Герои, 27 дек 2019, 12:39

Основатель центра М.О.С.Т. — о ретро-автомобилях и машине Сергея Шнурова

«РБК Стиль» поговорил с основателем центра М.О.С.Т. Владимиром Семенютой и узнал, сколько стоит входной билет в мир кастомайзинга, как выживают коллекционеры и какой американский автомобиль служит альтернативой отечественной «восьмерки».
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба)

Центр М.О.С.Т. — пожалуй, одно из самых необычных выставочных пространств, открывшееся в середине года неподалеку от парка Горького прямо под Крымским мостом. Рядом с Музеем пинбола здесь открылся Музей культовых автомобилей. Экспонаты самых разных эпох не только тщательно отреставрированы, но и максимально прокачаны. За рулем этих авто можно утроить неспешное ретро-ралли или порвать конкурентов на гоночном треке. Выставка как живой организм — экспонаты постоянно меняются, и в первую очередь потому, что все эти автомобили на ходу и активно эксплуатируются хозяевами. Помимо музея в центре М.О.С.Т. работают бар, тату-студия и барбершоп.

Мне кажется, что все мальчишки в детстве переболели автомобилями, но у некоторых эта страсть сохранилась на всю жизнь. Вы явно из таких.

Абсолютно точно отмечено. (Смеется.) В детстве я сильно заболел, и меня отправили в Венгрию в санаторий на лечение. И там, гуляя по городку, я наткнулся на стоящий на улице автомобиль — большой, черный, двухдверный. Мне тогда было лет 12, и я, конечно, не знал ни марки машины, ни модели. Но этот детский восторг от увиденной красоты отпечатался во мне на всю жизнь. Годы спустя наткнулся на эту модель в интернете. Это оказался Pontiac Firebird — культовый американский автомобиль 1980 года выпуска, который снимался в фильме «Смоки и Бандит 2» и во многих других. И снова в душе всколыхнулся детский восторг. Примерно семь лет назад я приобрел в Омске за сравнительно небольшие деньги старый Сhevrolet Сamaro, который случайно нашел по объявлению. Он был сделан на одной платформе с Pontiac, но это модель следующего поколения со съемной крышей. Машина была в чудовищном состоянии и требовала реставрации.

И вы начали восстанавливать былую красоту?

Понимаете, мне хотелось, чтобы этот автомобиль ездил так же круто, как он выглядел изначально. Проблема автомобилей тех лет в том, что они ездили не очень быстро, управляемость хромала, да и тормозили они неважно. Поэтому я сразу настроился, что этот проект будет связан не только с реставрацией, но и с технической доработкой характеристик.

Фото: пресс-служба

То есть с тем, что на языке ортодоксальных реставраторов именуется «колхоз»?

Да, есть такое понятие. (Смеется.) Многое тогда делал сам — заказал запчасти в Америке, нашел людей, которые их оттуда привозили. В общем, потратил кучу времени, сил и средств, сменил пару мастерских и понял, что, к сожалению, никто не сможет сделать так хорошо, как я хочу. В результате я собрал команду и решил сделать мастерскую Big Boys’ Big Toys. Наш главный принцип — это активный отдых, то есть повседневная эксплуатация автомобиля и получение кайфа от процесса. А это не раз в месяц четверть мили на скорость прохватить и все (как в американских блокбастерах показывают). Кроме того, любому взрослому человеку необходима отдушина, некое увлечение, которое позволит ему реализовать свой творческий потенциал. Да и просто переключиться с семейных дел. (Смеется.)

В таком случае надо было организовывать массы, начинать общественное движение и так далее. Выйти на федеральный уровень и устроить большую движуху — адреналина было бы выше крыши.

Почти так и получилось. Мы организовали движение автомобильных фанатов и любителей старинных автомобилей Mad Buckets. Начали устраивать пробеги и гонки. В рекламу почти не вкладываемся, потому что большая часть расходов идет на организацию, безопасность, аренду треков. Но мы движемся вперед. В это время я начал ездить в Лас-Вегас на ежегодную тюнинг-выставку SEMA Show. И там мы познакомились с Максимом Боровковым, владельцем автомастерской с такой же идеологией. Взяли с ним на пару автомобиль, погоняли несколько дней по пустыне и окрестностям, потом взяли другой и еще погоняли. Отлично провели время. После этого решили, что надо делать в Москве музей. А тут так совпало, что друзья взяли в аренду помещение по соседству и предложили нам присоединиться. Мы с радостью ухватились за такую возможность — сделали ремонт, поставили свои автомобили и начали продумывать смену экспозиции. Ведь все наши «музейные» экспонаты — это автомобили, на которых ездят реальные люди, получающие от процесса огромное удовольствие.

