Креативный директор Cartier Watches — об иконах стиля
Нынешний креативный директор часового направления Cartier Мари-Лор Серед дважды переступала порог прославленного французского дома. В первый раз в далеком 2002-м, в самом начале своей карьеры, а второй — осенью 2016-го, когда была приглашена в качестве заместителя директора часового департамента (12 лет Мари-Лор проработала в марке Harry Winston). Ей удалось возродить главные иконы Cartier: женскую «Пантеру» и мужскую линию Santos.
— Чем отличалась работа над обновленной линией Santos Dumont от прошлогоднего запуска Santos?
— В 2018-м в фокусе нашего внимания была сдержанная элегантность и эргономика часов, мы полностью пересмотрели конструкцию квадратного ободка и браслета, предложив систему быстрой замены. На этот раз мы хотели создать удобные и практичные часы по доступной цене, хотя обычно я о цене не говорю. В итоге малая модель стоит €2900. Но в ней сохранены те же детали и то же ощущение роскоши, что и в более дорогом сегменте. Новый кварцевый механизм обеспечивает шесть лет автономной работы, что в два раза дольше, чем традиционный кварц.
— А вот новый хронограф Santos de Cartier, кажется, продолжает стилистику Santos…
— Да, именно поэтому мы сразу поняли, что в нем не должно быть привычных двух кнопок, какие, например, были у первого хронографа Santos 2004 года. Тогда Кароль Форестье-Казапи предложила сделать кнопку Start/Stop на позиции «9 часов», то есть с левой стороны, а функцию обнуления интегрировать в заводную коронку. В результате мы получили хронограф-монопушер, который продолжает тему исторического наследия сложных часов Cartier. Автоматический калибр 1904-CH MC — это адаптация существующего, в отличие от механизма Tonneau Dual Time Zone, который был разработан с нуля.
— Что стало главной проблемой при его разработке?— Основным ограничением стала форма-бочонок, в которую надо было вписать техническую часть. Во многих других домах исходным пунктом выступает калибр, вокруг которого создают корпус, а у нас противоположный вектор: техника всегда на службе у дизайна. В истории Cartier были часы CPCP (Collection Privée Cartier Paris. — «РБК Стиль») Two Time Zone, и каждая из часовых зон управлялась своим механизмом. На этот раз мы с Кароль решили, что калибр должен быть единым, причем скелетонированным, и придумали колесную передачу, вертикально ориентированную между 6 и 12 часами. Поскольку корпус Privé Tonneau Skeleton Dual Time немного выгнутый, механизм пришлось сделать неплоским.
— Изменилось ли что-то в часах Baignoire по сравнению с оригиналом?
— Почти ничего. Этот силуэт и сегодня нам кажется идеальным, и мы много работали с мануфактурой, чтобы сохранить первоначальный дизайн. Но в модели 1958 года использовался плексиглас, а сегодня — сапфировое стекло, которое все же меняет исторический облик. Творческий полет реализовался в моделях Baignoire Allongée, изначальный дизайн был придуман в 60-е в свингующем Лондоне. Говорящее название коллекции (Baignoire в переводе c фр. «ванна». — «РБК Стиль») подсказало декор безеля в виде «пузырьков» из цветных камней: в белой версии — из изумрудов и турмалинов параиба, в версии из желтого золота — из желтых сапфиров и черной шпинели (оникс был бы слишком хрупким). Еще одна модель Baignoire Allongée — с мотивом на безеле, напоминающим декор clous de Paris («парижские гвозди»), который нередко встречается на циферблате, — очень тактильная и чувственная.
— Существует ли для вас принципиальная разница в подходе к дизайну мужских и женских моделей?
— Я не разделяю дизайн по гендерному признаку, в конце концов, многие из наших коллекций носят и мужчины, и женщины. Но я отмечаю разницу между дизайном более сложных часов определенного силуэта, например из коллекции Cartier Privée, о которых я сказала ранее, и более интуитивным, свободным дизайном моделей Cartier Libre. Например, Tank Chinoise мы создавали, получив полный карт-бланш, не руководствуясь никакими маркетинговыми и финансовыми брифами. Просто упражнялись в стиле, размышляя об ар-деко и черно-белом кино. Вытянутый прямоугольник из черного лака подчеркнули двумя дорожками рубинов специально разработанной огранки, похожей одновременно на кабошон и clous de Paris. Это иллюстрация того, как мы внедряем ювелирные техники бренда в часовое дело. Tank Chinoise Red выглядит в духе 20-х, хотя это абсолютно современные часы. Важно, что любой дизайн мы всегда начинаем с рисунка. После первого изображения следуют еще два-три десятка вариантов. Забавно, но чаще всего мы возвращаемся именно к первому рисунку — он оказывается самым гармоничным, точнее всего выражающим суть стиля Cartier.