Впечатления, 09 сен 2020, 19:18

Новый «Оскар»: какие фильмы получили бы премию, а какие — нет

Американская киноакадемия представила новые правила выдвижения на «Оскар». Кинокритик Ярослав Забалуев размышляет, почему «Титаник» или «Крестный отец» в соответствии с ними никогда не получили бы премию, а «Звездные войны» и «Властелин колец» — легко.
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk.ru)

Причины, по которым Американская киноакадемия решила ввести новые правила, совершенно очевидны. Совсем недавно Америка пережила «слишком белый «Оскар», рейтинги трансляций премий падают год от года, а сама Академия превращается в пенсионерское судилище вроде Академии звукозаписи и ее премии «Грэмми» (которую в обиходе давным-давно называют не иначе как «Granny» — «Бабуля»). Несмотря на рассудительность официального заявления, в нем сквозит отчаяние людей, пытающихся уцепиться за текущую действительность, но не вполне понимающих, как в нее встраиваться.

На практике все эти нововведения означают, что к 2024 году главная номинация самой популярной кинопремии мира превратится во что-то вроде гетто — про то, как правила будут соблюдаться в остальных номинациях, пока ничего не сказано. При всем уважении, сложно поверить в то, что такое понимание инклюзивности пойдет «Оскару» на пользу. В частности, академикам теперь стоит, пожалуй, ожидать протестов от кинематографистов, не желающих подстраивать свои художественные замыслы под актуальную конъюнктуру. В общем, авторитет «Оскара», по всей видимости, изрядно пошатнется, зато премию наверняка получит, например, Джордан Пил — режиссер, вполне справедливо рассуждающий о том, что про белых и так снято достаточно фильмов, а потому выводящий большую часть своих героев афроамериканцами.

Мы предлагаем пофантазировать о том, что было бы, если бы киноакадемия задумалась об идеалах равенства несколько раньше — и к чему бы это привело.

Лауреаты «Оскара», которые не получили бы премии согласно новым правилам киноакадемии

«Крестный отец»

Режиссер Фрэнсис Форд Коппола, 1972

Первая часть криминальной саги Фрэнсиса Форда Копполы совершенно не рассматривалась студией Paramount как потенциальный хит. Одноименный роман Марио Пьюзо, конечно, был безусловным бестселлером, но это была все-таки увлекательная беллетристика, а не «Война и мир». Коппола должен был оседлать, как сказали бы сейчас, «волну хайпа» и снять в меру скромную экранизацию. Единственной звездой в фильме на момент выхода был Марлон Брандо. Аль Пачино, Роберт Дюваль, Джеймс Каан не имели нынешней репутации, а для Дайан Китон роль Кей Корлеоне и вовсе стала дебютом. Тем не менее Копполе удалось вынуть из почти бульварного романа историю распада личности на фоне великой эпохи и навсегда вписать свое имя в историю. «Крестный отец» получил три «Оскара» — в том числе за лучший фильм. Во времена Копполы ленту про итало-американцев можно было считать картиной о нацменьшинствах, но сегодня этот номер уже, конечно, не прошел бы. Не говоря уже о том, что мир «Крестного отца» — это, безусловно, мир мужчин — женщина здесь выполняет функцию говорящего приза.

«Титаник»

Режиссер Джеймс Кэмерон, 1997

Фильм Джеймса Кэмерона стал, вероятно, последней великой мелодрамой XX века и в некотором смысле закрыл историю жанра — в новом тысячелетии в моду вошли совсем другие сюжеты, да и про большие катастрофы после 11 сентября снимать было не с руки. Тем не менее история так толком и не состоявшейся в реальности любви Джека Доусона и Розы Бьюкетер стала моментальной классикой, которую и сегодня не стыдно выпустить в прокат или показать в сопровождении оркестра. Однако начиная с 2024-го года у Джеймса Кэмерона не было бы ни единого шанса быть отмеченным академией за что-то кроме (в лучшем случае) визуальных эффектов или музыки (хотя белая Селин Дион это тоже не вполне в духе времени).

«Касабланка»

Режиссер Майкл Кертис, 1942

Шедевр Майкла Кертиса, как известно, получился почти случайно — на романтический сценарий никто не возлагал особенных надежд, но дуэт Хамфри Богарта и Ингрид Бергман покорил абсолютно всех. История бывшего контрабандиста Рика Блейна, ввязавшегося в очередную авантюру ради вернувшейся в его жизнь возлюбленной, и сегодня способна растопить любое, даже самое отмороженное сердце. Сложно поверить, что этот фильм снят в 1942-м году — в разгар Второй мировой войны. Занятно, что у «Касабланки», пожалуй, шансов попасть в оскаровский шорт-лист больше прочих фильмов из нашего списка. Судите сами. Главный герой здесь снабжал оружием Эфиопию во времена итальянской агрессии. Здесь есть сильная героиня и даже один важный чернокожий персонаж — пианист Сэм. Кроме того, великий кинокритик Роджер Эберт в своей рецензии на фильм высказал предположение, что поведение капитана Луи Рено, сыгранного Клодом Рейнсом, выдает в нем представителя ЛГБТ-сообщества. Впрочем, по нынешним меркам все это позволило бы «Касабланке» именно что лишь оказаться в шорт-листе — победа досталась бы другим.

