Быть в своей голове: как выбрать тип психотерапии, который подойдет вам
Психоанализ
Что делает: работает с подсознательным.
По большому счету это даже не терапия, а именно анализ — практика, которая помогает лучше понять себя: откуда в нас берутся конкретные личностные качества, как формируются стимулы и блоки, почему определенным образом складываются отношения с самим собой, другими людьми, миром в целом. На сеансах психоанализа можно выяснить скрытые от самого себя мотивы и понять, почему вы выстраиваете жизнь определенным образом. Например, человек, выросший под гиперопекой властного родителя, может подсознательно саботировать любые отношения — из страха оказаться под гнетом доминирующего партнера. Психоаналитик помогает связать события из прошлой жизни с настоящим, принять свой опыт и проработать его.
Классический метод психоанализа или психодинамической терапии предполагает большие временные затраты: нельзя изучить себя за пару месяцев и десять сессий. Обычно с психоаналитиком работают годами и встречаются по два-три раза в неделю.
Когнитивно-поведенческая терапия
Что делает: исследует, как мысли и чувства связаны с поведением.
Отлично подходит для людей, которые готовы решать свои насущные проблемы здесь и сейчас: прорабатывать конкретные ситуации и искать из них выход. В основе когнитивно-поведенческой терапии лежат два подхода. Бихевиористский (он же поведенческий) подход предполагает, что человека можно научить вести себя определенным образом с помощью разных стимулов. А в основе когнитивной терапии лежит идея о том, что причины наших психологических проблем и расстройств кроются в образе мышления.
Грубо говоря, КПТ позволяет менять поведение с помощью мыслей, а чувства — с помощью действий. Например, такая терапия может помочь выявить внешние стимулы, которые провоцируют вас заниматься самобичеванием и критицизмом. А также избавиться от поведенческих паттернов, которые мешают вам жить (от раздражительности до курения).
Гештальт-метод
Что делает: разбирается с прошлым, чтобы сфокусироваться на настоящем и будущем.
Гештальт-терапия, возможно, самая гуманистическая из терапий. Гуманистические терапии как вид ставят своей целью помочь человеку раскрыть личностный потенциал, стать добрее и искреннее, научиться заботиться о себе и окружающих. «Чтобы полюбить кого-то, нужно сначала полюбить себя» — одна из самых популярных идей, сформулированных психологами-гуманистами.
В основе гештальт-метода лежит идея о том, что все жизненные опыты должны иметь начало и завершение. Если какой-то опыт (гештальт) не закрыт, мы можем бессознательно постоянно возвращаться в прошлое и пытаться заново проиграть эту ситуацию — например, переносить конфликты из предыдущих отношений в новые. На сеансах специалист помогает осознать незавершенность какого-то опыта и закрыть его, а значит, получить возможность сфокусироваться на настоящем.
Экзистенциальный подход
Что делает: отвечает на главные вопросы жизни, Вселенной и всего такого.
Тоже относится к гуманистическим терапиям, ставит во главу угла самого человека и его свободу воли. Психологи-экзистенциалисты работают с глубинными, сложными и универсальными для всех людей проблемами, такими как отсутствие смысла жизни, страх смерти, тотальное одиночество, абсолютная неизвестность.
«Бытийная» терапия может быть очень поверхностной (как в коучингах и тренингах) и невероятно глубокой, но всегда ставит своей целью помочь человеку принять реальность, используя при этом индивидуальный подход. Каждый может испытывать экзистенциальный ужас, и такая терапия помогает найти свой уникальный способ с ним справиться.
Клиент-центрированная терапия
Что делает: помогает самому со всем разобраться.
В психотерапии тоже есть своя мода, и клиент-центрированная терапия сейчас на ее пике. Она служит прекрасной поддерживающей терапией и подходит очень многим. КЦТ тоже базируется на гуманистических идеалах, но идет еще дальше и провозглашает не терапевта, а клиента (пациента) главным врачевателем собственной души. В свое время эта идея о том, что человек изначально имеет в себе достаточно ресурсов для понимания собственной сущности, перевернула мир психологии.
Терапевт в данном случае лишь создает подходящие условия для позитивных изменений, он уважает личность клиента и помогает ему самому выстроить границы своего комфорта, исследовать личность и реализовать ее потенциал.
Гипноз
Что делает: помогает человеку стать более открытым к внутренним изменениям.
Скорее служит дополнительной методикой, а не самостоятельной терапией. С помощью него можно разбираться с зависимостями и прорабатывать серьезные травмы, которые приносят невероятную душевную боль пациенту (например, связанные с насилием). Кроме того, выделяют отдельный вид гипноза — эриксоновский. Он более мягкий и легкий — человек не полностью погружается в транс, а остается в сознании и становится более восприимчивым к позитивным изменениям.
Важно помнить, что не все люди поддаются гипнозу в равной степени (на некоторых он не действует совсем). Гипноз в любом случае не может служить панацеей, но является хорошим инструментом в подходящих случаях.
Нарратив
Что делает: помогает выстроить свою собственную историю.
Нарративную практику можно считать частью клиент-центрированной терапии. На сеансах терапевт задает наводящие вопросы и помогает вам самим рассказать историю своей жизни — ту, которая понравится вам, а не партнеру, родителям, коллегам и обществу в целом. Это мягкая поддерживающая терапия, не предполагающая каких-то конкретных рекомендаций и предписаний от терапевта. Подойдет тем, кто не любит советы.