Гастроли Жана-Поля Готье подвергли критике. Мы поговорили с организатором
Fashion Freak Show, которое до России показывали в Париже и Лондоне, представляет собой смесь модного показа, танцевального ревю и исповеди французского дизайнера. Жан-Поль Готье работал над ним в течение целых двух лет, выбрав из архивов более 200 авторских нарядов. Теперь Fashion Freak Show — едва ли не единственная возможность их увидеть: дизайнер объявил о закрытии собственного бренда и перед началом российских гастролей провел последний кутюрный показ.
Тем не менее компания Euroshow, выступившая инициатором и организатором шоу в Санкт-Петербурге и Москве, не спешила привлекать аудиторию, которая интересуется модой и непосредственно личностью Жана-Поля Готье. Ставку сделали на массовую публику, которой — посредством интервью с Ольгой Бузовой и участия в передаче «Модный приговор» — объясняли, что это за дизайнер и почему стоит увидеть его проект.
Такой подход вызвал шквал критики со стороны российских журналистов. Издание «Афиша Daily» высказалось о том, что «посещение Москвы Готье обустроили максимально абсурдным способом», а сама ситуация «стала примером бездумного пиара, из-за которого заинтересованная аудитория не получила качественный и важный продукт». Автор Telegram-канала «Good morning, Karl!» Катя Федорова написала, что «великого дизайнера за три дня превратили в клоуна», а креативный продюсер телеканала «Дождь» Анна Монгайт — что «простые зрители, на которых ориентировались организаторы, сердечно благодарили Готье словами "спасибо за творчество, месье Гальяно"».
«Он (Жан-Поль Готье. — «РБК Стиль») так любит фриков и в финале обращается к зрителям со словами о том, что, мол, мы все с вами фрики, тем и прекрасны. Поэтому прощаешь организаторам и адский зал МДМ, фойе которого напоминает дорогой крематорий, а вся обстановочка — гремучие девяностые», — оценила постановку Ольга Михайловская в рецензии для «Коммерсанта».
«РБК Стиль» пообщался с организатором шоу и попросил ответить на критику.
— О вас крайне мало информации в интернете. Как давно появилась ваша компания?
— Компании Euroshow более 15 лет. Она включает в себя два направления. Первое — это то, с чего мы собственно начинали: профессиональный свет, звук, экраны и парк автомобилей, которые в совокупности формируют техническое оснащение любого концерта. Второе направление появилось уже позже — это компания Euroshow Promoter: она отвечает за организацию туров, гастролей и различных спектаклей. Также в наш холдинг входит компания Alloshow, которая осуществляет продажу билетов. То есть мы сформировали полный цикл услуг, позволяющий провести мероприятие от и до, чтобы деньги, так скажем, не утекали.
— Какое мероприятие, организованное Euroshow, вы считаете своим главным успехом?
— Наверное, это стадионный тур группировки «Ленинград», потому что это было действительно очень сложное мероприятие. Одна логистика чего стоила: нам нужно было организовать перемещение из города в город 450 человек, а значит, постоянно согласовывать гостиницы, авиабилеты, стадионы, на которых музыкальные концерты никогда не проводились. Они попросту не были для этого предназначены. В итоге на концерт группировки «Ленинград» на стадионе «Спартак» пришло 45 тыс. человек, потом мы два раза подряд собрали аншлаг в «Олимпийском», а уже после был рекорд на «Газпром Арене» — более 67 тыс. посетителей.
— А как же концерты зарубежных исполнителей, которые Euroshow проводила до этого?
— Да, их было много: a-ha, Limp Bizkit, Rammstein, Уитни Хьюстон, Адам Ламберт. Также мы привозили балет «Великий Гэтсби». Но после 2014 года, когда экономическая ситуация в стране ухудшилась, стоимость выступления зарубежного артиста выросла вдвое, работать стало намного сложнее. Поэтому мы приняли решение поддерживать и развивать российский рынок. Группировка «Ленинград» в этом плане стала нашим главным локомотивом.
— Чем вы увлекаетесь, помимо организации мероприятий?
— Тем же, чем и любой другой человек. Иногда рыбалкой, а иногда просто люблю посидеть в приятной компании, пообщаться с артистами. С Сергеем Шнуровым выпить по рюмке водки, с Максом Коржом покурить кальян.
— Модой при этом никогда не интересовались? Что вы знали о Жане-Поле Готье до привоза его Fashion Freak Show в Россию?
— Я знал его по фильмам, знал его духи, которые, как мне кажется, в любом duty-free продаются. Но, конечно, у меня не было той обширной информации, которую пришлось изучить, когда я решил организовать его гастроли в России.
