Как прошла первая виртуальная Неделя моды в России
Коронавирус внес коррективы в расписание Недель моды. Hermès, Max Mara, Chanel, Christian Dior и Gucci отменили показы круизных коллекций, которые должны были пройти в разных частях света в апреле и мае. Та же участь коснулась мужских и кутюрных шоу, которые обычно собирают гостей в июне и июле.
Введение карантина повлияло и на показы отечественных марок. Оргкомитет Недели моды в Москве совместно с руководством Гостиного двора приняли решение не проводить мероприятие, запланированное на 24–29 марта. А вот организаторы Mercedes-Benz Fashion Week Russia, которая должна была пройти сразу после — с 31 марта по 4 апреля, выступили с инициативой устроить показы в пустых залах и транслировать их для гостей онлайн. Однако от этой идеи быстро отказались: дизайнерам, которые на тот момент уже отшили сезонные коллекции, предложили снять лукбук, сделать виртуальную презентацию или даже срежиссировать короткометражный фильм.
Так как на подготовку такого контента часто уходит больше времени, чем на разработку концепции полноценного показа, расписание Mercedes-Benz Fashion Week Russia менялось до последнего дня. К примеру, в нем не значилось имя хедлайнера прошлых сезонов, дизайнера одноименной марки Ромы Уварова, однако свою коллекцию он все же успел презентовать.
Фильм, снятый в полях родного города Ромы — Майкопа, организаторы Недели моды транслировали поочередно с презентациями других дизайнеров на площадке интернет-магазина Aizel, а также на сайтах медиа-партнеров. Все расписание уместилось в два дня — 4 и 5 апреля с повторными трансляциями 6 и 7 апреля. Между показами можно было потанцевать под диджей-сет (естественно, не выходя из дома), полюбоваться обновленным логотипом Mercedes-Benz Fashion Week Russia (он сделан на основе оцифрованных тканей из собрания Музея Москвы) или послушать лекции приглашенных спикеров (они выходили в прямые эфиры в TikTok). Среди них — бывший главный редактор Numéro Russia Игорь Андреев, медиа-директор «Яндекс.Дзен» Даниил Трабун, автор Telegram-канала Golden Chihuahua Саша Амато, фэшн-иллюстратор Вэлли, сотрудничавшая с Givenchy, Lancome и Dolce & Gabbana, и дизайнер первого цифрового костюма, проданного в России, Регина Турбина.
Помимо TikTok-лектория Регина Турбина участвовала в самой Неделе моды, и для нее виртуальный формат стал больше преимуществом, нежели неудобством. Девушка сняла небольшое видео о новой коллекции реальной одежды, которую разрабатывает под маркой ophelica, а также показала лукбук с интеграцией нескольких цифровых нарядов.
«Это стирает границы времен и открывает дверь в новую реальность, — комментирует Регина Турбина. — Совсем скоро мы увидим, как марки будут выставлять виртуальные сэмплы, показывать целые коллекции, а люди, которым понравился дизайн, смогут заказать уже реальную вещь. То есть производиться будет только та одежда, которую точно купят, а не бесконечные изделия для магазинных рейлов и последующего сжигания».
О проблеме перепроизводства и перепотребления одежды также высказалась основательница марки Valeria SAAD. «Все эти вещи на полках магазинов. Нужны ли они на самом деле? Еще одна юбка, еще одна пара джинсов, еще одна майка, купленная на распродаже ради секундного всплеска эндорфинов, оседают мертвым грузом в квартире, оказываются на свалке», — гласят строки в ее короткометражке, где хаотичные кадры с фабрик сменяют изображения моделей в однотонных, конструктивистских и не привязанных к трендам вещах.
Впрочем, не все дизайнеры ставили своей целью донести концепцию коллекции или привлечь внимание к актуальным мировым проблемам. Многие из них хотели детально продемонстрировать новинки, которые гости виртуальной Недели моды не могут пощупать или рассмотреть. Так, House of Leo, который устроил шоу сезона осень-зима 2020/21 еще в конце 2019 года, в этот раз сконцентрировался на главном хайлайте — сумке. В ролике показан процесс «выжигания» рисунков на натуральной коже, которые соотносятся с темой всей коллекции — «Прощай, ковбой».
Дизайнер Саша Амплитуда, специализирующаяся на разработке кутюрных корсетов из строительных материалов, объединила их в презентацию с такими же парадоксальными аксессуарами — поясами в виде кисти руки, накидками из «новогоднего» дождика и масками из длинных игл. Ольга Костерина дала возможность рассмотреть плиссировку, которая дополнила бежевое платье-бомбер, напоминая грибную ламеллу. Сестры Алиса и Юлия Рубан крупным планом сняли нашивки в виде книжных страниц, украсивших платья, жилеты и тренчи. А идеологи марки Mineral Weather Александр Ольховский и Анна Павлова показали броши в виде цветов, птиц и лошадей, надев их на платье героини короткометражки.
Проводником между всеми презентациями на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в духе сегодняшних традиций зарубежных Недель моды была виртуальный инфлюэнсер Алиона Пол. Она напоминала о старте трансляции показов, а также демонстрировала цифровые наряды — например, кимоно из плотного виртуального хлопка, надетое поверх обтягивающего костюма из трикотажного диджитал-полотна, или дутый жилет ярко-красного цвета, замиксованный с реально существующими очками из коллекции Fakoshima. По словам Алиноны Пол, ее костюмы были сделаны «загадочной современной художницей» в сотрудничестве с подписчиками (а их у цифрового аватара уже почти 20 тыс.) и призваны вдохновить дизайнеров на создание виртуальной одежды. Алиона, как и Регина Турбина, считает, что такая мода поможет изменить культуру потребления и после карантина она уже никогда не будет прежней.