Cadillac Eldorado 1972 года (Фото: пресс-служба)

Я понимаю, что коллекционный ретро-автомобиль в классическом автомузее стоит космических денег. Насколько дешевле обходится вам реставрация развалины и доведение ее характеристик до нужного уровня?

Вся прелесть нашей задумки в том, что кастомизация автомобилей подходит для любого бюджета. И при этом совершенно размываются социальные границы. В нашей мастерской с удовольствием общаются и простые автослесари, и долларовые миллионеры. Здесь все они забывают про статус и просто получают удовольствие. У нас большой штат, в основном это инженеры с высшим техническим образованием. Поэтому мы подходим к вопросу серьезно и никогда не начинаем отделку автомобиля, пока не закончим отладку «тележки» (подвеска, мотор, рулевое управление и т.д.). И после того как автомобиль проверен в пробеге, гонках на треке, мы начинаем наводить красоту, доводить до идеала салон. Да, это сложнее, чем восстановить по чертежам автомобиль таким, каким он был изначально. Но это наш путь! В кастомайзинге нашего типа огромные трудозатраты. Дело не только в железках, но и в том, что почти все делается вручную и контроль качества ведется на всех этапах. И каждый проект получается уникальным, у нас остается огромная стопка проектной документации. И этот самый «колхоз», как его часто пренебрежительно называют, на самом деле настоящее произведение искусства. Вы не можете просто пойти и купить такую машину, потому что это — unique piece.

А что вы делаете с прогнившими кузовами? Ведь подвеска гораздо более прочная и ее восстановить легче.

Если нет возможности приобрести оригинальные кузовные детали, то изготавливаем их по чертежам автопроизводителя в нашей мастерской. Что касается восстановления салона автомобиля, то в мире кастомайзинга принято ставить современное кресло и использовать современные детали салона. Я против такого подхода. Я хочу, чтобы машина, которую мы восстанавливаем, полностью передавала дух времени, в которое она создавалась. Поэтому мы по максимуму стараемся сохранять оригинальные салоны и возвращать их к первоначальному состоянию. Например, если в машине работают старый кондиционер и печка, то мы их восстановим, отрегулируем, но не будем менять на новые. Ведь такие оригинальные вещи дают тебе особый тактильный кайф. Поэтому даже когда ты стоишь в пробке, то получаешь удовольствие от автомобиля, а не думаешь, как бы скорее из него выбраться. Поэтому мы принципиально не ставим современные зеркала, а устанавливаем оригинальные, делаем их регулируемыми и обязательно с подогревом, потому что московской зимой незамерзшее зеркало заднего вида необходимо для вашей безопасности.

Еще один крайне важный, с моей точки зрения, момент. Есть автомобили, которые мы решаем не доводить до идеального состояния. Допустим, человек ездил на машине 30-40 лет подряд, что-то в ней сам доработал, и это выглядит настолько круто, что хочется все это сохранить. Иногда мы оставляем машину немного неидеальной, немного криво подкрашенной. И от этого она приобретает особый лоск! Машина с историей всегда цепляет.

Сколько стоит входной билет в яркий мир кастомайзинга?

Я люблю всем говорить, что есть выбор на любой кошелек. Но на самом деле это не совсем так. Минимум нужно иметь свободных 400-500 тыс. руб. Вы покупаете то, что мы называем «ведро» (например, от 150 тыс. руб.), и вам нужно будет потратить не меньше 300 тыс. руб., чтобы оно начало ездить. По моделям это могут быть ‎Chevrolet Caprice или Ford Crown Victoria. Неплохой вариант для начала, чтобы получить удовольствие. Хороший исторический автомобиль, который сможет участвовать в ретро-ралли и будет котироваться среди коллекционеров, обойдется в 2,5-3 млн. руб. Интересные проекты, которыми мы обычно занимаемся, — это суперкары в костюме старой машины (стоят они соответствующе: на уровне 7-10 млн. руб.). Можно и 50-60 млн потратить, чтобы сделать себе фантастический Ford GT500. И важно помнить, что в России можно сделать или купить машину, скажем, за 3 млн руб. А в Америке примерно такая же будет стоить в 2-3 раза дороже. Недавно продавали Buick 1951 года выпуска в идеальном состоянии за 2,5 млн руб. В США вы такого просто не сможете найти.

Парадоксальная ситуация. Из-за того, что у нас нет нормального рынка исторических автомобилей, люди делают машину, потом покупают и делают следующую, а предыдущую продают дешевле. Потому что спрос есть, но все только начинает формироваться. И американские машины в России можно купить дешевле, чем в США.

