Как собирался проект «Русский YouTube 2019». Слово автора
Так забавно выходит, что моя работа напоминает старенькую игру, в которой нужно найти пару карточек с одинаковым изображением. Сейчас в коллекции три таких дубля. Исследования русского рэпа с разницей в год (в разгар хайпа вокруг баттлов Versus — кстати, я до сих пор дословно и посекундно помню раунды Оксимирона, поэтому, если вы перестанете со мной здороваться, я пойму — и на заре популярности «новой школы», стриженной на манер Face, под каре), разборы рынка музыкальных привозов и вот теперь второй срез YouTube (первый был в 2017 году, и, как ни странно, лица не сильно обновились). Поэтому, когда босс Евгений Тихонович предложил написать путеводитель по видеохостингу, я ни капли не удивилась, и даже когда придумал фишку с гифками-нарезками блогеров, лишь пожала плечами: «Конечно». Тут и начался кавардак.
Во-первых, было совершенно понятно, что впихнуть невпихуемое и объять необъятное не выйдет (да и ни к чему), а кому из блогеров отдать предпочтение и как оставить за бортом, допустим, не сбавляющего обороты Данилу Поперечного, при этом выделив КЛИККЛАК, — совершенно не ясно. Не говоря уже о том, кого считать «молодой кровью», — ведь о развитии блогера можно судить года через полтора после создания канала.
Пришлось руководствоваться внутренними весами (вроде о Кате Клэп и Мари Сенн в 2019-м и заикаться неудобно, а Поперечный и без «РБК Стиль» не сходит со страниц глянцевых журналов и не встает с дивана «Вечернего Урганта»), предпочтениями старших коллег (подсказавших 99% раздела «Ликбез», но слыхом не слыхавших, например, о Яне Топлесе и старом шоу Кшиштовского и Усачева «Пора валить»), шлифовать выборку ликбезами экспертов (приятно, что наши взгляды по поводу ключевых блогеров момента совпали не один раз) и усилием воли отсекать «маленьких» ютуберов с сотнями тысяч подписчиков — пускай подрастут.
Масла в огонь подлили блогеры, наотрез отказавшиеся давать комментарии. И если к Юрию Дудю вопросов нет — действительно давно пора оставить человека в покое и наслаждаться его работой, то позиция ютуберов, только нащупавших новый формат, не очень ясна.
Во-вторых, нарезка гифок (точнее, вычленение тайм-кодов к ним) растянулась на месяцы. Оказалось, что за день мозг без ущерба способен переварить максимум три канала от первого видео до последнего. И то при условии, что хотя бы один канал я смотрю на постоянной основе (тут тоже всплыла сложность: пересматривать выпуски Ксении Собчак в поисках перлов Анастасии Волочковой и взбрыков Дарьи Коноваловой оказалось тяжко, а жесточайший стеб комиков с Labelcom — только в путь). Вселенная, видимо, приняла фанатичное увлечение блогерами за однозначный сигнал, и вдруг, как черти из табакерки, блогеры стали выскакивать в офлайне: что ни мероприятие — то здравствуйте, знакомые миллионники (здесь должен быть пламенный привет дуэту HalBer с крошечного августовского балкона Casa на Цветном). О том, что интернет-персонажи то и дело являлись во снах (например, мы сошлись в ринге «Битвы за хайп» с вышеупомянутой YouTube-интервьюершей), и говорить не приходится.
В-третьих, мне несказанно повезло: я взялась за материал в тот момент, когда YouTube забурлил скандалом года. Если коротко: блогер Никита Лол, последнее время пребывавший по эту сторону видеохостинга в качестве креативного продюсера, снял двухчасовое расследование «Она вам не Инстасамка» про свою же подопечную — блогершу и, так вышло, что рэпершу Дашу Инстасамку. Никита, приправив филиппику прувами, объяснил, что многие видео Даши (включая жалобу на неблагодарных корыстных подруг и аварию ее молодого человека, тоже блогера Олега Kenfckyou) — фикция. Более того, Инстасамка несколько месяцев не платила Лолу, который, собственно, сценарии фейковых роликов и писал. А рыцарь ее сердца Олег, по информации Лола, в свои невеликие годы имеющий условный срок за фальшивомонетничество, попросту слишком много о себе возомнил. Последнее, кстати, правда — посмотрите выпуск «Нового шоу» про молодое поколение блогеров — испанский стыд. Так вот: мне несказанно повезло, потому что после двухчасового обличительного видео YouTube-дамбу прорвало и в рекомендации выплыла часть ютуберов, о существовании которых я и понятия не имела (разумеется, у каждого была личная история про Дашу и Олега, и каждый. не будь дураком, использовал возможность хайпануть).
Кроме того, прорезались и другие конфликты: например, внутри бьюти-сегмента (активизировался хейтер всего и вся Антон S, в пух и прах рассорившийся с Андреем Петровым сотоварищи) да и во всем периметре (Любарская, переживающая не лучшие времена, написала гневный пост о том, что выбегающих на дорогу животных надо безжалостно давить — коллеги до сих пор крутят пальцем у виска).
Стоило зайти на один канал, как выпадал десяток сопряженных, оставалось только смотреть и изумляться.
Примерно через месяц бесперебойного просмотра российский сегмент YouTube сомкнулся в единый ком: я перестала понимать, почему, допустим, Ян Гордиенко it's so last season, если Влад Бумага, суперпопулярный парень, снимает практически то же самое, чем одна девочка-блогер отличается от другой, чем цепляют бесконечные страшилки про призраков, сколько еще интервью-каналов выдержит YouTube и почему вообще наша «энциклопедия» должна быть хоть кому-то интересна. Единственным глотком воздуха оказался треш-контент, поставляемый, скажем так, ютубовскими альвеолятами: Олегом Монголом (см. клип Артура Пирожкова «Алкоголичка»), Русланом Гительманом и прочими, добравшимися до камеры и быстрого вайфая. В проект они не вошли исключительно из уважения к статусу РБК: едва ли читающие про российский госдолг и сделки Ротенберга будут рады наткнуться на великовозрастных блогеров, спившихся до состояния «женщины-львицы» Джоселин Вильденштейн.
Выводов здесь немного. YouTube в самом деле телевидение, по контенту не всегда превосходящее оригинал. На него куда легче пробиться, чем на «кнопки»: купи штатив — и вперед. Жаль лишь, продюсеров (читай YouTube-агентств) не в пример меньше (по факту крупное, делающее каналы под ключ, — одно). Могу ли я, положа руку на сердце, советовать смотреть каналы? Ну разве что вы соскучились по юмору или ваши знакомые заделались блогерами. Лучше раскошельтесь на Netflix — серое вещество уцелеет.