Здесь есть один важный момент: я не считаю Fashon Freak Show модным проектом. Ведь что такое мода? Это единичные показы, на которые не продают билеты. Туда могут попасть всего 300–400 человек. А шоу Жана-Поля Готье — это спектакль, посредством которого, как говорил сам кутюрье, он хотел показать костюмы простым, не интересующимся модой людям.
— То есть оно изначально ориентировано не на профессиональную, а на массовую аудиторию?
— Если бы это была исключительно профессиональная аудитория, мы бы не собрали большого количества зрителей. На то, что связано с модной сферой, билеты не продашь.
— Были ли вы на Fashion Freak Show в «Фоли-Бержер»?
— И не один раз. Как вообще это все происходило: в ноябре 2017 года продюсер Тьерри Сюк, с которым мы вместе работали над концертом Милен Фармер в России, пригласил промоутеров со всего мира на пресс-конференцию. На ней было объявлено о том, что Жан-Поль Готье собирается делать собственный спектакль. В то время было сложно понять, что это будет за спектакль, поэтому в ноябре 2018 года я приехал уже на сам премьерный показ.
Как зрителю мне было очень интересно, даже несмотря на то, что я не знаю французский язык. Я работал только с образами. Во время повторного просмотра мне уже переводили некоторые сцены. Они показались мне странноватыми, но имели очень глубокий смысл. Я подумал, что постановка такого спектакля в России — вопрос сложный и спорный. Ведь это совсем другая культура, которая у нас не приветствуется. Однако с каждым элементом шоу мне становилось яснее: если его правильно подать, то оно может стать достаточно успешным.
— Кто составлял аудиторию шоу в Париже?
— Это были и дети, и родители, и молодые люди, и пожилые. Довольно широкая аудитория. «Фоли-Бержер» мог позволить себе сделать билеты недорогими: самый дешевый стоил €20 евро, самый дорогой — €80.
— А БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге и Дворец молодежи в Москве, в которых проходили российские гастроли, — нет? Согласно данным в онлайн-кассах, цены на билеты начинались с 2800 руб. (€40).
— Нет, самые дешевые стоили 1200 руб., самые дорогие — 15 тыс. руб. И я вам хочу сказать, что чаще всего выкупали как раз таки самые дорогие. Это центральные места с наилучшим обзором сцены.
Сейчас пишут о том, что премьера не собрала нужное количество зрителей. Но эти люди просто не знают определенных деталей. Изначально мы искали площадку, которая по атмосфере будет напоминать «Фоли-Бержер»: что-то настолько театральное и винтажное, что в мужском туалете приходится перескакивать через трещины. Плюс играла роль вместимость зала, близость к метро и возможность пустить нас на длительный срок, несмотря на базовых арендаторов. Нашли. И стали задумываться над тем, чтобы спектакль был виден каждому присутствующему. Поэтому мы решили не заполнять боковые ряды, но при этом не закрывать их черной тканью. Это смотрелось бы неправильно. В конечном счете при вместимости зала в 1800 человек, у нас было 1500. Это разве не успех?
— Вы выбрали площадку и аудиторию. Как вы решили на нее выходить?
— Всю пиар-кампанию мы строили на приезде Жана-Поля Готье. Огромное ему спасибо и низкий поклон за то, что он решил лично представить премьеру в России. Без этого ничего бы не получилось. Первым делом мы сделали наружную рекламу, но быстро поняли, что она охватывает только тех людей, которым уже знакомо имя дизайнера и которые часто ходят на какие-то интересные спектакли или выставки. Было принято решение пиарить не сам концерт, а личность Готье. Объяснить широкой аудитории, что это за кутюрье, жив ли он вообще. Для этого мы стали обращаться к СМИ с большим охватом: договорились об интервью с Владимиром Познером, эфирах на «Европе Плюс» и «Радио 7», съемке для журнала Vogue.
— То есть на людей, которым не нужно было объяснять, кто такой Жан-Поль Готье, вы тоже ориентировались?
— Да, но с Vogue получилась немного странная ситуация. Они сделали интервью и красивую съемку с Готье на четыре полосы, но мы также обсуждали возможность проведения паблик-тока и ужина с селебрити. Этого не случилось.
— Как вы думаете почему? — У них уходят люди, которые об этом договариваются. Либо по собственному желанию, либо их увольняют. Я не могу это комментировать. В итоге коктейль с селебрити во Дворце молодежи нам организовывал другой большой инфопартнер, но не в сфере моды, — Европейская медиагруппа.
— Почему вы не стали искать других инфопартнеров среди российских журналов о моде?
— Если ты ведешь переговоры с одним, то переключаться на второго уже не имеет смысла. Да и до начала гастролей оставалось мало времени.
