Как игра разработчиков из Нижнего Новгорода попала в Apple Arcade
Имена Михаила Шагина, Дмитрия Викторова и Алексея Калинина могут ни о чем вам не говорить, если вы не заядлый геймер, но о парнях важно знать одно: их игры покупают в App Store и Google Play от Миссисипи до Хуанхэ. И в этом нет никакого чуда, помогло, скорее, правило, как в мультфильме «Душа», — найти увлечение и следовать ему. Но обо всем по порядку. Будущие основатели инди-студии Fiftytwo познакомились на предыдущем месте работы — в IT-компании, занимавшейся разработкой мультимедийного софта: видео- и аудио-конвертеров и YouTube-даунлодеров. Сдружились быстро — на почве любви к играм и решили создать собственную. «Сначала работали по выходным, потом и праздники стали посвящать разработке, а вскоре и вовсе уволились, сняли первый офис», — вспоминают парни.
В работе было сразу несколько проектов: расщепитель материи, в котором предлагалось ломать объекты, пока не дойдешь до элементарных частиц, hidden objects в бороде (ройся в бороде, пока не отыщешь все предметы), Mr. Eps, в котором нужно было управлять чем-то похожим на сперматозоид, и алфавит — сложносочиненная игрушка: на каждую букву алфавита создавалась отдельная мини-игра. Разработчики дошли до буквы E, а потом Алексей предложил соединять буквы — так возник прообраз первой хитовой игры.
«Мы посетили конференцию Mail.ru в Нижнем, показали разработку лектору. Он ответил: "Круто. А о чем игра? Хорошо бы добавить персонажей и историю"», — объясняет Михаил. Так, в 2014-м году Fiftytwo дебютировали с Jellies! — затягивающей игрой, в которой медузы откусывают пальцы рыбаку, и он отправляется на поиски конечностей. Игроку предлагалось собрать максимальное количество медуз и помочь моряку продвинуться в его путешествии. Разработчики говорят, что дали себе полную свободу, прописали второстепенного персонажа — жену моряка — и даже создали его внутренний инстаграм. Китайские, американские и европейские геймеры взвизгнули от восторга. Но как это произошло?
«Мы спокойно выкладывали наработки в свой инстаграм, — вспоминает троица, — и внезапно в директ написал чувак из Лос-Анджелеса, занимающийся изданием и продвижением игр. Он-то и показал медузок команде App Store». Медуз оторвали с руками: App Store не просто разместил игру на своей платформе, но и повесил баннер с ней на главную страницу. «Этот мощнейший фичеринг обеспечил 2-3 миллиона скачиваний за неделю», — радовались отцы Jellies! А сами разноцветные медузы, можно сказать, обеспечили своим создателям вип-пропуск в святая святых разработчиков игр для смарфтонов — App Store и Google Play.
В 2017 году Михаил, Алексей и Дмитрий, до этого не общавшиеся напрямую с командой App Store, прибыли на встречу в формате one-to-one, чтобы презентовать российской команде Apple вторую разработку — головоломку Kenshō. «Когда коллеги увидели у Миши на чехле медуз из Jellies! и, удивившись, что мы — авторы популярной игры, отправили нас в эдакий бизнес-зал для зарекомендовавших себя разработчиков, разговор начал клеиться куда лучше», — посмеиваются друзья.
Вторая игра тоже зашла на ура: ребята издали ее как раз к глобальному редизайну App Store, который, само собой, привлек новых пользователей. Одной из новых фишек стала вкладка «Игра дня», куда органично и встала Kenshō. Троица считает, что следить за обновлениями платформ и компаний очень важно: игра должна использовать все возможности нового процессора, экрана и так далее.
На вопрос, как монетизируются игры, Fiftytwo отвечают лаконично: площадка удерживает 30% с каждого пользовательского платежа. «Круто, что недавно для некрупных студий Apple ввела программу поддержки. По ее условиям комиссия сокращается до 15%, если студия зарабатывает до $1 млн в год».
«К слову, новое правило Apple ввел после скандала с Fortnite и обвинениями Павла Дурова», — добавляют разработчики. Напомним: в 2020 году студия Epic Games, выпустившая популярнейшую игру Fortnite, поссорилась с Apple и Google, когда попыталась предоставить возможность игрокам совершать внутренние покупки в игре напрямую через Epic Games, чтобы не отдавать Apple часть прибыли с пользовательских платежей. Тогда же Павел Дуров раскритиковал Apple за монополию из-за высокой комиссии в приложении для игр.
Как бы там ни было, App Store для нижегородских умельцев — давно покоренная вершина. Два года парни держали путь в Apple Arcade — сервис подписки на игры, эдакий Netflix для геймеров. Порог входа туда довольно высок: приложение берет всего 150 игр — конкурс похлеще, чем при поступлении на коммерцию в МГИМО. Но игра стоит свеч: вместе с заветным местом в Apple Arcade разработчики получают огромную узнаваемость, видимость, им больше не надо уговаривать пользователей купить свои игры или надеяться на вкладку на главной странице.
«Если твоя игра на Apple Arcade, в нее точно будут играть. Также сервис будет рекомендовать ее пользователям, интересующимся похожими играми», — объясняют ребята. Конечно, приход подписочных сервисов в мир игр (помимо Apple Arcade есть Google Play Pass, Playstation Plus и Game Pass от XBox) резко изменил правила, как в свое время Spotify изменил музыкальный бизнес, а Netflix — киноиндустрию. Хотя платформы и жалуют проверенные временем франшизы типа Sonic X и Губки Боба, от массовых игр и блокбастеров разработчики стали переходить к казуальным, нишевым — с любопытным гейм-плеем и интересным дизайном.
Вот и Fiftytwo запрыгнули в Apple Arcade с диковинным раннером Populos Run, в которой группа людей уворачивается от гигантского фастфуда. «Изначально мы хотели сделать социальные зарисовки, — раскладывают по полочкам парни. — Перемещать толпу в час пик, воссоздать набег толпы на витрины магазинов в Черную пятницу, поиронизировать над трендом на бегунов и зожников. В итоге оставили только последнюю идею. Но фишка не столько в идее, сколько в механике: в типичном раннере игрок скачет между тремя полосами и бежит строго прямо (например как в Subway Surfers. — «РБК Стиль»). У нас же толпа бежит, как вам заблагорассудится, все падают, кричат. Весело».
На вопрос, какие еще механики или в целом тренды популярны в играх для смартфонов, Fiftytwo отрезают: не гонятся за модой, не выискивают новые фишки специально, даже не рассчитывают KPI и не изучают статистику. «Мы независимы, делаем так, как нравится нам. Издаем игры как для себя», — улыбается Михаил.
Уверенность в собственном вкусе привела троих друзей уже ко второй вершине. Но и это не предел: в планах — как минимум повторить успех лондонской студии ustwo games и выпустить культовую игру, выходящую далеко за рамки тематических сервисов (в Monument Valley — головоломку ustwo games — играл Кевин Спейси в сериале «Карточный домик»). Также парни мечтают привезти в Нижний Новгород награду BAFTA (премия Британской академии в области видеоигр) и Apple Design Award. Судя по молниеносному развитию Fiftytwo и преданности ребят делу, эти цели скоро материализуются.