Сможем ли мы это купить? О чем рассказывает выставка «Прохожий»
Здание «Гаража» в Парке Горького закрыто на всеобщий карантин, однако музей не думает прекращать работу. Если вы скучаете по современному искусству и готовы принять участие в эксперименте, который обещает знакомство со странными форматами и архивными материалами, заходите на страницу «Самоизоляция». А пока о выставке, которая продолжит работу, когда «Гараж» вновь откроется.
В разделе выставки Atelier E. B «Прохожий», посвященном советской моде, представлены фотографии с выставки «Британия может это сделать», проходившей в Музее Виктории и Альберта в 1946 году. Что же делает подборка фотографий с лондонской выставки по соседству с рекламным фильмом о ГУМе 1954 года, советской упаковочной бумагой и архивными фотографиями с показов мод, проходивших в знаменитом московском универмаге?
Выставка Atelier E. B «Прохожий» — путешествующая. Впервые ее показали в Лондоне в галерее «Серпентайн» (2018), затем — в пространстве Lafayette Anticipations в Париже (2019). Причем каждой из версий предшествовали полевые исследования в музейных фондах и частных собраниях, с помощью которых проект менялся, оставаясь в диалоге с локальным контекстом. Московская версия — финальная точка путешествия выставки, в которой сплелись и экспонаты, найденные в ходе исследования в Лондоне и Париже, и находки из Москвы и Санкт-Петербурга.
В 1946 году утомленная войной Британия столкнулась с социально-экономическими проблемами. Для того чтобы показать страну прогрессивной и способной конкурировать на послевоенном мировом рынке, правительство организовало выставку промышленного и торгового дизайна. «Британия может это сделать» задумывалась как демонстрация возврата к нормальной жизни и надежды на будущее после войны. На ней были представлены новые товары повседневного спроса, продукция легкой и мебельной промышленности — «триумф британского качества и дизайна». Пустеющие после эвакуации залы Музея Виктории и Альберта оказались идеальной площадкой для продвижения современных британских товаров.
Более 3 тыс. экспонатов разделили на 32 раздела, в том числе «Тепло и свет», «Книги и печать», «Одежда» (женская, мужская, детская), «Мебель» (помимо отдельных образцов, представлялись и готовые решения для комнат). Организаторы проявили большую оригинальность в методах демонстрации товаров. Воссозданные меблированные комнаты представляли собой инсценировку жилых помещений для конкретных людей или вымышленных семей: комната спортивного комментатора или кухня для семьи из пяти человек, а в детской секции юные англичане играли в новые игрушки прямо в пространстве витрины.
Витрины для выставки оформили лучшие художники, а главным дизайнером был назначен Джеймс Гарднер (1907–1995), также работавший на «Фестивале Британии» (1951) и на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Наряду с координацией работы всех дизайнеров и архитекторов, участвовавших в выставке «Британия может это сделать», Гарднер участвовал в разработке секций и механизмов экспонирования, включая вращающуюся витрину-карусель для женской одежды. Джеймсу Гарднеру ассистировал швейцарский скульптор и живописец Раох Шорр (1901–1991), создавший скульптуры для демонстрации объектов из текстиля. За раздел мужской моды отвечал британский графический дизайнер Эшли Хэвинден (1903–1973), который также стал автором рекламного постера для выставки.
Но «Британия может это сделать» оказалась лишь яркой витриной: на многих товарах красовалась этикетка «Будет доступно позже» и «Будет доступно скоро», лишь малую часть представленного можно было приобрести. Из-за этого выставку неофициально называли «Британия не может это купить».
В рамках «Прохожего» представлены две серии фотографий — закулисные снимки и финальный вид экспозиции.
Изучая моду в условиях плановой экономики, исследовательская группа «Прохожего» нашла точки соприкосновения между феноменом лондонской выставки-витрины и главным универмагом Страны Советов — ГУМом.
За Государственным универсальным магазином в Москве не закрепилось забавного прозвища, хотя в 50-е годы, только открывшись вновь после смерти Сталина, он функционировал так же, как и лондонская выставка 1946 года: товары, в изобилии представленные на витринах (как показано в рекламном фильме «ГУМ» (1954), реж. Л. Кристи, З. Тузова, фрагмент которого представлен в экспозиции «Прохожего»), фактически невозможно было приобрести из-за длинных очередей и нехватки продукции.
Для 11 отделов ГУМа — «главной витрины страны», где было все: от текстильных товаров, готового платья и обуви до мебели, ковров, канцелярских товаров и игрушек, — в начале 1950-х было изобретено много новых способов и механизмов демонстрации продукции. Самыми изощренными располагали отделы тканей и одежды: кинетические витрины, вращающиеся манекены, рентгеновские аппараты для примерки обуви. Витрины, ломящиеся от ярких, модных предметов одежды, оформлялись с особой тщательностью и находчивостью, специально для них изготавливались манекены, вешалки и подставки. Но приобрести представленные товары было очень сложно: их либо не было в наличии, либо стоили они слишком дорого для рядового покупателя.
Переосмысляя изобретательный дизайн витрин главного московского универмага 1950-х, художница Люси Маккензи и дизайнер Бека Липскомб (вместе — фэшн-бренд Atelier E. B) специально для московской версии выставки «Прохожий» создали уникальный объект — кинетическую скульптуру под названием «ГУМ». Липскомб сделала эскизы текстиля, включая занавес-обманку и серию панелей с авторскими декоративными узорами, Маккензи расписала женские фигуры.
Несмотря на то что товары с выставки «Британия может это сделать» и образцы с витрин ГУМа 1950-х были по большей части недоступны для покупателей, две эти торговые площадки стали эталонными образцами выставочного дизайна середины прошлого века. Именно там были разработаны новые методы показа товаров, в особенности одежды и тканей, а в историю попали имена художников-оформителей витрин и создателей манекенов, переоткрыть и актуализировать имена которых — одна из задач выставки «Прохожий».