Чем пополнить коллекцию произведений искусства на ярмарке BRAFA
BRAFA входит в топ 5 лучших ярмарок искусства и антиквариата наряду с маастрихтской TEFAF и двумя ее нью-йоркскими сессиями, а также лондонской Frieze и парижской FIAC. Подобные события — настоящий Клондайк для коллекционеров разных направлений. В экспозиции можно насчитать 20 различных специализаций, среди них классическая археология, племенное искусство, ювелирные изделия и монеты, живопись старых мастеров и современное искусство, а также гравюры, рисунки, скульптура, комиксы, редкие книги, фотографии, прикладное искусство (художественное стекло, керамика, текстиль) и дизайн XX—XXI веков. В целом выставляется 10–15 тыс. предметов. За это эклектичное разнообразие BRAFA пользуется большой популярностью у именитых дизайнеров, архитекторов и декораторов, которые приезжают в Брюссель за находками для наполнения своих текущих проектов.
Для начинающих коллекционеров события, подобные BRAFA, — это не только шанс сориентироваться в море возможностей коллекционирования, но и способ увидеть многие ведущие галереи сразу в одном месте. Каждая из них готовит к открытию массу интересных сюрпризов, здесь сложно найти предмет, рассказ о котором оставил бы равнодушным. И что особенно важно, приобретая объекты на такой уважаемой ярмарке, можно быть уверенным, что это действительно то, за что его выдает продавец. Потому что, прежде чем попасть на стенд, каждый экспонат проходит тщательную многоступенчатую проверку, которую осуществляют 100 независимых экспертов. И в случае сомнений в подлинности произведения изучаются с помощью переносной научной лаборатории. А кроме того, все они проходят контроль в регистре Art Loss — крупнейшей в мире базе данных об украденных произведениях искусства.
В 2020 году здесь не показывают корсетов Фриды Кало за €2 млн, как в 2019-м, или новых, доселе неизвестных работ Рубенса за €15 млн, как в 2018-м. Но и без этого довольно много интересных предложений. Например, в честь 65-летнего юбилея вместо традиционного чествования почетного гостя ярмарка проводит благотворительный аукцион, на который выставлено пять фрагментов знаменитой Берлинской стены. Каждый сегмент весит 3,6 т, а его размер составляет 3,8x1,2 м. Начальная цена установлена на уровне €15 тыс. за сегмент. Выручка от их продажи будет поровну распределена между пятью ассоциациями и музеями, которые занимаются сохранением художественного наследия, исследованиями по борьбе с раком и социальной интеграцией людей с ограниченными возможностями. Аукцион пройдет в последний день работы ярмарки 2 февраля.
Еще один проект, который не ограничивается только интересами коллекционирования, но одновременно несет социальную направленность и важное репутационное значение для всех участников и приобретателей — это выставленные на продажу в галерее Guy Pieters эскизы американского скульптора и художника Христо. Он известен тем, что оборачивал тканью такие гигантские объекты, как здание Рейхстага, остров, реку и многие другие объекты. На этот раз в поле зрения Христо — Arc de Triomphe в Париже, которую он запланировал запаковать в 25 тыс. кв м перерабатываемой полипропиленовой ткани серебристо-синего цвета, используя 7 тыс. м красной веревки. В таком виде триумфальная арка на площади Шарль де Голль-Этуаль простоит в течение 16 дней, с субботы 19 сентября по воскресенье 4 октября. Даты выбраны не случайно.
Художник намеренно отказался от желания осуществить проект в мае 2020-го (что совпало бы с ретроспективой его работ в Центре Помпиду), чтобы не потревожить птиц, которые весной вьют гнезда и высиживают птенцов на вершине арки. Все свои проекты Христо финансирует сам, а средства на их осуществление добывает с помощью продажи эскизов и рисунков будущих произведений. Поэтому галерея Guy Pieters рассчитывает, что посетители BRAFA не поскупятся и приобретут выставленные на продажу эскизы, цены на которые варьируются в зависимости от величины работы: самые большие стоят €1,2 млн, среднего размера — €900 тыс., а самые маленькие — €600 тыс.
