Люк Бессон — о русских женщинах, истории и жлобах
Люк Бессон никогда не скрывал, что Россия его вдохновляет — не только своей богатой культурой, но и женщинами. Шпионский боевик Бессона «Анна» с русским лицом топ-модели Саши Лусс и сбывшейся мечтой артиста Александра Петрова о Голливуде стал вторым в году «российским» проектом автора «Пятого элемента» и «Леона». В конце июня в отечественный прокат вышел фильм «Курск» о трагедии подлодки в Баренцевом море в 2000 году, где Бессон выступил исполнительным продюсером и вдохновителем проекта. Публика восприняла картину, которую снимали с западными кинозвездами в Бельгии и Франции, неоднозначно. Однако влечение французского режиссера-визионера ко всему российскому уже разгорелось в пожар, из которого, словно Венера из пены морской, вышла «Анна» — экшн-триллер о миловидном агенте КГБ, воплощающем в себе идеал русской женщины.
— В этом году вы выпустили сразу два фильма, сюжеты которых так или иначе обращены к России — «Курск» и «Анна». Первый, где вы выступаете продюсером, про подводников, второй, ваш авторский проект, — про КГБ. Чем вас так привлекает страна и ее история?
— Россия для меня — вечная загадка. Я показал в этих фильмах свое видение вашей страны, и кого-то оно может разочаровать. Допускаю такую возможность. Мне очень хотелось рассказать и донести до мирового зрителя вашу удивительную способность сочетать в себе внутреннюю силу и самопожертвование. Что на самом деле происходило тогда на подлодке, знают только те, кто там находился. Мы же отталкивались от книжной теории (фильм основан на романе «Время умирать: Нерассказанная история трагедии подлодки "Курск"» Роберта Мура. — «РБК Стиль»). Да и не суть. Гораздо важнее то, что эти люди не забыты. Что касается «Анны», для меня это собирательный образ идеальной русской женщины — мудрой, терпеливой, рассудительной, сильной и красивой. В ней одновременно есть что-то от Настасьи Филипповны и Никиты (первая — героиня романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, вторая — одноименного фильма Люка Бессона 1990 года. — «РБК Стиль»). И я был рад воспеть этот образ в своей картине.
— Думаю, русские женщины будут польщены. А как в «Анне» оказался актер Александр Петров? Его кто-то рекомендовал?
— Его отобрал для проб наш кастинг-директор. Кроме Александра, на эту роль пробовалось больше 50 человек. Но когда я увидел его в работе, понял, что не ошибся. Он хороший актер. Люк Эванс играл другого русского персонажа, но Александр справился со своей ролью блестяще. У него классическая актерская школа, это меня подкупило.
— А это правда, что главная роль писалась специально для Саши Лусс?
— Да, потому что Саша большая молодец. Она не только умна, но и находчива, ее психика довольно пластична. На съемках моего предыдущего фильма «Валериан и город тысячи планет» она показала себя как бесстрашная и трудолюбивая актриса. При внешней хрупкости и красоте она обладает боевым характером и свободно импровизирует. Это хорошие качества для профессиональной актрисы.
— О ваших кастингах ходят легенды…
— Правда? Интересно, а что говорят?
— Что вы придумываете для актеров необычные задания, об одном из таких как раз рассказывала Саша Лусс.
— Ах это, да, у меня свои секретные методы. (Смеется.) И еще я очень доверяю интуиции, она меня пока ни разу не подвела.
— Сейчас многие голливудские студии стали обращаться к теме истории России. Как вы думаете почему?
— Потому что эта тема — настоящий бескрайний океан. У вас богатая история для создания интересных творческих решений, на три века точно хватит, а то и больше. Эпоха Ивана Грозного, Распутина, смерть Романовых, Сталин — сколько ярких образов. А ведь я перечислил далеко не все. У меня есть одна интересная идея, но мне не хотелось бы пока о ней рассказывать.
