Жизнь, 01 июн 2020, 14:50

Дети из российских регионов — о масочном режиме, коронавирусе и экологии

1 июня, в День защиты детей, программа «Учитель для России» проводит конференцию «Мысли вслух». В этом году для нее выбран онлайн-формат: дети из небольших городов и сел записали свои монологи на волнующие их темы. «РБК Стиль» публикует три текста.
Читать в полной версии

Масочный режим

Ксения Бирюкова, 14 лет, Калуга

Фото: MPetrovskaya / shutterstock

С самого детства я мечтала попасть на венецианский карнавал — меня всегда завораживала феерия красок, музыки и ярких образов. Особенно мне нравились маски: с перьями, с лентами, всевозможных цветов и размеров, украшенные витиеватыми узорами, позолотой или даже драгоценными камнями. И все это казалось чем-то далеким, сказочным и невозможным. Но только потом я присмотрелась и поняла одну очень важную вещь.

Все это время я находилась и до сих пор нахожусь в эпицентре маскарада.

Люди скрывают свои истинные чувства, эмоции и желания. И они даже не замечают, что маска со временем прирастает к лицу настолько сильно, что просто полностью его собой заменяет. Причины на то, чтобы скрывать настоящего себя, у каждого свои, но мне кажется, что одна из главных — страх. Перед тем, что люди не полюбят тебя таким, какой ты есть.

В гонках за желанием понравиться кому-то мы примеряем на себя образ совершенно другого человека, создаем неестественно идеальную версию, которую точно оценят родители или друзья. И так по кругу — сегодня с этим человеком ты ведешь себя так, а завтра с другим кардинально иначе. И речь здесь не о тех, кто намеренно лицемерит и в лицо говорит одно, а за спиной иное. Люди-маски пытаются создать лучшую версию себя для всех, кроме себя самих. Они считают, что их действительно любят, но не понимают, что окружающие привыкают именно к образу, а не к тебе самому. Но когда в жизни наступают тяжелые моменты и скрывать свои настоящие эмоции нет сил, человек не получает необходимой ему поддержки, потому что до этого показывал только красивую картинку, которая не умеет чувствовать боль. А если так, то откуда взялись теперь плохие эмоции? Это опустошает и разбивает, и трещинами идет не только маска, но и собственное лицо.

Почему мне так важна эта проблема? Я и сама с ней столкнулась, ведь скрывала под маской себя настоящую. Я пробовала делиться своими интересами с одноклассниками, но в ответ получала лишь фразы вроде «Ага, ясно» или паузы, от которых становилось неприятно и неловко. С тех пор я часто пыталась подстроиться под них, обсуждать темы, которые меня не привлекают. Только никакого удовольствия такое общение мне не приносило, и я все еще чувствовала себя лишней. Сейчас все совсем иначе: у меня хорошие отношения с классом, пусть и общаемся не по учебным вопросам мы редко, зато у меня есть подруга, с которой мы делим интересы, хобби и увлечения. И я чувствую себя счастливой, потому что с ней мне не нужно носить маску того человека, которым я не являюсь. И именно благодаря ей я, наверное, сейчас могу свободно поднимать проблему масок, потому что сама оставила ее за спиной.

На своем собственном опыте я поняла, что раскрывать всю свою подноготную всему свету не стоит, а доверять важные вещи лучше только близким людям. Естественность и уникальность не могут быть уродливыми. Каждый человек интересен по-своему, и никто не имеет права требовать от тебя быть тем, кем ты не являешься. Проблема масок, как мне кажется, сейчас особенно важна из-за того, что общение во многом переходит в режим онлайн, где скрыть свое истинное «я» гораздо проще. И это действительно проблема, и ее необходимо решить, в первую очередь начав с себя — постараться научиться быть, а не казаться. И по возможности помочь тем, кто тоже меняет маски в надежде к себе привлечь — важно говорить людям, что они прекрасны такими, какие они есть. Простое слово поддержки способно совершить чудо, вытащить из самого глубокого омута, вдохновить, а главное — оно не требует никаких усилий, так почему бы не помочь? Искренность одного человека зажжет огонек искренности в другом, и даже самый маленький огонек может стать светом в конце туннеля.