Коллекционеры геологических находок, пополняющие на ярмарке свои собрания кабинетов редкостей, всегда стремятся на стенд лондонской галереи ArtAncient. В этом году она привезла несколько гигантских природных конкреций. Своими очертаниями они напоминают абстрактные скульптуры Тони Крега, а на самом деле представляют собой скальные образования песчаника, смоделированные движением воды под дюнами и образовавшиеся около 30 млн лет назад. Такие необыкновенно большие образцы находили в 80-е годы XX века только возле французского города Фонтенбло. Цена каждого €110 тыс.
Экспонаты для современной версии кунсткамеры ХХI века предлагает галерея Theatrum Mundi, в прошлые годы прославившаяся привезенным скафандром «Сокол КВ-2» советского космонавта Геннадия Стрекалова и оригинальным костюмом Бэтмена из фильма «Бэтмен навсегда». В этом году на ее стенде череп ихтиозавра из периода ранней Юры соседствует с оригинальными когтями Росомахи из фильма «Люди Икс: Последняя битва».
Поклонникам декоративно-прикладного искусства тоже было на что полюбоваться. Марк Хейреманс, основатель галереи Marc Heiremans, считается международным экспертом в области муранского стекла ХХ века. Однако в этом году на стенде галереи рядом с традиционным художественным стеклом коллекционеров ждал неожиданный сюрприз — тонкие геометрически выверенные и необыкновенно легкие керамические чаши Ан Ван Хой. Края их настолько тонкие, а поверхность настолько глянцево-черная либо ярко-красная, цвета Ferrari, что чаши напоминают японские лаковые шкатулки, сделанные в технике уруси. За каждую галерея просит €5 тыс.
Галерея Cortesi взорвала пространство своей экспозиции гигантскими керамическими кратерами, облитыми многочисленными слоями живописно растекшейся и потрескавшейся разноцветной глазури американца Брайана Рошфорта. А галерея Clara Scremini продемонстрировала массивные и завораживающие своей прозрачностью современные скульптуры из цветного оптического стекла Карин Мерх (в районе €9 тыс.).
Любопытный микс итальянских, скандинавских, бельгийских и французских дизайнеров привезла нидерландская галерея Morentz, второй раз подряд приехавшая на BRAFA. Особое внимание заслуживает прототип кресла Борге Могенсена, на основе которого была сделана целая серия его знаменитых кресел Hunting chair, и «текстильный рельеф» бельгийской художницы польского происхождения Марии Тапта, сплетенный из толстых веревок в широкие полосы, каждая из которых закручена вокруг своей оси и окрашена в рубиново-красный цвет (€ 48 тыс.).
Узнаваемое круглое зеркало Макса Ингранда с латунной рамой и подсветкой, сделанное в мастерских FontanaArte в 1960 году (€ 20 тыс.), и несколько любопытных, не выходящих из моды стеллажей знаменитого итальянского дизайнера и архитектора, активного участника группы Memfis Этторе Соттсасса привезла на ярмарку галерея Robertaebasta (€19–28 тыс.).
Как всегда, на BRAFA немало работ, которые так или иначе связаны с Россией и русскими авторами. Так, галерея Brame & Lorenceau привезла гуашь Сони Делоне «Ритм в цвете» (1970). А галерея De Wit Fine Tapestries, специализирующаяся на покупке, продаже, сохранении и реставрации гобеленов (среди клиентов — крупнейшие музеи мира, такие как Метрополитен, Эрмитаж, Лувр), выставила шпалеру под названием «Горизонтали», сотканную мастерской Tabard в 1954 году по акварельному эскизу Василия Кандинского (1939). Гобелен ушел в день первого вернисажа за сумму свыше €70 тыс.
Единственная русская галерея Heritage, которая в настоящее время успешно выставляется на нескольких крупных мировых ярмарках, впервые показала редкие экземпляры советской мебели в стиле ар-деко и предметы советского декоративно-прикладного искусства в диалоге с работами современных российских художников, апеллирующих к советской тематике. Внимание коллекционеров, в частности, привлекают шинели Дмитрия Цветкова и скульптура Сергея Шеховцова. Все шесть работ Шеховцова, одного из представителей направления «русское бедное», были куплены западным коллекционером во время первого же вернисажа.