Взрыв в порту Бейрута: как пострадали музеи, отели и ателье
Одна из самых красивых мечетей Ливана — «Мухаммад Аль-Амин», построенная в 2002–2007 годах, находится в радиусе 2 км от порта Бейрута, где вечером 4 августа произошел мощный взрыв. Ударная волна выбила стекла в молитвенном доме: фотографии, на которых ливанцы бережно собирают осколки, разошлись по Сети.
«С учетом нынешнего высокого курса доллара в Ливане я не уверена, что мы сможем позволить себе покупку новых стекол для световых люков, окон и входных дверей», — рассказывает директор другого разрушенного сооружения, Музея Сурсока, Зеина Арида. Она добавляет, что это один из мощнейших взрывов, что ей приходилось видеть за всю свою жизнь: музей разгромлен, некоторые произведения искусства уничтожены, но, к счастью, никто из сотрудников не пострадал.
Ударная волна дошла и до других важнейших городских арт-институций: как пишет The Art Newspaper, галереи Marfa и Tanit полностью разрушены, в то время как бейрутский филиал Opera Gallery и галереи Sfeir-Semler Gallery, Galerie Janine Rubeiz и Saleh Barakat Gallery сильно пострадали.
«Один из моих сотрудников находится в реанимации, помещение галереи повреждено, — рассказывает галерист Салех Баракат. — Мы едва успели закрыть витрины, чтобы защитить произведения искусства».
Частично разрушены бейрутские отели — Four Seasons, InterContinental Phoenicia Beirut и Le Gray, который находится на площади Мучеников, в пяти минутах ходьбы от порта. В результате взрывов повреждены меблировка, стены, окна и стеклянные двери. Осколки от них могли попасть в туристов, которые выкладывали селфи из роскошных апартаментов буквально за несколько часов до мощного взрыва. Всего, по официальным данным, в Бейруте пострадало до 5 тыс. человек.
В столице Ливана располагаются ателье дизайнеров, которые наряжают Хелен Миррен, Мерил Стрип, Дженнифер Лопес, Скарлетт Йоханссон, Джессику Честейн и других голливудских знаменитостей. Точнее, располагались: по данным Vogue México, который ссылается на слова коллег из Vogue Arabia, взрыв уничтожил мастерские Elie Saab и Zuhair Murad. Если Эли Сааб пока хранит молчание, то Зухаир Мурад рассказывает о произошедшем в Instagram.
«Мое сердце разбито, не могу перестать плакать. Усилия долгих лет испарились в мгновение ока», — прокомментировал дизайнер видео, снятое на фоне полностью разрушенного ателье.
Аналогичным видео поделился основатель модного дома Maison Rabih Kayrouz, штаб-квартира которого располагалась в районе Геммайз в Дагерском дворце XIX века. Среди гор мусора, бетона, сломанных рейлов и разлетевшихся в разные стороны платьев нетронутым остался лишь один белый манекен. «Почему, почему, почему? — сокрушался дизайнер. — Я хочу, чтобы весь мир знал».
Ювелир Ральф Масри, у которого в результате взрыва пострадал новый магазин, обвинил в трагедии политиков. «Я бы уничтожил свой магазин еще 100 раз, если бы это означало, что коррумпированные и некомпетентные политики, руководящие страной в течение последних 30 лет, будут наконец свергнуты и привлечены к ответственности не только за вчерашнюю катастрофу и человеческие жертвы, но и за десятилетия страданий, которые они принесли, — написал он в Instagram. — Это не было несчастным случаем. Это было кульминацией 30 лет пренебрежений и коррупции. И я молюсь, чтобы мы впервые в моей жизни увидели в Ливане справедливость».
Трагедия застала страну в разгар глубокого экономического и политического кризиса, на фоне которого произошло падение валюты и резкий рост цен.
Как сообщает ливанский телеканал LBC International, взрыв произошел во время сварочных работ. По версии властей, на одном из складов порта находилось 2750 т конфискованной аммиачной селитры. Чтобы избежать кражи вещества, сотрудники порта решили заделать небольшие отверстия, через которые злоумышленники могли проникнуть на склад. При проведении сварочных работ произошла детонация.
Губернатор Бейрута Марван Аббуд сообщил, что из-за взрыва оказалась повреждена половина административного района города. Он сравнил масштаб случившегося с бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки во время Второй мировой войны.