«Оптическая революция»: выставка ван Эйка как повод заглянуть в Гент
Арт-паломничество сегодня самый актуальный тренд, если речь заходит об организации культурного досуга. Особой популярностью пользуются крупные, сложносочиненные ретроспективные выставки, когда работы мастера собираются в одном музее из множества арт-институций и частных коллекций со всего мира. На них за один раз можно ознакомиться со всеми этапами творчества художника. Любителей искусства не пугают ни время, ни расстояние, они готовы часами толпиться на выставку Ильи Ефимовича Репина в Москве, лететь на ретроспективу Альбрехта Дюрера в Вену и за несколько месяцев бронировать временные слоты ради возможности в течение 30 минут посмотреть работы Леонардо да Винчи в Париже.
Из этого же ряда крупнейшая выставка гениального фламандского живописца, оказавшего огромное влияние на развитие западноевропейской живописи «Ван Эйк. Оптическая революция», проходящая в гентском Музее изящных искусств (MSK). Программу празднования бельгийцы со свойственным им чувством юмора назвали «О Боже! Здесь был ван Эйк».
Несмотря на легендарный статус непревзойденного живописца, мастера цвета и света, о жизни Яна ван Эйка мало что известно. Он, предположительно, родился около 1390 года, скорее всего, в Маасейке и умер в Брюгге 14 июля 1441 года. Как дипломат и художник при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго он много путешествовал по Фландрии и далеко за ее пределами. Сохранились записи, что ван Эйк служил тайным агентом и, по-видимому, неплохо справлялся с этой миссией, так как о сути выполняемых им на этом поприще заданий, равно как и о их результатах, ничего не известно.
Ян ван Эйк обладал редким сочетанием талантов. Он был внимателен к деталям и владел непревзойденной техникой живописи. Его изобретательность и стремление экспериментировать подкреплялись великолепными знаниями в области науки, искусства и христианской религии. Он прекрасно разбирался в оптике — понимал природу света и создаваемые им эффекты.
Во всем мире сегодня сохранилось всего около 20 работ мастера, более половины из них представлены на выставке в Генте. По замыслу руководителя проекта и главного куратора MSK Йохана де Смета, для большей наглядности феноменальные по технике исполнения работы знаменитого фламандца показывают в диалоге с картинами, выполненными в студии ван Эйка, копиями его картин, оригиналы которых канули в лету, и еще более чем сотней шедевров позднего Средневековья, написанных его современниками. Показывают и восемь отреставрированных наружных панелей из столь же прославленного, сколь и уникального Гентского алтаря. Полиптих был написан ван Эйком по заказу богатейшего горожанина Йоса Вейдта и его жены для своей капеллы в соборе, ныне носящем имя Св. Бавона. Предполагаемая дата создания шедевра — 1432 год. Никогда прежде полный комплект наружных панелей не выставлялся за пределами храма, для которого он был написан, и, по всей вероятности, больше никогда и не будет. С октября все части алтаря планируется навсегда перенести обратно в собор.
Выставка продлится всего три месяца — такие ограничения накладывают на музей правила, связанные с длительностью экспонирования некоторых редких книг и графики. В ожидании наплыва поклонников великого фламандца музей будет открыт семь дней в неделю, а в некоторые дни рабочие часы продлят до 23:00. Любителям искусства, которые не хотят пропустить это уникальное событие, рекомендуют позаботиться о билетах заранее через сайт vaneyck2020.be.
После закрытия выставки празднования Года ван Эйка не закончатся. 8 октября в соборе Св. Бавона откроется долгожданный Центр посетителей. Над его созданием трудилось архитектурное бюро Bressers Architecten и группа сценографов. По настоянию церкви современная архитектура не должна нарушать историческую постройку, поэтому было решено организовать проход к алтарю через пристройку, идущую вдоль одного из фасадов. Посетители сначала спустятся в крипту, расположенную под алтарной частью, и с помощью очков виртуальной реальности узнают историю Гентского алтаря, а затем поднимутся в центральную капеллу, чтобы в полной тишине насладиться его величественной красотой.
