Что носили на инаугурации президенты и первые леди США
Джон и Жаклин Кеннеди, 1961
Внимание к инаугурации не только как к политическому, но и модному событию привлекла жена 35-го президента США Джона Кеннеди. Еще до вступления мужа в должность Жаклин слыла модницей, любившей преимущественно французские бренды. Однако, так как первой леди следует поддерживать прежде всего американских дизайнеров, перед инаугурацией ей пришлось обратиться к Олегу Кассини — парижскому эмигранту, жившему в Нью-Йорке и копировавшему вещи своих французских коллег. Он разработал для инаугурационного парада бирюзовое пальто с крупными пуговицами и меховой оторочкой, дополненное муфтой и шляпкой в цвет, а для инаугурационного бала — приталенное платье и объемный кейп в духе коллекций Кристобаля Баленсиаги.
Джон Кеннеди не уступал жене: он отдал дань первым президентам США, одевавшимся по английской моде в визитку (род сюртука, полы которого расходятся спереди, образуя конусообразный вырез). Еще одна отсылка к прошлому крылась в выборе производителя костюма. Им выступил один из старейших брендов мужской одежды в США Brooks Brothers, среди поклонников которого был, к примеру, Авраам Линкольн. Он появился в пальто Brooks Brothers на своей второй инаугурации в 1865 году: на подкладке красовались орел и фраза «Одна страна, одна судьба».
Ричард и Пэт Никсон, 1969 и 1973
Наряды четы Кеннеди стали образцом для последующих американских президентов и их жен. Ричард Никсон облюбовал костюмы Brooks Brothers, а Пэт Никсон — меховые аксессуары, пальто конфетных тонов и платья, которые превращали первую леди государства в бриллиантовую статуэтку, а не элегантную статусную даму.
На первом инаугурационном балу Никсона Пэт облачилась в бледно-желтое атласное платье и укороченный жакет, инкрустированный золотом, серебром и австрийскими кристаллами. Комплект был разработан дизайнерами Карен Старк и Харви Берином, которые, как и Олег Кассини, предлагали американскому рынку адаптированные версии коллекций французских кутюрье. На второй инаугурации полудрагоценных камней меньше не стало: дизайнер Адель Симпсон создала бирюзовое платье из шелковой органзы, целиком расшитое кристаллами. Наряд не соотносился ни с самой Пэт Никсон, которая до переезда в Белый дом работала в аптеке, машинисткой и рентгенологом, ни со страной, которая в те годы была охвачена массовыми протестами.
Рональд и Нэнси Рейган, 1981 и 1985
Несмотря на то что Нэнси Рейган не понаслышке знала, что такое голливудский шик (она, как и Рональд Рейган, сыграла несколько ролей в кино), ее инаугурационные наряды были более протокольными и минималистичными, чем у Пэт Никсон, но от этого не менее эффектными. Над образами к официальной части мероприятия как в 1981-м, так и в 1985-м году работал американский дизайнер кубинского происхождения Адольфо Сардинья, который неожиданно для самого себя придумал будущую визитную карточку Нэнси Рейган — костюм в особом оттенке алого, впоследствии названного «Reagan Red».
В красном Рейган позировала на фотографиях из Белого дома, приходила на премьеру «Бульвара Сансет», путешествовала по Индонезии и встречалась с королевой Елизаветой (в знак уважения к первой леди невестка британского монарха принцесса Диана даже прикрепила к своему белому платью красный платок). «Просто и элегантно» — так описал выходы своей клиентки Джеймс Галанос, американский дизайнер и автор нарядов Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Марлен Дитрих, Джуди Гарленд и Мэрилин Монро, который собрал Нэнси Рейган на торжественные части обеих инаугураций.
Рональд Рейган тоже не изменял себе, заказывая костюмы у калифорнийского портного Фрэнка Мариани. В одном из интервью маэстро признался, что 40-й президент США — один из его самых консервативных клиентов. Он выбирал однобортные пиджаки со слегка завышенной талией и брюки со складками и манжетами. Интересно, что в 1981 году Рейган в последний раз в истории инаугураций надел так называемый stroller suit — полуформальный костюм, состоящий из классического пиджака и широких серых брюк в полоску.
Билл и Хиллари Клинтон, 1993 и 1997
Несмотря на разные политические взгляды, выражающиеся прежде всего в принадлежности к разным политическим партиям, Хиллари Клинтон явно симпатизировала Пэт Никсон. Об этом говорили ее инаугурационные образы, выполненные в похожих оттенках и с применением такого же количества переливающегося декора. Клинтон вернула в Белый дом голливудский шик, для чего в 1993 году привлекла дизайнера Сару Филлипс из штата Арканзас (дань уважения родине мужа), а в 1997 году — едва ли не самого популярного автора нарядов для красных дорожек — Оскара де ла Ренту (в США даже существует крылатая фраза: «На "Оскар" оденемся от Оскара»). Тогда взгляды избирателей были прикованы именно к Хиллари, а не к Биллу Клинтону, следующему за первой леди в костюмах и пальто от бруклинского портного Мартина Гринфилда.
