#пронауку: выяснилось, почему «Крик» Мунка год за годом выцветает
Исследование опубликовано в журнале Science Advances, кратко его излагает CNN. В сотрудничестве с Музеем Мунка в Осло международная группа ученых под руководством Национального исследовательского совета Италии изучила картину, чтобы определить причину повреждений.
Они использовали европейскую мобильную лабораторию под названием MOLAB (сокращение от Mobile LAB Laboratory), чтобы неинвазивно изучать «Крик» в музее. Все тесты провели в Европейском центре синхротронного излучения во Франции, у которого в распоряжении имеется самый яркий в мире источник рентгеновского излучения, используемый для изучения частиц от желтой кадмиевой краски. Применялись макеты с искусственно состаренным кадмиево-желтым напылением, а также образцы краски, которой пользовался художник.
Комбинация методов позволила ученым определить причину разрушения сульфидных пигментов кадмия. Подвергая их воздействию хлоридов в условиях высокой влажности (около 95%), исследователи получали сульфат кадмия, причем вне зависимости от наличия или отсутствия требуемого освещения. Таким образом выяснилось, что не свет, падавший на полотно при редких экспозициях в музее, разрушал картину.
«Опыт бесценный и уникальный, — констатировали ученые Летиция Монико и Констанца Милиани. — Обычно, когда вы смотрите на картину в галерее, вы цените ее послание, "среду обитания" вокруг нее. Но когда вы находитесь с картиной лицом к лицу, начинаете замечать любые крошечные детали, оттенки, мазки, которые заложил художник, мелкие частицы пыли. Вы можете ощутить мотивацию автора через материальность его произведения».
Исследуемый «Крик» появился на свет, как считается, около 1910 года и вошел в серию работ, созданных между 1893 и 1916 годами, в которой были эскизы, гравюры и пастельные варианты.
«Однажды вечером я шел по дороге, — цитируют художника авторы исследования. — Я устал и неважно себя чувствовал. Я остановился, глядя на фьорд: солнце садилось, облака были окрашены в красный цвет — словно кровь. Я чувствовал, как будто крик пронзил всю природу, мне показалось, что я услышал этот крик. Я написал эту картину — раскрасил облака в цвет крови. Цвета кричали».
Использование художником «смелых и характерных» пигментов создавало контраст из насыщенных цветов с глянцевыми текстурами, формирующими «кричащие» цвета. Но они также стали проблемой при последующем сохранении картины.
Основываясь на проведенном анализе, исследователи выделили ряд рекомендаций, согласно которым сохранить полотно при стандартном освещении можно, если поддерживать влажность на уровне 45% или ниже.
Сегодня картина и другие произведения Мунка хранятся и выставляются при относительной влажности около 50% и температуре 20 градусов Цельсия.
«Подобные исследования демонстрируют, что искусство и наука неразрывно связаны и что наука может помочь миру как можно дольше восхищаться произведениями великих художников», — заключили ученые.
Музей принял рекомендации, и поскольку «Крик» — самый высокочувствительный и хрупкий предмет в коллекции, стратегия его сохранения приобретает основополагающее значение.