Впечатления, 12 сен 2020, 18:58

Будущее так и не наступает: что смотреть на ярмарке Cosmoscow

C 11 по 13 сентября в Гостином дворе проходит ярмарка современного искусства Cosmoscow. Артур Гранд рассказывает, как она началась в этом году и что происходит и чего не происходит в мире искусства.
Читать в полной версии
(Фото: Артур Гранд)

В посткарантинной Москве арт-ярмарка Cosmoscow стала первым масштабным культурным событием. Она проходит уже в 8-й раз, но в условиях пандемии — будто бы впервые. Ближе к вечеру в день открытия Гостиный двор был забит до отказа — заметно, как люди, уставшие от самоизоляции и Zoom, хотели лично присутствовать на столичных fêtes galantes. И если в докоронавирусное время вся эта светскость казалась искусственной, то сейчас в ней чувствуется витальность.

Один из самых оригинальных стендов придумала галерея JART, где можно посмотреть премьеру лэнд-арт проекта «ЧА ЩА Выставка в лесах». Куратор — Андрей Ерофеев, а главный имидж создал Павел Пепперштейн. Если утомляют бесконечные парфюмы вокруг, можно подойти к одной работе, вооружиться (или стать) нюхоскопом и вдохнуть запах крапивы, лопуха или сныти.

За драйв и молодость в рамках Cosmoscow в полной мере ответила воронежская галерея «Х.Л.А.М.».

Кирилл Савельев, «Когда я в деревне, я слежу за тем, как меняются молнии в лужах», 2019 (Фото: Courtesy H.L.A.M. Gallery and the artist)

Остроумные фотографии Кирилла Савельева отсылают к вечной древнерусской тоске, а лизергиновые картины Ивана Горшкова наполнены реализмом и сюрреальностью одновременно. Также здесь можно познакомиться с медитативным арт-проектом режиссера Бориса Юхананова «Катабабис.Бесы» — его графика спрятана в четырех чемоданах с наклейками.

Художником года выбран Павел Отдельнов, создавший проект «А геолокацию можно? Выбери сам». Во время карантина он начал работать с пейзажами, запечатленными камерами машин Яндекс и Google, то есть лишенными фигуры автора. Рядом с его стендом на стене горят красные буквы «будущее так и не наступило» — кажется, это самый точный диагноз мира во время коронавируса.

Вид экпозиции Павла Отдельнова (Фото: пресс-служба)

Еще один большой специальный стенд посвящен «Гаражу», названному музеем года. Там можно посмотреть по годам, как он развивался.

Пандемия, кстати, витает тенью по Гостиному двору постоянно. С одной стороны, Cosmoscow как будто бы обнуляет все жесткие правила нового социального поведения, с другой, маски и санитайзеры никто не отменял — впрочем, по залу большинство людей ходит без масок. Многие работы так или иначе осмысляют пандемию — ярмарку открывает работа Екатерины Муромцевой. Художница во время карантина застряла в Загребе и решила устраивать выставки и перформансы прямо на своем балконе — его деревянная версия и стоит в Гостином дворе. Балкон, как мы помним, вообще стал символом Италии во время первой вирусной волны.

А в рамках программы Cosmoscow talks тема изоляции и вовсе становится основной — критики, художники, кураторы, философы обсудят возможности солидарности и единения при закрытых (или частично открытых) границах.

Мяч, омоновец и Святой Лучини: как художники изображают Александра Лукашенко

Весьма симпатичной получилась выставка «20», где представлены рисунки небольших галерей. Там есть и графика молодой художницы Алисы Йоффе, и несколько работ Авдея Тер-Оганьяна («П.Пикассо. Мужчина со скрещенными руками сидящий на стуле» особенно хороша), и знаменитая картина Эрика Булатова «Живу — Вижу».

Издательство и онлайн-галерея «Формат Один» представила художников уличной волны, малотиражные эстампы и мультипли от Славы ПТРРК, группы ЗАЧЕМ и других заметных деятелей стрит-арта.

Вова Нутк, «Золотые кандалы», 2020 (Фото: Courtesy Format One gallery and the artist)

По соседству находится стенд независимого творческого объединения «АРТМОССФЕРА», энергично развивающего уличное искусство. Работу Ивана Симонова «Искусство будет в жопе до тех пор пока будет ориентироваться на зрителя» вообще можно отлить в золоте — хотя лучше в виде граффити на какой-нибудь сталинской высотке.

На стенде художественной платформы Shaltai Editions представлено тиражное искусство в исполнении таких звезд, как Никита Алексеев, Андрей Монастырский и Борис Гройс.

Кстати, в Музее Москвы при поддержке Cosmoscow проходит ярмарка-саттелит blazar, где выставляются молодые художники. Добраться до нее из Гостиного двора можно на специальном корабле-кинотеатре Okko, где показывают видеолекции. В одной из них Кирилл Иванов, фронтмен СБПЧ, в беседе с куратором Алексеем Масляевым обсуждает ценности коллективного и анонимного искусства.

Политических или остросоциальных высказываний на ярмарке не сказать чтобы много. В галерее Fragment Gallery представлены несколько работ интересного молодого белорусского художника Юры Шуста, в которых можно усмотреть полыхающую актуальность, хотя сам автор вряд ли в них ее вкладывал.

Юра Шуст, «ЭКЗО-ЗАБВЕНИЕ», 2015 (Фото: Courtesy Fragment Gallery and the artist)

Группировка «ЗИП» представила серию рисунков, посвященных дельфинам. На одном из них довольный дельфин красуется перед полицейскими со щитами — все, как в Сиэтле, Москве или Минске.

Ярмарку ждет весьма насыщенный медиафорум, а также перформативная программа. Искусство не только потребляют, но и слушают, анализируют, контексты становятся объемнее, смыслы множатся.

Проведение Cosmoscow в эпоху пандемии — амбициозное решение. Кажется, мы с каждым днем все меньше понимаем, что такое коронавирус, какие последствия нас ожидают, каким прогнозам и вакцинам верить, а каким — нет. Будущее так и не наступает. Почему бы не попробовать разобраться в этих вопросах вместе с ярмаркой. Пандемию как свою главную тему она не артикулирует, но эпидемия становится таковой по определению. Мы живем в удивительное и странное время — у нас есть только настоящее, и особенно остро это чувствуешь, когда заходишь в многолюдное пространство Гостиного двора и думаешь, ошарашенный количеством людей и очертаниями прежней жизни, надевать маску или нет.

Молодые художники размышляют о свободе. Проект «РБК Стиль».