Впечатления, 17 ноя 2020, 09:00

История одного краха: что случилось с карьерой Джонни Деппа

Кинокритик Ярослав Забалуев размышляет о том, есть ли у нас шансы еще когда-нибудь увидеть Джонни Деппа на экранах, а также о чем говорит история судебного разбирательства о его участниках и обо всем обществе
Читать в полной версии
Фото: Valeriano Di Domenico/Getty Images for ZFF

Джонни Депп подал иск о клевете на британский таблоид The Sun, который назвал его мужчиной, избивавшим жену — актрису Эмбер Херд, — и проиграл. Компания WarnerBros., ответственная за производство франшизы «Фантастические твари и где они обитают», попросила Деппа отказаться от роли злого волшебника Грин-де-Вальда в третьем фильме серии. Актер принял предложение вместе с компенсацией в виде гонорара за роль, в которой успел отработать всего один съемочный день. Сейчас студия ищет того, кто заменит Джонни, ходят слухи о том, что это будет Мадс Миккельсен.

Судебное разбирательство, разумеется, не смогло затмить новости о буйстве второй волны коронавируса, но тем не менее стало одним из самых ярких событий осени этого чудовищно странного года. В соцсетях сначала обсуждали рассказ Деппа о том, как после вечеринки, которую закатила Херд, он обнаружил в своей постели фекалии. Потом подробнейшим образом разбиралось меню, состоящее из алкоголя и целого ассорти стимуляторов. После суда Депп написал открытое письмо о случившемся и спровоцировал флэшмоб с хэштегом #JusticeForJohnnyDepp («Правосудие для Джонни Деппа»). Надо признать, что это едва ли не первый случай волеизъявления зрителей за все время разборок между Деппом и Херд, длящихся уже несколько лет. Достаточно вспомнить, что после выхода «Убийства в Восточном экспрессе» Кеннета Браны в 2017 году, публика очень радовалась тому, что героя Деппа быстро устранили.

Фото: WIktor Szymanowicz/NurPhoto via Getty Images

Впрочем, медленное понимание серьезности происходящего и ленивое пробуждение сочувствия — вещь понятная. Джонни Депп всегда был из тех, кто проходит через жизненные трудности с кривой усмешкой и по итогам обходится максимум парой царапин. На последнем суде он признался, что на протяжении жизни употреблял все известные человечеству наркотики (но женщин не бил). Начал он эти опыты в 13 лет (а к алкоголю пристрастился годом раньше). У него были лучшие женщины — Кейт Мосс, Ванесса Паради, Вайнона Райдер.

Его карьера — тоже, если подумать, сюжет, плохо поддающийся логике. Депп почти 20 лет был звездой независимого кино — от «Эдварда Руки-ножницы» и «Плаксы» до «Мертвеца» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» со всеми остановками. В начале тысячелетия он вдруг резко рванул в первый голливудский дивизион, создав едва ли не самого яркого героя коммерческого кинематографа нулевых в «Пиратах Карибского моря».

На фоне ужасающих деталей совместной жизни с Херд и, например, двухлетней давности интервью в Rolling Stone сейчас уже мало кто помнит, что в период супружества с Ванессой Паради Депп изрядно остепенился. Он был любящим отцом, примерным мужем, лениво воспроизводил с некоторыми вариациями эксцентрику Джека Воробья в больших студийных фильмах. В общем, Депп превратился во вполне респектабельную звезду, имеющую мало общего с тем человеком, которого любила его фан-база. Резким поворотом стал, собственно, роман с Эмбер. Джонни вдруг на пятом десятке взбрыкнул и стремительно полетел в пропасть.

Эмбер Херд и Джонни Депп на международном кинофестивале в Торонто, 2015 (Фото: Jason Merritt/Getty Images)

Подобная артистическая непредсказуемость оказалась не очень ко двору в современном мире. Общество сейчас находится в поиске общих знаменателей, а Депп в этом контексте — подобно своим кумирам Хантеру Томпсону и Марлону Брандо — опасное животное. Сложно поверить, что ему уже, вообще-то, почти шестьдесят. Былые коллеги по загулам образумились. Роберт Дауни-младший и Брэд Питт бросили пить, Николас Кейдж, счета которого за бой посуды Депп неоднократно оплачивал, превратился в трэш-икону. Джонни же упорно, теряя время от времени сознание, отстаивает свое право не на разгульную жизнь, а на то, чтобы быть артистом, художником, рок-звездой, в конце концов (помимо участия в супергруппе Hollywood Vampires на счету Деппа еще и сыгранная на заре карьеры роль рокера в клипе Тома Петти «Into The Great Wide Open»). Неудивительно, что ближайшим другом последних лет стал Мэрилин Мэнсон — еще один артист, жизнь и карьера которого чуть не полетела под откос после стрельбы в школе «Колумбайн».

Толпа глупа и готова в любой момент растоптать вчерашних кумиров. Когда уже выяснилось, что Херд сама кидалась на Джонни с кулаками, иные договорились до того, что и актер он так себе. Депп действительно так себе ансамблевый актер, и дело тут совсем не в том, что он слишком старательный или громкий. Просто любое появление на экране автоматически перемещает его в центр кадра — до финальных титров или до смерти героя, которого доверили Джонни. Пару лет назад его обвиняли, в частности, в том, что из-за пьянства он не в состоянии запомнить собственные реплики и нанял специального суфлера, который талдычит ему слова сценария в наушник. Спустя время Депп нехотя признался, что с памятью и правда бывают проблемы, но этот самый суфлер нужен был для того, чтобы погружать актера в нужную атмосферу при помощи музыки или звуков детского плача. Чтобы Джонни было легче «играть глазами».

Джонни Депп в клипе Into The Great Wide Open (Фото: Tom Petty / YouTube)

В начале 2021 года Деппу предстоит еще один суд — на этот раз в Америке с газетой The Washington Post, опубликовавшей колонку Херд, которая, по мнению артиста, вредит его репутации. Репутационные потери и правда велики, но, если и этот суд будет проигран, Джонни придется начать распродавать недвижимость, чтобы свести концы с концами. Здесь, пожалуй, самое время для пары прогнозов, как бы ни было самонадеянно делать их по-русски через всю Атлантику.

Очевидно, что нынешняя траектория движения Джонни ведет его к всестороннему краху. Возможно также, что нынешний кризис произведет освободительный эффект и приведет Деппа к новым актерским победам, как это случилось со зрелым Брандо. Но в любом случае, всем тем (да и всем нам), кто сейчас старается вырабатывать новые этические правила для новой редакции «жизни не по лжи», стоит признаться хотя бы себе вот в чем. Праведный гнев, борьба с насилием и прочие замечательные вещи вряд ли стоит противопоставлять радости, которую приносит каждое появление Джонни на экране. Без него будет скучно, и вот это — уж точно крайне несправедливо.