Впечатления, 01 ноя 2020, 11:00

Как прошла легендарная регата Rolex Middle Sea Race

Из-за пандемии в этом году были отменены практически все значимые регаты. Но знаменитая Rolex Middle Sea Race все же стала исключением
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба / Rolex / Kurt Arrigo

Старт парусной гонки Rolex Middle Sea Race оставался под вопросом до последнего дня. Организаторы ждали распоряжений правительства Мальты. Вдобавок многие страны внесли Мальту в список стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Поэтому те, кто в этом году пришел на старт знаменитой офшорной гонки, проявили поистине безграничную любовь и приверженность парусному спорту. В таких условиях участие — уже небольшая победа.

Из-за пандемии количество участников Rolex Middle Sea Race 2020, которая проходила с 17 по 29 октября, не достигло рекордных показателей последних лет. Но все же флот собрался достаточно представительный: 50 участников из 14 стран (4 яхты выступали под российским флагом). На ситуацию с парусными соревнованиями огромное влияние оказали ограничения, связанные с эпидемией коронавируса. Британцы, например, отказывались участвовать из-за обязательного двухнедельного карантина по возвращении домой, а американцы вообще не могут пока посещать Европу. Плюс логистические и другие затраты на организацию тоже подвергались риску себя не оправдать. Перегнать лодку для участия в соревнованиях и затем узнать, что регату отменили, — крайне малоприятный сценарий.

Фото: пресс-служба / Rolex / Kurt Arrigo

И все же истинная любовь к парусу, как оказалось, способна преодолеть все границы. А Rolex Middle Sea Race — одна из тех регат, к которым подолгу готовятся, победа в гонке навсегда оставляет имя победителя в истории спорта. Это «must do» для всех, кто серьезно занимается парусом, а раз так, то, как говорится «Париж стоит мессы».

Гонка стартует и финиширует на Мальте, предлагая участникам тактически сложное путешествие протяженностью в 606 морских миль. Яхтсмены огибают Сицилию, проходя два активных вулкана и множество маленьких островов.

Организатором соревнований выступает Королевский яхт-клуб Мальты (Royal Malta Yacht Club), регата с 2002 года проходит при поддержке Rolex. Самые известные гонки этого типа — проходящая раз в два года Rolex Fastnet Race, организуемая яхт-клубом Royal Ocean Racing Club, и ежегодная Rolex Sydney Hobart Yacht Race, которую проводит Cruising Yacht Club of Australia. По традиции сигналом к старту Rolex Middle Sea Race стали выстрелы Салютной батареи в гавани Валлетты.

Фото: пресс-служба / Rolex / Kurt Arrigo

История регаты началась в далеком 1968 году, когда два англичанина, проживавшие на Мальте — Джимми Уайт и Алан Грин — объединились с двумя братьями, мальтийцами Полом и Джоном Рипардами, чтобы создать средиземноморский аналог британской регаты Fastnet Race. Собственно, по ее образцу и была создана мальтийская регата с такой же протяженностью маршрута.

В этом году гонка продемонстрировала высокий уровень упорства, необходимого для достижения успеха. В условиях слабого ветра все участники проявляли удивительную стойкость. Это было захватывающее соревнование, которое закончилось второй кряду победой в общем зачете по системе гандикапа прошлогоднего победителя гонки мальтийской яхты Elusive 2. На сложном маршруте Rolex Middle Sea Race — это редкое явление и огромное достижение. Для этого должно совпасть множество обстоятельств: от погоды до списка конкурирующих участников, а иногда и доли везения.

Однако успех мальтийской команды не случаен. В прошлом году после многих лет упорной работы и постоянного совершенствования своих навыков экипаж Elusive 2 одержал очень эмоциональную победу. Команду — братьев и сестру Аарона, Кристофа и Майю Подеста — на занятия парусным спортом вдохновил их покойный отец Артур, 35-кратный участник соревнований Rolex Middle Sea Race.

В этом году гонка поставила перед командой новые задачи. Подготовка требовала того же методичного подхода, что и в предыдущие годы, но в усложненных обстоятельствах. Условия на воде отличались от наблюдавшихся 12 месяцами ранее. «Эта гонка посвящена физической и психологической стойкости», — пояснил Аарон Подеста. — «В этом году из-за слабого ветра на каждом повороте гонки возникала эмоциональная нагрузка». Две победы подряд — редкий подвиг в яхтенных регатах такого рода. Этого не удавалось добиться на гонке Rolex Sydney Hobart Yacht Race с 1965 года, а на легендарной Rolex Fastnet такое произошло всего один раз в 1957. На Rolex Middle Sea Race последним, кто  добился этого, был экипаж NITA IV Нелло Маццаферро в 1980 году.

Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi
Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi

Борьба за приз «Первой яхты у финиша» напоминала сюжет к эпическому фильму. На последних пяти регатах Rolex Middle Sea Race экипаж американской макси-яхты Rambler (категория яхт от 18 метров длиной) доминировал в категории однокорпусных яхт, неустанно стремясь побить собственный рекорд, установленный в 2007 году. В гонке этого года американская команда не смогла участвовать, поэтому изначально явного фаворита не было. И эта ситуация, когда заранее невозможно было понять, на кого делать ставки, еще больше подогревала интерес. За несколько миль до финиша победа была в руках у экипажей двух яхт, вышедших в авангард флота. Обе лодки были из Польши, одинакового размера и дизайна.

I Love Poland под управлением Гжегожа Барановски лидировала на протяжении большей части гонки, но на входе в южный канал Комино, на северо-западном конце Мальты, ее соперница E1 вырвалась вперед. Демонстрируя уверенность в своих силах и не теряя веры несмотря на порой изнуряющую гонку, команда воспряла духом и решительно обогнала противника буквально у линии финиша.

«Мы очень счастливы. Это было сочетание безупречной работы экипажа и небольшой доли удачи», — рассказал довольный Барановский. Команда I Love Poland завершила регату на 48 часов позже рекордного времени гонки, потратив на нее 3 дня, 23 часа, 58 минут и пять секунд. Настоящее испытание воли и терпения. В результате I Love Poland стала первой польской яхтой, завоевавшей награды в крупной гонке на 600 морских миль.

Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi
Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi

Не менее драматичной выглядела борьба за победу в категории многокорпусных яхт. Два итальянских катамарана — Maserati Multi70 и Mana — успешно прошли Сицилию, прежде чем первая установила преимущество на Лампедузе, которое удерживалось до финиша. Отрыв Maserati от Multi70 составил 15 минут.

В десятке лидеров в общем зачете оказались три российских экипажа из четырех участвовавших: четвертое место занял экипаж Buran, пятое — экипаж Rossko, а седьмое— Freccia Rossa. Причем экипажу Buran удалось взойти на подиум в своей категории, завоевав третье место в категории ORC.