Жизнь, 02 дек 2019, 12:28

#пронауку: как кошмары делают нас смелее

Кошмарные сны могут оказывать на сознание терапевтический эффект, подготавливая нас к встрече с реальными страхами, считают нейробиологи из Женевского университета.
Читать в полной версии
Фото: pixabay

Сон человека все еще полон тайн. Точно не известно, для чего каждую ночь мозг показывает нам различные картинки, оставляющие поутру или приятные впечатления, или горькое послевкусие; почему мозг, погруженный в состояние сна, несколько раз за ночь испытывает всплески повышенной активности и как это связано со сновидениями. Вопросов без ответов в этой области нейронауки гораздо больше, чем по-настоящему ценных выводов.

Исследование, проведенное в Женевском университете, позволяет предположить, что неприятные сновидения имеют благородную цель — они готовят нас к переживанию реальных страхов наяву. Ученые обнаружили, что люди, которые сообщали о частых кошмарах, умели эффективно подавлять эмоции страха во время бодрствования.

По словам нейробиолога Лампроса Перогамвроса, корреляты страха во сне были зафиксированы впервые в истории изучения сновидений. Давняя мысль о том, что сны могут регулировать и настраивать наши повседневные эмоции, подтвердилась, сообщает Science Alert.

Предварительные данные свидетельствуют, что испытываемые во сне ощущения влияют на наши чувства во время пробуждения. И наоборот: снижение активности эмоциональных центров мозга, например миндалевидного тела, влияет на эмоциональную интенсивность снов.

Фото: pixabay

Возможно, именно здесь отлично проявляет себя теория моделирования опасностей, предложенная финским психологом Антти Ревонсуо. Согласно ей мозг справляется со страхом в реальности после «репетиции» угрожающих ситуаций во снах. Между тем другие модели предполагают, что ночью мозг каким-то образом преодолевает конфликты, решает гипотетические проблемы. Теории сходятся в том, что переживание страхов в сновидениях полезно, но остается вопрос, как именно достигается эта польза.

Перогамврос считает, что сны — это тренировка будущих реакций на стресс. Его предположение подтверждается данными ЭЭГ и МРТ 89 участников исследования. В двух участках мозга — островковой доле, ответственной за формирование сознания, и поясной коре, обрабатывающей эмоции, — после пережитых кошмаров активность снижается. В то же время проявляет себя медиальная префронтальная кора головного мозга, чья деятельность заключается в прогнозировании последствий текущих действий. Это подтверждает теорию о ночных «репетициях» возможных опасных ситуаций.

Теперь исследователи намерены изучить эффект приятных сновидений на эмоциональное состояние во время бодрствования.