Эмин Агаларов — о Isabel Marant и пении как лучшем способе переключиться
Открыть бутик Isabel Marant — решение смелое, учитывая, что рынок люксовых товаров нестабилен, а «Крокус Сити Молл» находится на МКАД, — и принадлежит оно вице-президенту Crocus Group Эмину Агаларову. Прогнозы самые оптимистичные, и в случае успеха бизнесмен планирует открыть еще несколько магазинов в Москве. При этом фэшн-направление Агаларов давно не считает приоритетным, а помимо семейного у него есть еще несколько собственных бизнесов — девелоперский и ресторанный, а также медиахолдинг «Жара». «РБК Стиль» поговорил с ним о том, какой сегмент приносит наибольшую прибыль, чем может быть полезен кризис и возможно ли думать о квартальных отчетах, выступая на сцене.
— Из чего сегодня состоит Crocus Group?
— У нас несколько направлений. Первое — торговые центры VEGAS и «Крокус Сити Молл». Это направление курирую я — от стройки до кадров. Есть «Крокус Экспо», «Твой дом» — отдельные направления со своими кураторами. Это если говорить про большие куски, но есть и много второстепенных проектов — такие, как океанариум, ресторанное направление, гостиницы, фитнес, недвижимость, есть бренд «Жара» и все что с ним связано. И есть направление фэшн. В «Крокус Сити Молле» у нас много собственных бутиков, часть мы развиваем в центре города за пределами наших площадей — John Varvatos, G-Star RAW и другие.
— Какой сегмент сейчас в приоритете?
— Точно не фэшн. Он в конце списка. Во-первых, потому что мы немного утратили к этому направлению интерес. Во-вторых, этот бизнес трудно масштабировать, он подвержен влиянию слишком многих факторов и, как ни странно, во многом зависит от удачи. При этом строительство — более фундаментальный и прогнозируемый бизнес. Особенно если ты разбираешься в том, сколько стоят бетон, арматура и так далее. Можно ошибиться и купить землю по завышенной цене, переплатить за согласование, но в целом всегда можно продать готовый объект за те деньги, за которые он был построен. Глобально в строительстве трудно прогореть. И возьмем торговый центр, одно только содержание которого каждый месяц обходится очень дорого. Поэтому сейчас я сконцентрирован на перспективных сферах и тех, которые приносят дивиденды — к примеру, на телеканале и радиостанции «Жара» вместе с одноименным фестивалем и премией.
— Что приносит наибольшую прибыль?
— Сейчас ситуация довольно критическая, и если какой-то сегмент приносит прибыль, то мы направляем ее на погашение тела кредита. Компания работает в режиме сокращения расходов, и все нацелено на выполнение наших кредитных обязательств. Практически никакого глобального развития.
— Звучит пессимистично.
— Такое время. И мы этот цикл проходили несколько раз за последние 30 лет. Когда компания развивается и приносит прибыль, многие моменты упускаются из виду. В то время как кризис дает возможность сократить расходы, избавиться от бизнесов, которые тянут на дно, и сконцентрироваться на перспективных. Ничего пессимистичного в этом нет, это сегодняшние реалии, и с ними нужно работать.
— Чувствуете ли вы снижение продаж в сегменте фэшн? И если да, то как реагируете, меняете ли портфель марок?
— Фэшн действительно провис, и все игроки рынка это понимают. Если говорить о «Крокус Сити Молле», представляющем бренды класса люкс, то нам всегда было сложно. Бренды хотели открывать бутики в центре, а не на МКАД. Первое время у нас действительно было мало людей, но со временем ситуация изменилась и нам удалось заполучить крупных игроков. Кроме того, мы понимали, что помимо понятных брендов, вроде Chanel и Prada, нам нужны трендсеттеры. Когда Chloe и Celine были суперпопулярными, я гнался за ними, и именно в «Крокусе» открылись их первые бутики. (Не только в Москве, но и в России.) Я уговаривал представителей брендов, и, как правило, мы не ошибались. Интересный факт — выручка в ресторане Nobu в «Крокусе» больше, чем в Nobu в Столешниковом переулке. Такая же ситуация и со многими модными брендами. Если говорить о сегодняшнем дне, то недавно в формате поп-ап работал Louis Vuitton, и сейчас мы обсуждаем открытие полноценного пространства в «Крокусе». Аналогичная ситуация с Burberry. Isabel Marant, бутик которого открылся недавно, — тот самый бренд-трендсеттер, ради которого определенно стоит поехать в «Крокус».
— Легко было с ними договориться?
