Как соцсети заставляют нас тратить больше денег
Копить или тратить
Исследование, проведенное профессорами из Университетов Калифорнии и Торонто, указывает, что люди тратят больше и экономят меньше, потому что они видят только покупки других, а не экономию. Социальные сети усугубили этот процесс. В торговых центрах многие тратят лишние суммы, поддаваясь минутному соблазну купить вещь, которая им не нужна. То же самое происходит, когда вы заходите в ленту новостей во время перерыва, чтобы пообщаться и поднять настроение.
Смещение фокуса
Дэвид Хиршлейфер, один из авторов исследования и профессор Школы бизнеса Merage, считает, что многое зависит от того, как мы взаимодействуем с другими. Люди склонны говорить о том, что они делают, а фотографии в соцсетях требуют визуального подтверждения происходящего. Ваш друг скорее сделает пост о покупке новой техники, нежели будет еженедельно фотографировать конверт с отложенными деньгами или выкладывать скрины о переводе на накопительный счет. К тому же приятно поделиться впечатлениями о походе в дорогой ресторан или отпуске за границей. В реальной жизни мы воспринимаем человека более целостно: он может весь день работать, ездить на метро, носить недорогую одежду и пить кофе из дешевых чашек. Но если посмотреть на его жизнь через призму соцсетей, то остаются только дорогие траты и развлечения.
Технологии против бюджета
Раньше у нас реже появлялась возможность наблюдать за образом жизни людей с другим уровнем дохода: основной круг общения составляли соседи, родственники, коллеги. С появлением телевидения и журналов возрос интерес к дорогим вещам и привычкам. Сейчас покупательский спрос поддерживается рекламой, а средства связи становятся дешевле и разнообразнее. В результате стало больше возможностей наблюдать за потреблением других. Сама по себе осведомленность не заставляет человека тратить больше, но она формирует представления о собственных финансовых возможностях.
Стефан Кутюр, доцент кафедры коммуникаций Йоркского университета в Торонто, считает, что культура общения в соцсетях заставляет человека чаще обращать внимание на свои расходы. «Если люди вокруг нас много покупают, то мы начинаем следовать их примеру», — говорит Кутюр. При этом не важно, в какой среде человек рос, как воспитывался и к чему привык.
Зашел, увидел, захотел
Один из авторов исследования, финансовый менеджер Парт Боумик, отметил, что Instagram заставляет его тратить на рестораны около $200 в месяц, при этом дома он ест четыре-пять раз в неделю. Один из его друзей ведет аккаунт в Instagram, делая обзоры ресторанов. Финансист заходит в ленту новостей, видит фотографию нового заведения с интересным меню и понимает, что тоже хочет попробовать эти блюда. По признанию Боумика, сначала он использовал аккаунт друга, чтобы подбирать рестораны для особых случаев, потом это переросло в привычку обедать в новых местах несколько дней в неделю. Результат становится очевиден к концу месяца, когда Парт подсчитывает расходы и понимает, что в большинстве случаев мог поесть дома и сэкономить больше денег.
Статистика снижения практичности
По мнению авторов исследования, рост вовлеченности в социальные сети объясняет причину спада накоплений. С 1980-х годов в США люди откладывали не менее 10% от дохода, а в 2007 году этот показатель упал до 3%. По данным Ассоциации экономического сотрудничества и развития, аналогичная тенденция прослеживается во многих развитых странах. В 2018 году максимальная доля заработка, отложенная жителями США на накопления, колебалась в пределах 6-7%. Люди продолжали тратить, даже если при этом у них копились долги по кредитам.
Скажи мне, кто твой друг
Хиршлейфер утверждает, что одной из целей исследования было информирование людей об их расходах. «Психологи считают, что если человек осведомлен о том, как это работает, то ему проще контролировать свои действия»,— говорит ученый. Из друзей в соцсетях создается круг общения, аналогичный реальному; разница в том, что добавить в него и следить можно за людьми, которые в обычной жизни нам могли и не встретиться. Красивые картинки, упор на позитив и хвастовство ради лайков затмевают другие жизненные обстоятельства. В итоге формируется среда, которая побуждает тратить деньги, потому что потребительский образ жизни кажется естественным и правильным.
Выход: осознанно выбирать круг общения, подписываться на аккаунты в соцсетях и помнить, что люди видят лишь избранные части чьей-то жизни. В реальности мы тоже сталкиваемся с теми, кто может позволить себе больше, но вряд ли каждый день наблюдаем за ними. А если и делаем это, то видим не только взлеты, но и падения, периоды усердной работы и жесткой экономии, которые мало кто станет освещать в Instagram.