— Telegram-канал «Татлер-батлер», ссылаясь на собственные источники, писал, что вам предлагали помочь с релевантным пиаром и организовать паблик-ток с Аленой Долецкой перед показом документального фильма о Жане-Поле Готье.
— Компания «Пионер», которая организовывала показ фильма, действительно выходила к нам с предложением о сотрудничестве. Но у нас, скажем так, не получилось договориться. Они предлагают: «Давайте вы придете к нам с Готье на премьеру в Новую Третьяковку, давайте вы сделаете паблик-ток». Мы отвечаем: «Да, отлично, мы все сделаем. Но давайте сначала обсудим условия сделки». А условия были очень простые — частично понести расходы, связанные с приездом дизайнера: проживание, транспорт и ужин на десять человек в любом ресторане. Это 150–200 тыс. руб. Но они отказались. По моему личному мнению, серия негативных публикаций о премьере шоу — это заказ от компании «Пионер».
— Отсюда вытекает вопрос: когда вы возили Жана-Поля Готье на интервью к Владимиру Познеру, Ольге Бузовой, Ивану Урганту, Ксении Собчак, в программу «Модный приговор», достигали ли вы таких же финансовых договоренностей?
— От них мы хотели получить массовую рекламу, которую, в принципе, и получили. Поэтому все эти встречи были расписаны в конце прошлого года и заложены в бюджет. Компания «Пионер» возникла тогда, когда у нас уже был сверстан график. К тому же она продает билеты на фильм, а значит, напрямую зависит от пиара. Я как человек коммерческий это понимаю, поэтому к компании было другое отношение. И наконец, фильм шел не в декабре или в январе, что могло бы подогреть интерес зрителя, а параллельно с самим шоу. Я не увидел в этом способ дополнительного пиара.
— Тем не менее на премьерном показе документального фильма был солд-аут. Там присутствовали люди, которые, по мнению критиков, и должны составлять аудиторию Fashion Freak Show. Они интересуются модой и жизнью гей-сообщества, приезд Готье для них — как глоток свежего воздуха, возможность не только увидеть легендарные костюмы, но и привлечь внимание к проблемам ЛГБТК+.
— Мой привоз спектакля изначально не строился на тонкостях и проблемах, которые существуют в России. Допустим, мы решим охватить эту узкую аудиторию, но непонятно, чем это для нас обернется. Одна только фраза, брошенная Готье в сторону «некрасивости» русских мужчин, сразу же возбудила господина Киселева.
Плюс ко всему модная аудитория, про которую вы говорите, не покупает такие дорогие билеты. Она ждет, что ее бесплатно пригласят. Это же девочки, которые, извините, «чаек прийти попить». За 15 тыс. руб. они лучше купят себе какую-нибудь блузочку красивую. Понимаете, московская пресса привыкла к тому, что организаторы приходят к ним на поклон и приглашают сразу же, мол, «посмотрите и напишите про нас». Мы не хотим так действовать. Мы привезли спектакль, вложив в него огромные деньги. Хочет редактор прийти и написать, ну неужели у него нет денег на билет? Почему мы должны давать его бесплатно?
— По каким критериям составлялся список VIP-гостей на премьерный показ Fashion Freak Show в Москве, среди которых были Лолита, Валерия, Екатерина Стриженова, Игорь Гуляев?
— Это люди, которые тоже имеют выход на широкую аудиторию. И кстати, многие из приглашенных нами знаменитостей не смогли попасть на шоу: Филипп Киркоров был в Америке, у Аллы Борисовны изменились планы.
— Согласовывали ли вы список гостей и интервьюеров с самим Готье? Или он полностью положился на ваше видение релевантной аудитории?
— У него серьезный пресс-офис, который тщательно изучал и согласовывал наши предложения. Сам дизайнер был безумно всем доволен, он вообще очень лучезарный и контактный человек. Ему понравились и Ксения Собчак, и Ольга Бузова, и Ваня Ургант, и Владимир Познер. А Александр Васильев очень любит Париж, поэтому, думаю, они теперь могут там пересечься.
— Как вы сами оцениваете проделанную работу?
— Я доволен всем результатом. Особенно если учитывать то, что из-за снижения платежеспособности населения продажа билетов в целом упала на 20%. Сегодня люди несколько раз подумают перед тем, как принять решение: действительно ли это хороший концерт, стоит ли тратить на него свои деньги. Российские гастроли Fashion Freak Show в общей сложности посетили 20 тыс. человек. Это хорошая цифра, но в масштабах страны небольшая. Поэтому в будущем мы планируем привезти шоу еще раз.