И я сама, признаюсь честно, носила маски, но сейчас я знаю, что рядом со мной есть люди, которые любят каждого таракана в моей голове и принимают каждого скелета в шкафу. Я снимаю маску ради них и ради себя, потому что быть собой — лучшее проявление свободы.

Вы же не носите объемные и аляпистые маскарадные костюмы каждый день, верно? Так давайте и маски оставим только для карнавала!

Как кролики и динозавры сохранили мне веру

Полина Коломыцева, 12 лет, МБОУ Бутурлиновская СОШ, Воронежская область, г. Бутурлиновка

Искусство помогает ни о чем не жалеть и бороться. На это меня воодушевляет динозаврик в браузере «Хром», который появляется при отсутствии подключения к интернету. Кактусы — жизненные барьеры, перед которыми динозаврик не останавливается, а перепрыгивает их. Не успеваешь нажать — он не может справиться с проблемой. Поэтому важно не останавливаться.

В первом классе я уже понимала, что хорошо рисую, и мама решила записать меня в художественную школу. Мне понравилось учиться, но год за годом становилось сложнее. Каждый день приходилось перерисовывать одно и то же по темам, которые мне не очень нравились. Во втором классе хотела бросить рисование, но мама отговорила. Год назад я все-таки оставила «художку»: мама увидела один из моих рисунков — пейзаж с поляной, цветами и гусеницами. И в этот раз согласилась выписать меня из школы: казалось, за 4 года я так ничему и не научилась. С тех пор больше не рисую пейзажи.

Я часто слышала от окружающих: «Что это такое? Проиллюстрируй понятнее», хотя именно первый набросок лучше всего выражал мои чувства. А в итоге, по мнению других, все оказывалось не так.

Рисование хотелось бросать регулярно. При создании иллюстрации меня осеняло, я ловила вдохновение, но результат не устраивал. Я понимала: нужно переделывать. И самые близкие люди переставали в меня верить. Но, несмотря на это, я продолжаю держать в руках карандаш, потому что знаю: у меня получится стать настоящим художником. Конечно, страшно не достигнуть цели, но несколько месяцев назад я взяла за правило бороться с собственными страхами.

Моя страсть — абстракционизм, изображение вещей с помощью геометрических фигур. Это помогает увидеть привычные вещи иначе. Таким образом я создала своего близкого друга — белку Бориса. На уроках математики Борис подсказывает ответы, помогает мне решать сложные примеры. Еще у него есть подруга Лайла. Втроем мы бунтуем против сложных задачек и скучных уроков.

Вера в себя важнее таланта. Иногда из-за искусства можно что-то потерять, но ты никогда об этом не пожалеешь. У меня бывали такие случаи, но это можно забыть и простить всем. Искусство стоит того, чтобы ты мог понять, что тебе нравится и без чего ты не можешь жить.

Однажды я прочитала книгу «Удивительные путешествия кролика Эдварда». Ее главный герой испытал много бед и несчастий, он часто отчаивался, у него опускались руки. Но, несмотря ни на что, кролик продолжал путь. Я решила бороться, как кролик Эдвард. Хотя до этого не верила в свои силы. Думала, будет только хуже.

Для примера я разработала концепцию с крестиками и ноликами. Есть ты — крестик, есть проблемы с четырех сторон-нолики. Если заполнить вертикаль — прошлое — или только горизонталь — будущее, — тебя это не спасет. Проблемы зажмут с обеих сторон. Никогда нельзя держаться за что-то одно; держась за будущее, нужно помнить про прошлое, и наоборот. И при этом быть в центре, чувствовать его — наше настоящее.

