От «Психо» до «Звонка»: 9 самых страшных фильмов в истории кино
«Психо»
Режиссер Альфред Хичкок, 1960
В основе сюжета картины, номинированной на четыре «Оскара» и получившей «Золотой глобус», лежал роман «Психоз» Роберта Блоха. Чтобы читатели не смогли узнать сюжет, Альфред Хичкок постарался скупить весь тираж книги. Съемки обошлись в $800 тыс., сборы принесли $40 млн. Режиссер продал часть прав на картину компании MCA и стал ее крупнейшим акционером. Премьера сопровождалась скандалом: ленту не хотели пускать в прокат из-за того, что в сцене в душе у героини якобы была видна грудь. Хичкок сделал покадровую разбивку и доказал цензорам, что их претензии несостоятельны. Хотя фильм был признан шедевром, претензии у зрителей все-таки были. Офтальмологи возмутились, что зрачки героини после смерти сужаются, хотя должно быть наоборот, и предложили средство, как это исправить, — Хичкок в следующих своих работах им пользовался. Зрители писали автору возмущенные письма: одна девушка жаловалась, что, посмотрев «Психо», боится принимать душ. Режиссер ответил: «Сходите в прачечную».
«Ребенок Розмари»
Режиссер Роман Полански, 1968
Роман Полански снял свою первую картину в США по одноименному роману Айры Левина, лауреата премии Эдгара По. Режиссер, впервые снимавший экранизацию литературного произведения, согласовывал с писателем каждую мелочь вплоть до номера журнала, в котором герой книги видит подходящую сорочку. Во время съемок актеры говорили о том, что тема фильма до добра не доведет. После окончания работы продюсер попал в больницу, затем погиб композитор. Через год после премьеры в семье Романа Полански произошла трагедия: во время вечеринки сектанты убили его беременную жену, актрису Шэрон Тейт. У дома «Дакота» в Нью-Йорке, в котором проходили съемки, через 12 лет будет убит Джон Леннон.
«Изгоняющий дьявола»
Режиссер Уильям Фридкин, 1973
Картина о девочке, одержимой демоном, стала эталоном жанра ужасов и получила два «Оскара». Съемки не раз были на грани срыва: шесть человек, задействованных в работе, умерли, склад с реквизитом сгорел, поэтому, чтобы снять первую сцену картины, съемочной группе пришлось ждать полгода. Продюсеры долго не могли найти режиссера. Процесс хотел возглавить Стэнли Кубрик, но с условием, что станет сопродюсером. Студия испугалась возможного перерасхода бюджета и от предложения Кубрика отказалась. Уильям Фридкин был выбран режиссером по рекомендации Питера Блэтти, автора книги «Изгоняющий дьявола». Во время премьеры в кинотеатрах работали бригады скорой помощи: зрители падали в обмороки. Выход фильма в Великобритании состоялся только в 1999 году, когда свою должность покинул главный цензор страны Джеймс Ферман.
«Омен»
Режиссер Ричард Доннер, 1976
Фильм о трагической жизни семьи, усыновившей самого дьявола, стал лауреатом «Оскара» за лучший оригинальный саундтрек. Главную роль исполнил Грегори Пек. Ради этого он даже согласился урезать себе гонорар в пользу получения 10% от проката. В итоге актеру выплатили сумму, во много раз превышавшую его привычные гонорары, — $6 млн. Прокат только за первый уик-энд в два раза превысил бюджет картины, а в целом — в 30 раз. Съемочный процесс также сопровождали несчастные случаи.
«Сияние»
Режиссер Стэнли Кубрик, 1980
Стивен Кинг не разделял уверенности Стэнли Кубрика в том, что главную роль в фильме по его роману должен исполнить Джек Николсон, однако режиссер не поддался на предложения писателя взять на роль менее колоритного актера. Он настоял на кандидатуре Николсона, за пять лет до этого взявшего «Оскар» за роль пациента сумасшедшего дома в «Пролетая над гнездом кукушки». Джек и его знаменитая гримаса стали одним из главных составляющих «Сияния». Сцену, в которой герой пытается попасть в закрытую комнату, снимали трое суток, сломав 60 дверей.
«Нечто»
Режиссер Джон Карпентер, 1982
Повесть Джона Кэмпбелла «Кто идет?» (1938) экранизировали в 1951, 1982 и 2011 годах. Зрителям особенно запомнился второй фильм — он считается классической, наиболее приближенной к оригиналу версией. По сюжету, на антарктическую станцию прибывает группа полярников. Во льдах белого континента они обнаруживают какое-то существо и решают его исследовать. Это оказывается плохой идеей. Размороженное нечто, которое лежало во льдах не одно столетие, не только оживает и принимается всех убивать, но и обладает способностью переселяться в других существ. Людей охватывает паранойя: никто не знает, в ком из них скрывается Нечто. Выход ленты на экраны совпал с премьерой «Инопланетянина» Стивена Спилберга, что заметно сказалось на кассовых сборах. Однако работа все же получила заслуженную славу, когда вышла на видеокассетах в конце 80-х.
«Кошмар на улице Вязов»
Режиссер Уэс Крэйвен, 1984
«Раз, два, Фредди заберет тебя, / Три, четыре, запирайте дверь в квартире...» — от этой считалочки и сегодня холодеют сердца у тех, кто был на премьере в 1984 году. И у миллионов других, кто посмотрел все серии после. Фредди Крюгер как персонаж был создан самим режиссером. Крюгер — маньяк, убивающий людей не только в реальном мире, но и в их снах. Авторам удалось создать узнаваемый образ мужчины в коричневой шляпе и полосатом свитере. Успех фильмов о Фредди породил целый культ: на основе картины появились комиксы, сериалы и реалити-шоу.
«Молчание ягнят»
Режиссер Джонатан Демме, 1990
В 1986 году в прокате провалился фильм «Охотник на людей», снятый по книге Томаса Харриса «Красный дракон», об убийце Ганнибале Лектере. Картина «Молчание ягнят», снятая по следующему роману Харриса, в свою очередь получила пять «Оскаров». Успех критики относят в том числе на счет Энтони Хопкинса (фигурировавшего на экране всего 24 минуты из 118). Картина стала сенсацией: до этого ни один триллер, включая «Изгоняющего дьявола», не собирал столько наград. Судьба «Молчания ягнят» уникальна еще и тем, что картина, вышедшая в 1990 году, породила массу мемов и остается частью актуальной медиакультуры.
«Звонок»
Режиссер Хидэо Наката, 1998
«Звонок» был снят по мотивам серии романов Кодзи Судзуки. Прототипом одной из героинь стала жившая на рубеже XIX и XX веков ясновидящая Тидзуко Мифунэ, которую в 1910 году признали шарлатанкой — через год она покончила жизнь самоубийством, бросившись в жерло вулкана. Герои картины пытаются остановить проклятие, которое передается тому, кто посмотрит видеокассету и ответит на телефонный звонок. Игра слов в английском названии «Ring» (звонок, круг) в русском языке теряется, но фильм пугает зрителя ничуть не меньше.