Крафт-ренессанс: как ручной труд вернулся в дизайн-индустрию
В индустрии дизайна и не только в ней наметился повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству (ДПИ) и предметам, созданным с использованием ремесленных технологий. Ко всему сделанному вручную — в противовес машинному массовому производству. Интерес этот отразился на наших потребительских привычках настолько, что даже хлеб, кофе и пиво мы сегодня предпочитаем с маркировкой «крафтовый». Так что же такое современное прикладное искусство и ремесло и в каких отношениях они состоят с искусством и дизайном? Почему предметы ручной работы снова стали такими желанными? И что ждет нас в ближайшем будущем?
Размывание границ и новые смыслы
Спросите кого угодно — искусствоведа, галериста, художника, производителя, коллекционера, — что такое декоративно-прикладное искусство и чем оно отличается от всех его производных, и вы услышите совершенно разные ответы. Оказывается, сегодня даже специалисты не могут найти согласия в этих вопросах. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1907 году, говорится: «У французов вошло недавно в употребление название «декоративное искусство» для различных отраслей ремесленного производства, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных изделий, бронзы, обоев и других предметов роскоши». В наши дни это определение верно лишь отчасти. Сложившаяся терминология явно не успевает за активно развивающимся художественным процессом. А все, что связано с ремесленным производством, переживает кризис идентичности. Академия художеств недавно выпустила монографию «Прикладное, декоративное, дизайн. К проблеме современной терминологии декоративного искусства и дизайна», где авторы открыто заявляют, что «часто мы совсем не понимаем друг друга, поскольку традиционная, классическая терминология используется сегодня крайне произвольно». Еще менее отчетливы границы между дизайном, искусством и декоративно-прикладным искусством.
Со времен первой промышленной революции ремесло и дизайн всегда находились на разных полюсах. Первое всегда представлялось чем-то архаичным, даже регрессивным, второе — символизировало прогресс и будущее. Искусству и вовсе приписывалось божественное происхождение, в то время как ремесло считалось уделом людей. Но в какой-то момент, после мирового экономического кризиса 2007–2008 годов, дизайн вдруг обратился за вдохновением к ремесленным способам производства. Многие люксовые марки начали внедрять элементы крафта в свою продукцию, сделав это частью маркетинговой стратегии. Ремесло и промышленность стали постоянными партнерами, дизайнеры не раздумывая сочетают производственные процессы с ручным трудом. Пренебрежительное отношение к термину «ремесло» в современной практике теперь просто неуместно. Но взаимодействие, о котором идет речь, — это, безусловно, результат неудовлетворенности существующим положением вещей и потребность в чем-то новом. Иначе прагматичный бизнес не стал бы так активно эксплуатировать эту тему. Что же подготовило почву для подобных перемен?
Тревоги и надежды
На пороге четвертой промышленной революции, двигателями которой станут уже не уголь, электричество и интернет, а искусственный интеллект и бездушные роботы, люди, следуя привычному паттерну «жизни в эпоху перемен», испытывают элементарное беспокойство перед надвигающейся неизвестностью. Это отчасти напоминает ситуацию конца XIX — начала XX века с движением Arts and Crafts, возникшим в Великобритании и быстро распространившимся по всей Европе и США. Основную тревогу у участников этого движения вызывала продукция массового производства, качество которой, по их убеждениям, вело к деградации как потребителей, так и производителей товаров. Спасение они видели в сближении искусства и ремесла, возвращении к предметам ручного изготовления, популяризации декоративно-прикладного искусства и традиционного ремесленного производства.
Крафт-ренессанс сегодня, конечно же, обусловлен не одним только страхом перед неизвестностью. Это еще и плод предыдущей технической революции. Созданные ею цифровые технологии сильно изменили образ жизни и всю структуру нашего поведения. Возможность работать удаленно и проводить больше времени там, где нравится, привела к тому, что мы больше внимания стали уделять оформлению своего дома. Мы стали более разборчивыми, нас тяготит одинаковость, мы стремимся к кастомизации и тянемся к вещам уникальным — one of a kind. Массовое производство не способно обеспечить нас предметами подобного качества, зато ремесленное может. Оно помогает нам восстановить связь с физическим миром. Наделенное множеством смыслов, значений и накопленной веками человеческой мудростью, оно совершенно естественным образом вызывает у нас доверие.
Спрос и предложение
Там, где есть спрос, наш рациональный мир тут же готов предоставить выгодное предложение. Новоиспеченные выставки, фестивали, ярмарки и симпозиумы, посвященные различным видам ДПИ, учреждаются и проходят сейчас по всему миру. Британская столица гордится, что кроме недели дизайна и недели моды у города есть London Craft Week (Неделя прикладного искусства), в этом году прошедшая в пятый раз. Великобритания вообще богата на подобные мероприятия: например, прямо сейчас там проходит British Ceramics Biennial (Британская биеннале керамики). А еще здесь существует единственная на сегодняшний день в мире международная ярмарка Collect, посвященная исключительно прикладному искусству. В ней принимают участие ведущие международные галереи.