«Гамлет»

Режиссер Лоуренс Оливье, 1948

Лоуренс Оливье впервые сыграл принца датского еще в 20 лет, но лишь на пороге пятого десятка, овладев профессией постановщика, перенес свою важнейшую театральную работу на экран. «Гамлет» удостоился четырех «Оскаров» — в том числе за лучший фильм, а также стал притчей во языцех и, среди прочего, был спародирован в «Последнем киногерое» с Арнольдом Шварценеггером. Сегодня этот фокус у великого британца, конечно, не прошел был. Нынешних кинематографистов не слишком волнует тот факт, что в Дании XII века (именно к этой эпохе относится легенда, которой вдохновлялся Шекспир) дела с расовым и сексуальным разнообразием (если верить историческим источникам) обстояли куда более скромно, чем ныне.

Кадр из фильма «Гамлет» (Фото: imdb)

«Амадей»

Режиссер Милош Форман, 1984

Питер Шеффер написал свою знаменитую пьесу, вдохновившись пушкинской «маленькой трагедией» и оперой Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». В соответствии с использованными источниками, «Амадея» уже многократно заклеймили за недостоверность изложенной истории — презумпция невиновности вполне распространяется и на Антонио Сальери. Это все, впрочем, не помешало фильму Милоша Формана стать моментальной классикой, включенной в Национальный реестр фильмов. А вот получить «Оскар» сегодня «Амадей» уже вряд ли бы смог: из новых требований киноакадемии здесь удовлетворено лишь одно — сыгравший Сальери Ф. Мюррэй Абрахам — ассириец по происхождению. Этого, однако, вряд ли оказалось бы достаточно.

Фильмы, которые, наоборот, имели бы все шансы на награду киноакадемии

«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда»

Режиссер Джордж Лукас, 1977

Первый фильм космооперы Джорджа Лукаса претендовал на главную награду киноакадемии, но был сочтен, по всей вероятности, слишком легкомысленным (академики вообще не очень любят приключения). Однако сегодня «Новая надежда» и все последующие фильмы приобретают новое звучание. Не удивимся, если в свете новейших тенденций Лукас или кто-то из его последователей подробнейшим образом расскажут, кто из придуманных ими инопланетных существ является женщиной, а кто — представителем ЛГБТ-сообщества.

«Ангелы Чарли» (2000)

Режиссер Макджи, 2000

Все совершенно очевидно: фильм режиссера Макджи должен стать новой классикой, тем более что не нуждается ни в каких ремейках. Здесь на месте и ярчайшая героиня Люси Лью, и общее настроение шампанского опьянения от долгожданной победы матриархата.

«Властелин колец»

Режиссер Питер Джексон, 2001–2003

Фэнтези-эпопея Питера Джексона получила «Оскар» за лучший фильм за третью часть, но в нынешних обстоятельствах обязательно собрала бы награды и за два предыдущих фильма. Придуманный английским профессором Толкиеном мир создавался с серьезной опорой на окружавшую писателя действительность — в первую очередь, Вторую мировую войну. Однако сегодня история борьбы сказочных персонажей с абсолютным злом выглядит очевидной метафорой пресловутого diversity — пожалуй, важнее фильма в мейнстримовом кино нулевых с этой точки зрения вообще не было. Несмотря на недостаточное (возможно) количество представителей других рас в ключевых ролях, сами фильмы столько говорят о борьбе за права меньшинств, что не наградить их было бы сегодня никак невозможно.

«Облачный атлас»

Режиссеры Лана Вачовски, Том Тыквер, Лилли Вачовски, 2012

Амбициозный проект сестер Вачовски (тогда, впрочем, они стали сестрами лишь наполовину и иногда предпочитали называться «Звездолетом Вачовски») и Тома Тыквера с треском провалился, несмотря на россыпь звезд и использование хитрых технологий, позволявших наглядно показать, как герои перерождаются сквозь время и пространство. Сегодня же Вачовски не просто визионерки, но буквально провидицы, предсказавшие кинотенденции 20-х годов XXI века. Будем надеяться, что приза за новую «Матрицу» им не миновать.

«Безумный Макс: Дорогая ярости»

Режиссер Джордж Миллер, 2015

Фильм-возвращение Джорджа Миллера в придуманную им вселенную получил четыре награды в технических номинациях, а в главной проиграл основанному на реальных событиях триллеру про священников-педофилов «В центре внимания». Несмотря на актуальность темы победителя, «Безумный Макс», как это и полагается футуристическому кино, куда выразительней в смысле подачи передовых идей. Прежде всего, ключевая героиня здесь — однорукая и бритоголовая воительница Фуриоса, сыгранная Шарлиз Терон. Ну, а окружают ее и Макса Рокатански (Том Харди) такие удивительные существа, что эта дикая адреналиновая картина сегодня выглядит просто гимном толерантности в самом широком смысле.