Джордж и Лора Буш, 2001 и 2005
Лора Буш последовала примеру Хиллари Клинтон: на первом инаугурационном балу отдала дань родине, заказав платье у техасского дизайнера Майкла Фэйрклота, а на втором — голливудской моде, обратившись за помощью к Оскару де ла Ренте. Тем не менее сходство с кем бы то ни было новоиспеченная первая леди отрицала. В процессе подготовки к инаугурации репортер спросил ее, на кого из предшественниц она будет похожа, и в ответ услышал: «Думаю, я буду просто похожа на Лору Буш».
При этом критики отмечали, что второе платье жены 43-го президента США для инаугурационного бала кричало о своей дороговизне, а сложная фактура противоречила истинной натуре некогда застенчивой учительницы из маленького городка. Куда большее воодушевление вызвали ее образы на официальных частях инаугураций: голубой ансамбль с черными лацканами, перчатками и лодочками, который перекликался с костюмом Джорджа Буша от неизвестного портного, и белое пальто с маленькими карманами, дополненное шарфом цвета слоновой кости.
Барак и Мишель Обама, 2009 и 2013
Инаугурация первого темнокожего президента США должна была пройти беспрецедентно. Это касалось, в частности, образов главных героев мероприятия, за которым впервые массово следили не только по телевидению и в прессе, но и в социальных сетях. Мишель Обама воспользовалась этим рупором как средством продвижения малоизвестных, но талантливых модных дизайнеров. Комплект из золотого шерстяного кружева для первого инаугурационного парада в 2009 году разработала американский дизайнер кубинского происхождения Изабель Толедо, а за белое платье на одно плечо с цветочными нашивками отвечал выходец из Тайваня 26-летний Джейсон Ву. Если Толедо целенаправленно создала наряд для мероприятия, то Ву узнал о том, что платье из его коллекции выбрала первая леди США, посмотрев трансляцию инаугурационного бала. Покровительство Мишель Обамы, сделавшее дизайнера известным на весь мир, на этом не закончилось: она вышла в его платье, уже более смелом, авангардном и ярком, на второй инаугурации в 2013 году. Пальто для официальной части хозяйка Белого дома заказала у Тома Брауна из Нью-Йорка, который специализируется на создании одежды для мужчин, дополнив его поясом J. Crew, сделавшим образ более демократичным.
«Теперь люди фотографируют туфли, браслеты и ожерелья, которые я ношу, но не обращают внимание на то, что мой муж восемь лет подряд носит один и тот же смокинг, — переводила она стрелки на Барака Обаму. — И он этим очень гордится. Всегда говорит мне: "Я будут готов через десять минут. А сколько времени сборы заняли у тебя?. На что я отвечаю: "А ну-ка уходи отсюда!". Барак Обама, как и Авраам Линкольн, присягал на верность американскому народу в черном пальто Brooks Brothers и в 2009-м, и в 2013-м году, а его «один и тот же смокинг» — дело рук сотрудников ателье Hart Schaffner Marx в Чикаго, где он начинал свой путь к статусу 44-го президента США.
Дональд и Мелания Трамп, 2017
От Мелании Трамп, которая до переезда в Белый дом не пропускала ни одного важнейшего светского мероприятия, наряжаясь в соболиные шубы, леопардовые платья и туфли на высоких каблуках, в статусе первой леди США многого не ждали. А зря: бывшая словенская модель удивила избирателей уже на инаугурации, сделав в своем образе аккуратную отсылку к стилю Жаклин Кеннеди и реверанс творчеству американских дизайнеров (хотя всегда любила Dolce & Gabbana). Голубой кашемировый комплект из жакета и платья, дополненный длинными перчатками и лодочками в тон, сделал для нее Ральф Лорен, который впоследствии попал из-за этого в опалу. В социальных сетях появились призывы бойкотировать дизайнера: мол, если он сотрудничает с Дональдом Трампом, значит, поддерживает его сексистские и другие радикальные высказывания.
Впрочем, протестных возгласов в сторону Ральфа Лорена было гораздо меньше, чем восхищенных в сторону его наряда. Критики декларировали, что в нем Мелания Трамп, в отличие от своих предшественниц, которые останавливали выбор на блестящих платьях диснеевских принцесс, выглядела сдержанно и взросло. «Она внимательно изучила язык первой леди», — писала Ванесса Фридман из The New York Times.
Хвалили и платье для инаугурационного бала — белое, с открытыми плечами, одинокой драпировкой и тонкой бордовой лентой вместо пояса. Над ним Мелания Трамп работала сама, заручившись поддержкой бывшего креативного директора Carolina Herrera Эрве Пьера. Стоя рядом с мужем с эксцентричной прической, на которую он тратит $70 тыс. в год, и в широченных брюках, которые не соответствовали ни его фигуре, ни торжественности мероприятия, первая леди США задала тон своему дальнейшему поведению в Белом доме. В условиях непрекращающихся провокаций Дональда Трампа ей удавалось держать лицо, а иногда еще и элегантно высказаться на тему той или иной ситуации.