— Не могу сказать, что с Isabel Marant были какие-то сложности. Договорились мы легко, а вот строительство бутика оказалось непростым процессом. Но «Крокус» предназначен как раз для таких брендов — со своим ДНК и философией. В среднем мы предоставляем ячейки по 150 кв. м, на такой площади бренду есть где развернуться и показать себя во всей красе.
— Как вы думаете, что привлекает людей в «Крокусе»? Почему они едут именно сюда?
— Прежде всего атмосфера. Ведь у нас есть зимний сад, в котором растет пять тысяч самых разных тропический растений. И я не устаю шутить, что ночью в торговом центре гораздо больше людей, чем днем, потому что на работу выходит весь персонал — и ботаники в том числе, которые ухаживают за растениями. Здесь до сих пор живут и вьют гнезда птицы, которые залетели, когда мы работали над остеклением. «Крокус Сити Молл» — уникальное место еще и потому, что все, кто занимается его управлением во главе с Аразом (Араз Агаларов — владелец группы компаний Crocus Group. — «РБК Стиль»), любят приходить сюда. Здесь есть ощущение лобби дорогого отеля. Вечерами мы ужинаем с друзьями, днем проводим встречи и пьем кофе, и каждый наш визит заканчивается списком улучшений: поменять мусорные баки, приглушить свет, сделать температуру более комфортной, а вентиляцию не такой шумной, пересадить или постричь дерево. И так каждый раз. Мы следим за ним, как за собственным домом, люди это чувствуют и приходят к нам как будто в гости.
— ГУМ, ЦУМ — ваши конкуренты или союзники?
— Никогда не считал их конкурентами. Нас трудно сравнивать, потому что они находятся в центре города. ГУМ — очень туристическое место, там всегда гуляет много людей, и мне кажется, москвичи неохотно ездят туда на шопинг. ЦУМ — совсем другой вид шопинга, это большой department store. Если покупатель хочет более эксклюзивное обслуживание, спокойную атмосферу, он скорее выберет нас или бутики Столешникова переулка.
— Сегодня многое решают технологии. Разрабатываете ли вы какие-то уникальные сервисы?
— У нас есть приложение, системы лояльности, что-то уже реализовано, что-то находится в процессе разработки. Нужно понимать, что у «Крокуса» довольно взрослая аудитория и она неохотно пользуется всевозможными программами и приложениями, для нее все это сложно. Вообще, для клиента люксового «Крокуса» это не так важно и принципиально, как, к примеру, для клиента VEGAS'а — там мы уделяем гораздо больше внимания всевозможным нововведениям.
— Араз Агаларов в интервью РБК сказал: «Я очень неудобный — всегда говорю правду». Какой у вас стиль руководства?
— Сложный вопрос. Для меня всегда важен результат, успех моих проектов (финансовый в том числе). Поэтому, если в какой-то момент мне нужно быть строгим, я буду строгим, негодяем — буду пытаться им стать. Но стараюсь добиться своих целей без повышенных тонов, мне повезло с командой. Я не работаю с теми, с кем мне неприятно, или с теми, кто мне не нравится.
— Прислушиваетесь ли вы к интуиции, принимая решения?
— Я расчетливый человек и хочу видеть реальные цифры в привязке к моим проектам. Вот Араз, наоборот, любит следовать своей «чуйке» и не обращает внимания на прогнозы и цифры. Интуиция его не подводит.
— Какую цель вы преследовали, покупая глянцевый журнал «ОК»?
— На тот момент у меня уже был журнал «Жара Magazine», и покупка «ОК», с одной стороны, дала оптимизацию по его расходной части, а с другой — рекламный инвентарь, который я могу использовать применительно к тому же «Крокусу», VEGAS'у и так далее. Поэтому, по моим подсчетам, эта сделка для меня уже безубыточная, а в перспективе я планирую сделать ее еще и доходной.
— Что для вас лучший отдых и как вы переключаетесь?
— Лучшее переключение для меня — это взять своего маленького ребенка на руки. Я очень люблю детей, это лучшее, что у меня есть. Мои старшие выросли, и с ними уже совсем другая форма общения, скорее дружеская. Еще для разрядки важен спорт. А самое главное, что есть у меня и чего нет у других коммерсантов, — это возможность выйти на сцену и погрузиться в мир музыки. В поисках новых ощущений люди прыгают с парашютом, вскарабкиваются на горы, а я могу каждый день выходить на сцену и получать колоссальное удовольствие. А еще это полная перезагрузка мозга — когда я пою песни о любви, я просто не могу думать о квартальных отчетах.