Основатель сети Iniala — о плохом сервисе, тихих тайцах и филантропии
Марк Вейнгард — фигура в мире бизнеса заметная. Его история успеха переплетается с трагическими событиями, которые могли сломить любого, но Вейнгард выстоял благодаря своему характеру и внутренней силе. Марк живет на максимуме, ведь в 10 лет он потерял отца в автокатастрофе и думал, что подобная судьба уготована и ему. В 19 начал строить карьеру топ-трейдера и к 32-м стал миллионером. В 1998-м ушел из банковского бизнеса в интернет-стартап и основал брокерскую компанию. Осенью 2001 года Марк Вейнгард приехал в Нью-Йорк, чтобы представить свой продукт компании Fuji Capital Markets Corp. на встрече, назначенной во Всемирном торговом центре на 11 сентября. Проработав всю ночь, бизнесмен позвонил в офис, чтобы предупредить об опоздании, — в трубке прозвучали страшные слова. Вейнгард включил телевизор и понял, что избежал катастрофы.
Прошел год, случилась новая трагедия: невеста Марка Анника Линден погибла на Бали в теракте, унесшем жизни 202 человек. В честь девушки бизнесмен создал благотворительную организацию, которая занялась помощью детям, чьи родители погибли от рук террористов. За годы работы фонд привлек больше $10 млн, а в 2012 году был переименован в Inspirasia и включил в себя образовательные, реабилитационные и медицинские проекты, работающие в Индии, Индонезии и Таиланде. Марк вновь чудом избежал смерти в 2004 году, когда проснулся от громких звуков снаружи его дома, расположенного на Пхукете на берегу океана. Вейнгард забрался на крышу и выжил благодаря тому, что его дом был построен на сваях. Спустя годы Марк воплотил одну из своих задумок и построил на месте разрушенного дома курорт Iniala. О том, что ждет этот проект впереди, мы поговорили во время визита бизнесмена в Москву.
О характере и профессии
Драматические моменты в жизни не сломили меня. Часто люди с похожими историями очень закрыты, но не в моем случае. Дело в моем характере. Я с детства был очень общительным. Будучи единственным ребенком в семье, я был окружен вниманием. Я родился иудеем и был религиозен, но со временем мое отношение к вере изменилось: я не верю в религиозные символы, меня можно назвать атеистом и глобалистом, который верит в добро. Я хотел бы жить в мире без границ, хотя знаю, что это невозможно. Безусловно, я уважаю чужие религии и мне не важен цвет кожи. Мне нравится жить в мире хороших людей. У меня много друзей, и я люблю быть окруженным людьми, поэтому отельный бизнес стал для меня радостью.
Мне было 19 лет, когда я совершил свою первую самостоятельную поездку из Лондона в Париж на автобусе. У меня было немного денег, и выбор пал на небольшой отель, название которого я помню до сих пор. Мне было крайне важно найти хорошее место. Я много читал о нем, искал, куда можно сходить рядом, где хорошие галереи и рестораны.
Если я еду куда-то и времени не так много, то надо провести его с пользой. Когда вы собираетесь в отпуск, это крайне важно. И мне хотелось сделать так, чтобы отпуск стал лучшим временем для моих гостей — с отличным сервисом, едой и воспоминаниями.
О плохом гостеприимстве
Я настоящий путешественник, который ценит комфорт и красоту. Но с уверенностью могу сказать, что дело совсем не в премиальном сегменте: теплоту и заботу вы можете найти в маленьком апарт-отеле на краю земли. Я останавливался и в очень красивых местах за €50, и в ужасных местах за тысячи евро. Например, в одном отеле в Риме я заплатил €5 тыс. за ночь и было все неплохо, пока я не пошел в спортзал, где с меня взяли €9 за банку кока-колы. Я почувствовал себя оскорбленным. Я останавливался в другом дорогом отеле в Марракеше, и мне подарили бутылку вина в знак приезда. Я был один и взял ее с собой на ужин в отеле. Когда я сел за стол и попросил ее открыть, то услышал: «Извините, сэр, вы не можете приносить с собой бутылку». То есть они сначала сделали мне подарок, а потом забрали его обратно. Гостеприимство очень важно — это дает людям ощущение, что им рады. Так бывает в местах за €100, и за €1 тыс., и за €10 тыс. Надо быть гостеприимным, делать так, чтобы люди отлично проводили время. Дело не в деньгах, а в том, как отель и сотрудники относятся к гостям.
О правильном туризме
Туристический бизнес, как и любой другой, двигается по кругу, проходя определенные этапы. В нашей сфере крайне важно понимать, что хотят наши гости, и получать правильную информацию от туристических агентов. Важно вкладывать в развитие отеля, а не почивать на лаврах: делать своевременный ремонт, обновлять программы развлечения, менять кухню. К примеру, у нас сейчас новая команда поваров, так как еда крайне важна, особенно в курортном месте, который расположен далеко от центра, где есть масса кафе и ресторанов.