Алтарь заключат в специальную витрину, позволяющую осмотреть его со всех сторон, внутри будут поддерживаться оптимальная для сохранности шедевра температура и влажность. Возможно, на этом его приключения на долгое время закончатся. Потому что за всю свою долгую жизнь многострадальный алтарь успел пережить целую череду невероятных событий и детективных историй. Его много раз разбирали на части, прятали в подвалах, скрывая наготу Адама и Евы, распродавали отдельные панели, когда церкви потребовались деньги на реставрацию собора. Его увозили завоеватели, в какой-то момент он чуть не погиб в пожаре и авиакатастрофе. Несколько панелей распилили вдоль, чтобы демонстрировать в музее обе стороны одновременно.
В 1934 году две секции алтаря украли. Вор вернул одну из них и потребовал выкуп за вторую, самую крайнюю справа в нижней части алтаря. Сохранилась переписка между грабителем и епископом, найдена даже печатная машинка, на которой были напечатаны письма. Но грабитель умер, не успев рассказать, где ее спрятал, и местонахождение пропавшей панели так и не было установлено. И это настоящее чудо, что после выставки в Музее изящных искусств мы вновь сможем видеть эту великолепную работу ван Эйка во всей ее красе в том самом месте, для которого она была создана.
На сегодняшний день закончена первая часть реставрации, невероятной по количеству сделанных открытий. Полностью отреставрированы задние панели алтаря и весь нижний регистр передних панелей, за исключением копии, сделанной взамен украденной, которая была отреставрирована ранее. Оказалось, что до реставрации 50% передних и 70% задних панелей были записаны менее талантливыми последователями художника.
У агнца на центральной панели наконец исчезла лишняя пара ушей, появившаяся в процессе предыдущих реставрационных работ, — выражение «лица» животного оказалось совершенно человеческое. Такой эффект стал возможным из-за неправильно посаженных глаз и низко расположенных ушей. Ван Эйк сделал это явно намеренно, судя по тому, как анатомически правильно написаны другие участники композиции. И это лишь часть открытий, сделанных реставраторами. В результате проведенных работ мы можем наслаждаться настоящей яркой, невероятно детализированной и богатой живописью ван Эйка.
В Генте хотят, чтобы праздник ощущался повсюду и затрагивал все аспекты жизни города. В прилегающем к собору сквере к маю посадят 75 растений, которые с педантичной точностью изображены художником в композиции жертвоприношения агнца в центральной части алтаря. В сентябре в соборе Св. Бавона состоится премьера произведения для хора и органа «Агнец Божий». Это произведение специально к Году ван Эйка написал один из величайших композиторов современности эстонец Арво Пярт. А в расположенной в двух шагах от собора церкви Св. Николая с марта по октябрь будет демонстрироваться мультимедийная видеоинсталляция «Lights on Van Eyck». В центре внимания — цифровой оммаж великому мастеру от эпатажного современного британского художника Мэта Коллишоу. Специальные выставки запланированы в Университетском музее («Van Eyck in depth. Friction and harmony through the eyes of architects and artists») и в Музее дизайна («Kleureyck, Van Eyck’s Colours in Design»).
Обладатель мишленовской звезды — гентский шеф Олли Койленаре — совместно с археологом Йероеном ван Варенбергом, специализирующимся на изучении еды в Средние века, и историком Аннелисой ван Виттенберг, изучающей вопросы пищевых привычек, подготовили исследование, описывающее старинные вкусовые пристрастия местных жителей и продукты, которые они использовали в XV веке. В книге опубликовано большое количество рецептов, которые призваны вдохновить местных рестораторов на создание тематических меню.
Организаторы праздника обещают, что имя Яна ван Эйка в течение года будет встречаться на афишах театров и концертных залов, в барах и гостиницах, на улицах города и во время водных экскурсий.