Как оупенспейс влияет на самочувствие и производительность
В США по принципу оупенспейса организованы около 70% офисов. Для большинства крупных компаний стало нормой создавать большое рабочее пространство, разделенное перегородками, а иногда и без них. Такая система экономит площадь и позволяет сотрудникам тратить минимум времени на взаимодействие друг с другом. Не нужно искать кабинет, стучаться в двери и подгадывать, когда нужный коллега вернется с обеда — все на виду. Физические границы автоматически снимают и психологические: когда сотрудники видят друг друга в течение всего дня, а не только на собраниях и корпоративах, им проще общаться.
Сотрудники, датчики и редизайн
В Гарвардской бизнес-школе провели исследование под руководством профессора Итона Бернштейна и выяснили, что работа в открытом пространстве негативно сказывается на поведении. Статистика показала, что сотрудники меньше общаются, чаще прокрастинируют и тратят время на социальные сети и сайты, не имеющие отношения к работе.
Сбор информации проводился не на основании анкет, как это часто бывает. Итон Бернштейн снабдил сотрудников крупной компании датчиками, которые фиксируют активность, отслеживают разговоры и перемещения. Сначала участники исследования работали в офисе кабинетного типа — были распределены по отделам с небольшим количеством людей. Затем дизайнеры сделали перестановку, превратив рабочее пространство в оупенспейс.
Ученые подсчитали, что количество электронных писем, которыми обменивались коллеги, выросло на 56%. В предыдущем формате сотрудники общались вживую друг с другом почти 6 часов (за три недели), в новом офисе — 1,7 часа на человека за тот же период времени. Количество мгновенных сообщений стало больше на 67%, при этом снизилась производительность. Бернштейн связывает это с социальным давлением, которое неизбежно снижает креативность, к тому же человек чаще отвлекается на мысли о внешнем виде. Для многих становится важнее выглядеть занятыми и серьезными, а не хорошо делать свою работу.
Концентрация и запоминание
Большинству людей трудно сосредоточиться при посторонних раздражающих факторах. Это может быть яркий свет, мельтешение, громкие резкие звуки, неприятные запахи и чужие разговоры. В оупенспейсе этого хватает. Даже если правилами предусмотрено обедать за пределами кабинета, а личные дела решать в нерабочее время, шум от телефонных переговоров и стучания по клавиатуре может раздражать и мешать работать. Снижается способность к мультизадачности, концентрация и продуктивность.
Хуже всего приходится тем, кто работает в формате hot desking («горячие столы»), когда у сотрудника нет закрепленного за ним рабочего стола и он постоянно переносит вещи на любой свободный. «Мы запоминаем больше информации, когда сидим в одном месте», — говорит Салли Августин, психолог по окружающей среде и дизайну компании La Grange Park, Иллинойс. Чем больше мелких деталей в окружении нам знакомы, тем проще настроиться на рабочий лад и вспомнить пошаговые алгоритмы работы. Ассоциативная память позволяет запоминать детали, которые легко всплывают при взгляде на знакомые предметы и окружающее пространство. Оупенспейс также снижает статичность знакомой картинки: постоянно что-то меняется, появляются новые люди, голоса и запахи.
Конфиденциальность и спокойствие
Немногим сотрудникам комфортно находиться на виду. Психологи говорят о личном пространстве как о невидимой зоне, своего рода гипотетическом пространственном пузыре. Эта зона индивидуальна: кому-то нравится весь день общаться с людьми, а кто-то избегает этого любыми способами, просто делая свою работу. И хотя многие причисляют себя к экстравертам, ситуация в общественном транспорте доказывает обратное: по мере заполнения вагона между людьми остаются свободные пространства. Редко кто-то садится рядом с одиноким пассажиром вместо того, чтобы занять свободное сиденье напротив. Конечно, здесь важен фактор близости людей — незнакомцы в транспорте воспринимаются не как коллеги, с которыми вы годами работаете вместе. И все же большинству необходимо время от времени оставаться наедине с собой, чтобы успешно выполнять свою работу.
Статистика недовольств
В течение последних нескольких лет исследователи Калифорнийского университета опросили порядка 65 тыс. человек из Северной Америки, Европы, Австралии и Африки, работающих в оупенспейсах. Больше половины опрошенных жаловались на недостаток частного пространства, многие переживали за конфиденциальность данных и телефонных разговоров, другие возмущались объемом лишней информации, мешающей работать.
«У стартапов вроде нью-йоркского ROOM очень хорошо идут дела, — объясняет Итон Бернштейн, — не потому, что людям нужны телефонные будки в офисе, а потому, что им просто нужны будки, в которых сотрудники спрячутся, чтобы их никто не трогал».
Поиск баланса
Чтобы ограничить себя от шума в оупенспейсе, можно взять наушники. Или максимально сосредоточиться на мониторе, чтобы не отвлекаться на чужие движения. Пойти работать за столиком в кафе или доделать проекты дома. В любом случае производительность в условиях оупенспейса сильно страдает. Некоторые компании экспериментируют с отдельными помещениями — тихими комнатами, куда можно перейти на время работы, когда требуется сосредоточиться. Другие создают закрытые пространства для небольших команд. Райан Малленикс, партнер глобального архитектурного бюро NBBJ, работал с техническими компаниями, которые строят офисы для коллективов, состоящих от 3 до 16 человек. Как правило, это отделы, в которых люди решают общие задачи, при этом исключен посторонний шум. В офисе самого Райана Малленикса есть датчики, расположенные на расстоянии 3 м друг от друга, которые отслеживают шум, температуру и количество людей в комнате. Сотрудники могут просматривать информацию на мониторе и выбирать наиболее свободные пространства для работы.