство исходило именно от Александра.

А.А., В.А., Л.А. Веснины. Дворец труда на Охотном Ряду, конкурсный проект, 1923. Бумага, карандаш (Фото: пресс-служба)
К.С. Мельников. Дворец труда на Охотном Ряду, конкурсный проект, 1923. Бумага, карандаш, тушь, цветная тушь (Фото: пресс-служба)

Здание газеты «Ленинградская правда» на углу Тверской улицы и Пушкинской площади

В 1924-м году архитекторам выдали островок шесть на шесть квадратов рядом со Страстным монастырем, чтобы продумать проект редакции. Здание редакции должно было быть многофункциональным: первый этаж отводился под газетный киоск, на втором располагался читальный зал, на третьем этаже была общая контора, на четвертом и пятом этажах — помещения редакции. В конкурсе участвовали три проекта: братьев Весниных, Ильи Голосова и Константина Мельникова. Проект Мельникова оказался самым смелым и инновационным — Константин Степанович был адептом кинетической, подвижной архитектуры. По его идее, редакция «Ленинградской правды» должна была расположиться в пятиэтажном сооружении цилиндрической формы с лестницей-подъемником в середине и этажами, вращающимися вокруг нее, как лопасти вертолета.

К.С. Мельников. Здание редакции газеты «Ленинградская правда» на Страстной (Пушкинской) площади, конкурсный проект, 1924 (Фото: пресс-служба)

Монумент Христофору Колумбу в Санто-Доминго

В 1923 году на Пятой Панамериканской конференции было решено поставить памятник Христофору Колумбу. Через пять лет был объявлен международный конкурс, участие в котором приняли архитекторы из 48 стран. Советский Союза выдвинул несколько проектов, призванных продемонстрировать богатство идей и стилистическую зрелость советской конструктивистской архитектуры. В том числе — гигантский мобиль Константина Мельникова. Архитектор долго искал подходящую композицию и остановился на двух врезанных друг в друга конусах, между которыми располагалась символическая хрустальная могила Колумба. По бокам конструкции Мельников расположил крылья, которые должны были приводиться в действия из-за смены погодных условий (Санто-Доминго славится проливными дождями). При совпадении направления крыльев по диаметру монумент мог поворачиваться на Северо-Восток. Архитектор хотел, чтобы с каждым поворотом памятника по всем мировым столицам «разлетались телеграммы», сообщающие о повороте — это бы символизировало единение всего мира.

Памятник Колумбу в Санто-Доминго, конкурсный проект, 1929. Бумага, карандаш, тушь, гуашь (Фото: пресс-служба)

Второй инновационный проект памятника великому мореплавателю представил любимый ученик Александра Веснина — Иван Леонидов. Несмотря на то что в учениях конструктивистов преобладал пафос нового жизнеустройства, Леонидов продумывал не быт человека новой формации, а культурную и духовную жизнь. Так, Леонидов объединил в проекте аэропорт, метеостанцию, морской порт и радиопорт с двумя трехсотметровыми мачтами, обращенными к морю. В центре возвышался маяк с лабораторией межпланетных сообщений (архитектору не занимать размаха мысли). На маяке, по идее Леонидова, должны были разместиться экраны, на которых транслируются специально снятые фильмы о достижениях человечества и о Христофоре Колумбе. Более того, такие же экраны архитектор хотел расставить по всему миру и транслировать фильмы через радиоприемник (по сути, Иван Ильич почти придумал Интернет, просто слова такого не знал). Глобально проект должен был превратиться в мировой музей достижений человечества.

В итоге Маяк Колумба построили по проекту 23-летнего шотландского архитектора Джозефа Ли Глива – огромный железобетонный крест высотой в 33 м и длиной 310 м.

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был организован в Москве осенью 1920 года. В 1927-м его переименовали во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), который был расформирован в 1930 году. На его базе возникли МАрхИ, МГАХИ им. Сурикова и Московский полиграфический институт.

Суть ВХУТЕМАСа заключалась в нетрадиционной структуре, объединявшей факультеты творческой (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственной (полиграфический, металлообрабатывающий, деревообделочный, текстильный, керамический) направленности и общий для всех специальностей курс.

ВХУТЕМАС собрал крупнейших представителей авангардных течений 1910-х. Индивидуальные мастерские в разные годы возглавляли Веснин, Кандинский, Клюн, Мельников, Татлин, Лисицкий и многие другие представители авангарда.