Сейчас, к сожалению, действуют таможенные пошлины на ввоз: любой исторический автомобиль старше семи лет приравнивается к старью и облагается пошлиной в €5 за 1 куб. см объема двигателя. В результате машина, которую можно купить за $2 тыс., вложить в нее $5 тыс. и получить отличный аппарат, обойдется вам в несколько десятков тысяч долларов. Поэтому люди либо, скрепя сердце и кошелек, берут ту машину, о которой мечтали, либо находят что-то с советской историей и погружаются в кропотливейшую реставрацию на много лет. Есть еще вариант — купить что-то массовое, что ввозилось в 90-е годы: Chevrolet Caprice, Camaro и т.д. Этих моделей еще достаточно много, можно сделать неплохой проект. Сейчас мы стараемся продвинуть в правительство новый ГОСТ, который бы определял, что такое классическое транспортное средство и что такое ржавая помойка, которую пытаются дешево ввезти в Россию, и очень рассчитываем на снижение пошлин на ввоз исторических автомобилей в страну.

Как жить коллекционеру в таких условиях?

Крупный коллекционер — человек, который живет не в рамках своей юрисдикции, а в рамках глобальной истории. Такие люди обмениваются своими машинами и даже организуют инвестиционные портфели из коллекционных автомобилей. Но как только такая машина попадает в Россию, то конкурентное преимущество пропадает, так как максимально затрудняется пересечение ею границы. Поэтому серьезные коллекции в основном хранятся за рубежом. И владельцы летают туда, чтобы полюбоваться своими машинками. А в России полтора музея и три с половиной калеки. Эту ситуацию необходимо менять. Мы начали заниматься этим вопросом 3-4 года назад и медленно, но неуклонно движемся к светлому будущему. (Смеется.)

Какими экспонатами музея вы готовы похвастаться?

 Фургон Chevrolet 1969 года выпуска. Чем он интересен? У него центральная моторная компоновка. Мотор, который в нем стоит, устанавливался в Chevrolet Camaro модификации ZL1. В этой машине пятилитровый карбюраторный двигатель мощностью 360 лошадей. Она оснащена механической коробкой передач и весит всего 1200 кг.

Ford Crown Victoria, так называемая машина шерифа, которую часто и глубоко тюнинговали, превращая в ракету на колесах. В музее представлены две Chevrolet Nova из фильма Квентина Тарантино «Доказательство смерти». Это отличная модель для кастомайзинга, полноценный заднеприводный автомобиль со штатным мотором в 2,8 л. У нее просто огромный моторный отсек, в который можно засунуть даже мотор от грузовика. И чтобы вы понимали, это максимально дешевый вариант, как в 90-е годы «восьмерка» для дворовых пацанов.

Драгстер — машина с системой впрыска закиси азота, которая предназначена только для гонок. В другом режиме она ездить не способна. Владелец приезжал к нам на гонки из Питера, вернулся домой, а машина пока осталась постоять. Это второй автомобиль каскадера Майка из фильма Тарантино. Она в идеальном заводском состоянии, с механической коробкой передач. Это та самая машина, которая олицетворяет собой массовые muscle car'ы. Типа спортивного купе для офисных работников, но очень брутальный вариант. И размером с современный удлиненный Range Rover. Огромная машина с огромным мотором — кайф неимоверный от нее. Но про расход топлива спрашивать не стоит. (Смеется.) В зависимости от манеры езды он колеблется от 30 до 50 л на 100 км. Правда, низкооктановый 92-й бензин несколько уменьшает дыру в кошельке.

Chevrolet 1955 года (Фото: пресс-служба)

А вот машина Сергея Шнурова, о чем он просит никому не рассказывать, кроме как посетителям. Chevrolet 1955 года. Кстати, она продается, так что можно купить при желании. Полный кастом. Если спуститься в ремонтную яму, то можно увидеть, что в ней установлена современная автоматическая коробка передач, дисковые тормоза. А внутри — современный салон с раздельными сиденьями вместо дивана. Даже навигация встроена. Под капотом мотор в 400 лошадок. Причем мастера использовали прием clean look — в моторном отсеке установлен только двигатель, а все остальное оборудование (аккумулятор, тормозной цилиндр) — на раме внизу. Да, красиво выглядит, но, по моему мнению, затрудняет обслуживание. При этом подвеска современная, поэтому ездить на такой машине — одно удовольствие.

У каждого автомобиля в музее свой яркий внешний вид и стиль. Многие говорят, мол, выглядит слишком ярко, «колхозно». Но если преодолеть барьер «что другие обо мне скажут», то перед вами открывается смысл кастом-культуры. Плевать, что думают другие, — я так хочу, мне так нравится! Главное, чтобы это был твой автомобиль и ты был с ним счастлив. Все остальное — ерунда.