В отелях бывает, что гости идут в ресторан, остаются недовольны и в интернете появляются комментарии: «Номер хороший, но еда ужасная». Мы очень стараемся, чтобы наш продукт был на высоте. Iniala — необычный отель, где все подчинено комфорту гостей, например, у нас нет «шведского стола». Гостю просто задают несколько нужных вопросов, и менеджеру становится ясно, какие блюда будут его фаворитами. Наш новый шеф — шотландец Шеймас Смит — любит разговаривать с гостями: «У вас есть завтра вечером время? У нас великолепный красный окунь, давайте устроим пляжное барбекю». Мы любим опрашивать клиентов — это занимает лишь пять минут, но позволяет нам организовывать отдых по максимуму. Мы интересуемся предпочтениями в плане подушек, развлечений, спа. В итоге многие вообще не покидают отель. Такой подход возможен благодаря самому размеру отеля: мы можем делать вещи, которые недоступны большим отелям.
Сегодня подобного рода сервисы вводятся в основном в больших отелях, и называется это словом «персонализация», но мы так работали всегда, поэтому особых перемен у нас не произошло. Мы постоянно придумываем разные активности, ведь нельзя ничего не делать. К примеру, вы можете отправиться на персональный шопинг с водителем на машине в Пхукет, чтобы купить шелк, орнаменты и антиквариат. С вами при желании поедет наш сотрудник, который поможет торговаться. Если вам ближе поездка на местный рынок, то шеф-повар поможет выбрать продукты и приготовить из них блюдо. Он может даже научить вас делать специи. И, конечно, у нас разработана детская программа. Подростки, например, с разрешения родителей могут отправиться в сопровождении наших работников на вечернику. На Пхукете безопасно, и все же наши сотрудники не спустят с них глаз.
Перед тем, как гости приезжают, мы стараемся все о них разузнать. Конечно, если они не хотят расспросов — не проблема, можете сказать: «Оставьте меня в покое». Мы пытаемся понять каждого гостя и дать ему то, что он хочет. Iniala — это не отель, где вы просто отдыхаете и ни о чем не думаете, это место, где ваши мысли заполняются чем-то новым.
О Таиланде
Вначале на пляже Натай на месте отеля стоял мой дом. В 2004 году на Пхукет обрушилось цунами, которое его практически уничтожило. Я точно знал, что буду восстанавливать дом, но спустя пару лет у меня появилась идея превратить это место в курорт. Я хотел создать что-то потрясающее. Получилось построить три виллы (каждая с тремя спальнями и собственными спа-сьютами) и один пентхаус. Я хотел, чтобы все комнаты были разными, с уникальным дизайном, как арт-инсталляция. Кстати, первое, что отмечают наши гости, — это потрясающий дизайн. Над ним трудились десять специалистов: братья Кампана, студия A-Cero, Джозеф Уолш, Марк Брэйзер-Джонс, Грэхэм Лэм и Эггарат Вонгчарет.
С декабря мы расширились и добавили два новых сьюта, над которыми работала дизайн-студия Autoban. В каждом есть бассейн, спальня, две ванных комнаты, гостиная и обеденная зоны, просторная терраса на крыше. С террасы, окруженной верхушками высоких деревьев, открывается захватывающий вид. Гостям нравится смотреть на восход солнца над горами Пханг-Нга или любоваться живописным Андаманским морем. Недавно мы открыли два новых номера, более доступных по цене. У нас есть возможность расширяться, но мы не будем превращаться в большой отель, иначе потеряем свое лицо.
Второе, что отмечают наши гости, — сервис. Это когда кажется, будто вокруг никого нет, но стоит тебе повернуть голову в поиске подсказки — сотрудник тут же появится. Нам удается соблюдать баланс и быть ненавязчивыми. Здесь играет роль и местная культура: люди на Пхукете очень тихие. Они снимают обувь, когда куда-то приходят, ведут себя спокойно. Мы научили своих сотрудников соблюдать дистанцию. Если отдыхающие загорают, спят, проводят время с детьми — им не мешают. Кто хочет более активного отдыха, может заняться боксом, муай-таем, тхэквондо, йогой, пилатесом или водными видами спорта. Исключение — гидроцикл, у нас он запрещен, чтобы не беспокоить отдыхающих шумом. Если гостям очень хочется покататься, мы отвозим их в другое место. Среди развлечений есть конные прогулки по пляжу, каяки и дайвинг.
Мне также было важно сделать особое место для детей, в котором они могут почувствовать себя взрослыми, но в то же время оставаться самими собой. Так родилась идея детского отеля — это отельный комплекс с игровым пространством, которое оформил Крис Джонс. Он поселил здесь сказочных героев. Каждый ребенок, когда приезжает, получает специальную книгу, рюкзачок с картами, футболкой и биноклем. Дети могут выбрать место для игр. К примеру, уютный двухэтажный домик на дереве, в пещере или на специальной площадке. За маленькими гостями присматривают квалифицированные няни.