В Венеции 15 сентября закончила работу третья по счету Venice Glass Week. Эта инициатива, выросшая из стремления популяризировать ремесленные традиции изготовления муранского стекла, на волне всеобщего интереса к прикладному искусству быстро переросла в международную. В Нью-Йорке в сентябре этого года дизайнер и тренд-форкастер Лидевей Эделькорт проводила первый фестиваль текстиля, направленный на повышение интереса к тканям среди профессионалов и населения. В четвертый раз в мае в Париже был организован салон Révélations Biennale Internationale Métiers d’Art et Création — причем, по сравнению с 2017 годом, число его участников увеличилось в два раза.
Loewe Foundation, принадлежащий известному испанскому модному бренду, недавно объявил о старте четвертого по счету конкурса Loewe Craft Prize, призванного привлечь талантливых ремесленников, чьи художественное видение и стремление к инновациям устанавливают новые стандарты будущего. Приз за победу в конкурсе составляет €50 тыс. Британский The Foundation of Harewood, ранее поддерживавший только проекты, связанные с искусством, в этом году провел выставку Useful/Beautiful: Why Craft Matters. В сентябре в Берлине под эгидой немецкой версии интерьерного журнала АD прошла выставка AD House of Crafts, посвященная ремесленному искусству и мастерам, его создающим. В Корее весной представили цифровую платформу Artmining: с ее помощью планируется продвигать художников и дизайнеров, владеющих уникальными секретами и навыками. У нас в стране новую жизнь обрел московский Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства с открытием в нем в 2017 году Центра моды и дизайна. В Санкт-Петербурге на базе Музея художественного стекла на Елагином острове в 2018 году создана единственная в России Стеклодувная мастерская, демонстрирующая технологии горячей обработки стекла и обучающая им всех желающих.
На ярмарке коллекционного дизайна Design Miami/Basel в этом году галереи, специализирующиеся на прикладном искусстве (Pierre Marie Giraud, Hostler Burrows, Erastudio Apartment-Gallery), потеснили дилеров, выставлявших мебель и светильники, а галереи, которые ранее представляли смешанный ассортимент предметов коллекционирования, сместили акцент на ДПИ (Galerie Maria Wettergren, The Future Perfect Gallery).
Galleria Rossella Colombari, занимающаяся исключительно дизайном середины прошлого века, привезла на последнюю сессию ярмарки коллекционного дизайна Nomad в Венеции современную садовую скульптуру — огромных керамических истуканов, созданных основателем модного бренда Antonio Marras. На той же арт-площадке огромной популярностью пользовались залы галереи Officine Saffi, представившей керамику современных скандинавских и японских художников, а также галереи Format Oslo, показавшей современный текстиль, стекло и керамику.
Движение навстречу ДПИ идет на всех уровнях. Утомленные работой, встревоженные политикой, расстроенные сложными отношениями или просто находящиеся в подавленном состоянии от избыточной цифровой активности жители городов устремились в многочисленные студии, предпочитая занятия керамикой традиционной терапии, используя гончарный круг как таблетку от всех бед.
Ведущий сайт об искусстве и коллекционном дизайне Artsy.net недавно опубликовал статью под заголовком «Занятия керамикой помогают бороться с депрессией». А газета The New York Times выступила с материалом «Керамика — это новый пилатес. Макраме лечит нервные расстройства».
Будущее ремесленных технологий
То, что мы наблюдаем сегодня, — скорее постиндустриальная ностальгия по доиндустриальному периоду. И конечно, вопрос о том, чтобы вернуться к экономике, основанной на ремесленном труде, не стоит. В отличие от времен Уильяма Морриса, сейчас высокие технологии и медленное ремесло легко объединяются в новые гибриды. По мнению Деяна Суджича, исследователя и директора лондонского Музея дизайна, ирония сегодняшнего дня заключается в том, что большая часть населения планеты живет в странах, где по-прежнему сильны традиции ремесленного мастерства, но их жители остро нуждаются в промышленных товарах, которые позволили бы им выбраться из нищеты. Тем временем потребители в более развитых странах тянутся к продукции ремесленного производства. В результате в будущем, считает Суджич, мы увидим новые промышленные объекты, которые будут пытаться устранить возникшее противоречие между всеобщим пренебрежением к товарам массового производства, которые нам по карману, и одновременно нашим стремлением к объектам, созданным ремесленным способом, и неспособностью их приобрести из-за их высокой стоимости. Это будет новый вид «ремесла», использующий передовые технологии и создающий продукцию, удовлетворяющую всем перечисленным требованиям.