Своей подруге я объясняла эту концепцию на примере любви. Вот ты, а вот близкие люди. Но кто-то может уйти, предать тебя. Потом еще один любимый человек уйдет. И остальные тоже. А вот тут, если надоела жизнь, поможет только один — это ты. Если я не буду верить в себя, тогда меня вообще не станет. А если у меня буду я сама — я сумею преодолеть свои проблемы.

Сдавшись, ты рискуешь больше никогда не взяться за дело. Чувствуя, что сможешь, — должен продолжать.

Я знаю, что впереди у меня трудный путь, но я хочу смотреть в глаза своему страху. Пусть тебя зовут недоучкой, критикуют, требуют делать «понятнее» — не надо слушать. Ты способен критиковать себя сам, не теряя веры.

Большое дело маленькими поступками

Валерия Бровикова, 8 класс Ерденевской школы, с. Головтеево

Фото: Marina Solva / shutterstock

Часто ли вы задумываетесь о такой экологической проблеме, как мусорные свалки?

В наше время огромные скопления мусора являются острой проблемой. Отходы вывозят за город. Люди, кидая мусор в бачок, не представляют себе, куда он продолжит путь. А ведь большинство свалок находится рядом с лесами, открытыми водоемами, небольшими деревнями. И при разложении мусор отравляет почву, воду и воздух.

Такая проблема есть и в моем поселке Головтеево, в Калужской области. Недалеко от нас находится полигон ТБО. В свое время туда фурами привозили мусор из Московской области. Было завезено почти миллион тонн отходов. В конечном итоге полигон был переполнен многократно в короткий срок. Мусор туда больше не привозят, но он дает о себе знать почти каждый день. Свалка постоянно дымится, там часто происходят пожары, особенно в летний период. Отходы отравляют окружающую среду, делая близлежащие водоемы токсичными, а грунт непригодным. Ядовитый дым при возгорании свалки очень сильно отравляет воздух и усиливает парниковый эффект. Страшно, что мы дышим этим воздухом. Это большая проблема для Головтеево и ближайших деревень.

К сожалению, я не могу изменить эту ситуацию. Но и не остаюсь в стороне, стараясь развивать в себе экопривычки. Например, теперь я пользуюсь только многоразовыми бутылками, сдаю батарейки в специальные места, экономлю воду и свет, стараюсь чаще выходить на субботники, участвую в конференциях и слетах, посвященных экологии, сажаю деревья, сдаю макулатуру. Жалко, что в Головтеево нет мусорных баков по раздельному сбору мусора, поэтому такой важной составляющей, как раздельный сбор, я не могу заниматься в полной мере — мусор просто некуда сдавать. Конечно, относительно мировых экологических проблем мои экопоступки не сильно отразятся на экологии в лучшую сторону. Даже в том месте, где я живу. Мусорная свалка не перестанет существовать. Но если каждый из нас воспитает в себе экопривычки, мы сможем постепенно изменить жизнь к лучшему маленькими поступками. Шаг за шагом.

В последнее время мне кажется, что вся эта история с коронавирусом возникла потому, что мы небрежно относимся к природе и не думаем о последствиях. Возможно, природа дает нам вызов таким образом, заставляя задуматься об экологических проблемах и их решениях. Мы должны остановиться и подумать, что можем изменить, ведь ситуация критическая и, возможно, скоро наступит точка невозврата. Или уже наступила? Надеюсь, что нет. Может быть, если мы поможем природе, она поможет нам? Я хочу сказать о том, что все зависит от каждого из нас. Хотим ли мы, чтобы наши дети в будущем гуляли в мусорных лесах, купались в грязных озерах и дышали токсичным воздухом от горящих свалок? Что каждый из нас готов сделать для того, чтобы это не стало реальностью? Я делаю все, что в моих силах.

Как устроена программа «Учитель для России» и зачем она нужна.