О Мальте
Я некоторое время жил на Мальте и подумал, а не построить ли мне здесь дом. Тут соединяются несколько факторов: Европа рядом, погода хорошая, история богатая, архитектура красивая и, конечно, люди душевные. Иностранцев здесь также хватает — около 100 тыс. человек, но мои друзья в основном мальтийцы. Безусловно, оба курорта будут различаться. Мальтийский вариант будет более доступен и, думаю, станет центром притяжения для гостей и местных. Пхукет — это, прежде всего, остров с пляжами, куда приезжают на неделю и больше, а Мальта — город, где можно провести выходные. Оба наших отеля уникальны по-своему, а объединяет их дизайн, гастрономия, хороший сервис, дизайн, еда и филантропия.
Для некоторых комнат на Мальте мы пригласили тех же дизайнеров, что и в Таиланде. Номера здесь очень органичные, эклектичные с местным колоритом, но в то же время удобные и современные. В отеле всего 23 номера и сьюта, расположенных в трех исторических зданиях с видом на бастион Святой Варвары, Большую гавань и улицу Ист-стрит. В отеле есть крытый бассейн, спортивный зал, зал для йоги, спа-центр, закрытый бар только для гостей, ресторан Esenzi на крыше. В некоторых сьютах мы установили частные бассейны. В планах на будущее — расшириться до 50–60 номеров, но главное, не потерять тот же дух, что и в Таиланде.
О команде
Я умею быть и большим боссом, и другом. Это сложно, ведь я общительный и дружелюбный, но надо держать дистанцию. Постоянно даю людям второй, третий и четвертый шансы. Мотивирую команду работой. Они работают на компанию, которая думает о них и много занимается благотворительностью, — каждый сотрудник этим гордится. Они приходят на работу не просто деньги зарабатывать, а еще и помогать обществу. Я обращаю внимание, что многие остаются после работы и общаются, смеются и хорошо проводят время. У нас отличная атмосфера, а в следующем году мы откроем новые офисы. С верхних этажей будет прекрасный вид, там будет специальное пространство для отдыха по вечерам. Внизу также будут ванные и спальные места — если кому-то придется задержаться, они смогут отдохнуть. Этот опыт мы почерпнули у крупных компаний, которые отлично знают: если ваши работники счастливы, если они работают на прекрасную компанию, они перестают думать о зарплате, о том, сколько еще работать до отпуска, и с удовольствием приходят на работу. Люди намного важнее ресторанов и дизайна.
О благотворительности
Все началось в 2001 году, когда я впервые сделал серьезное пожертвование — это было в Нью-Йорке после 11 сентября. Тогда я понял, что хочу сделать что-то, не могу просто сидеть и ничего не делать. Я пожертвовал $100 тыс. Спустя 1 год, 1 месяц и 1 день моя девушка погибла во время террористической атаки. Тогда я еще сильнее осознал, что должен что-то изменить в своей жизни. И мы основали фонд имени Анники. Спустя два года я проснулся от звуков цунами и спасся на крыше своего дома.
Мы сконцентрировались на попытках изменить ситуацию, поэтому благотворительный фонд разросся до проекта, целью которого стало финансирование социальных, медицинских и образовательных программ в Таиланде, Индонезии и Индии. Спустя 10 лет мы изменили название на Inspirasia Foundation, и сегодня это уже не мой фонд, но я по-прежнему делаю 98% взносов.
Недавно мы организовали премию Social Impact Awards, а вскоре запускаем Академию филантропии на Мальте. Сейчас у нас две главных цели. Первая — помогать, вторая — вдохновлять, показывать людям, как делать вещи лучше. Почему вдохновлять? Я не хочу быть большим бизнесменом и зарабатывать миллионы для себя. Я хочу делать то, что я делаю хорошо, и вдохновлять сотни, тысячи людей на то же самое. Мы можем помочь многим. Мой пример заразителен: уже несколько человек основали свои фонды. И я хочу, чтобы такое происходило чаще, ведь так можно многое изменить.
В начале следующего года к нам может присоединиться очень важная фигура в сфере гостеприимства (сейчас мы ведем переговоры) и тогда у нас появится третий отель. Этот человек мой хороший друг, он будет заниматься развитием бренда. Я же хочу посвятить время благотворительности.
Об экологии
5 лет назад я был невеждой и ничего не понимал. Но сегодня я более подкован в этом вопросе. К примеру, в нашем отеле на Мальте не будет одноразовых пластиковых изделий и бутылок. Мы работаем с новыми продуктами, которые можно перерабатывать. Это очень важно. Мы часть мирового сообщества, надо понимать проблемы и быть примером. Хотя это пока дорого. Некоторые продукты и напитки, представленные в номерах, будут в два раза дороже. Это пока останавливает некоторых гостей. Но мир постоянно меняется и ищет новые пути, туристический мир не исключение. Например, вы знали, что в 1975 году ни у кого не было шампуней в номерах? Они появились только в конце 70-х и были в бумажной упаковке. За последние 30–40 лет в номерах появились мини-бары и телевизоры. Кто раньше думал о меню подушек? А теперь они есть в большинстве отелей. Но некоторые вещи меня раздражают. К примеру, Wi-Fi, к которому нужно заново постоянно подключаться, когда гаснет экран. Почему? Зачем мне на что-то подписываться, чтобы получать интернет? Он же бесплатный. Не заставляйте гостей страдать из-за ерунды. Нужно использовать лучшие продукты, но также и заботиться об экологии.