— Вы отлично разбираетесь в человеческих характерах, какие черты в людях для вас неприемлемы?
— Я не люблю хамов и жлобов, это люди с крошечным сердцем, настолько крошечным, что его не хватает даже на то, чтобы просто дышать. Это какие-то моральные калеки. Не люблю нарочито пафосных нуворишей. И как я всегда говорил и говорю, злое сердце — это мертвое сердце, в моем мире таким людям делать нечего. Глупость еще можно как-то простить ввиду того, что уровень развития заложен в нас генами и природой. Но зло — исключительно личный выбор каждого человека.
— Для вас абсолютное творчество и коммерция — это противопоставление, антонимы или нет?
— Если мои глаза будут застилать доллары, я не увижу камеру. (Смеется.) На самом деле, для меня всегда было важнее творчество. Не хочу показаться заносчивым, но один из моих любимых художников, Винсент Ван Гог, творил просто потому, что это было его естественной потребностью. Да, я получаю за свою работу приличные деньги, но это не значит, что я делец-ремесленник. Тут скорее наоборот: фильмы потому и имеют высокие кассовые сборы, что я честен со своим зрителем («Люси» собрала $463 млн, «Пятый элемент» — $264 млн, франшиза «Такси» также вошла в список самых успешных. — «РБК Стиль»). В искусстве не может быть лжи. Или это будет совсем не искусство, а лишь жалкая карикатура на него. Вы ведь можете отличить работу Ван Гога от, скажем…
— От работы Эдварда Мунка и Павла Филонова…
— У Мунка потрясающие картины. А где можно посмотреть работы Филонова?
— В Третьяковской галерее, думаю, можно. Гораздо больше полотен представлено в Русском музее в Петербурге. Или в частных коллекциях.
— Интересно… (Уточняет, как правильно пишется фамилия художника.) В общем, вы меня правильно поняли, стиль настоящего творца всегда узнаваем.
— Вы как-то сказали, что мечта всегда должна оставаться мечтой, а если она сбудется, вам будет грустно. До сих пор придерживаетесь этого мнения?
— Я живу мечтами — это мой воздух. Не то чтобы мне было грустно, когда они воплощаются, наверное, иногда мне хочется сюрпризов от судьбы. В сущности, я — ребенок, все время жду каких-то чудес.
У вас богатая история для создания интересных творческих решений, на три века точно хватит, а то и больше.
— Что вас разрушает?
— Однообразие. Это скучно, и меня это угнетает. К счастью, его в моей жизни почти не бывает. (Улыбается.)
— В своих фильмах вы цитируете Достоевского и Чехова, по сути, определяя этим дальнейшую судьбу персонажа. А какой цитатой из русской классики вы бы описали свой жизненный путь?
— Наиболее точно его отражает краткий монолог из пьесы Чехова, который звучит из уст главной героини в фильме «Анна», когда она проходит проверку на профпригодность у персонажа Хелен Миррен. Я вложил в него гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд. Уверен, вы меня поймете.
— Можете сформулировать главные принципы, которыми вы руководствуетесь в работе?
— Я не иду на компромисс, когда дело касается творчества. Никогда не возьму к себе в команду человека без таланта. Знаю, что большинство довольствуется просто хорошими специалистами, мне же нужны одаренные люди, способные по-настоящему творить, уникальные в своей профессии. Это дорогого стоит. Таких людей найти сложно, но это возможно. Важно, чтобы у человека было свое собственное видение и умение правильно его донести. Только так могут рождаться шедевры. И еще никогда не нужно бояться «заглянуть за горизонт», ограничение фантазии убивает искры вдохновения. Чем вы свободнее в своих мыслях, тем успешнее ваши проекты. Это подтверждено моим личным жизненным опытом, можете мне доверять. (Смеется.)
Три факта о фильме «Анна»:
— В образе главной героини отчетливо угадывается история «русской Золушки», супермодели Натальи Водяновой. По сюжету у Анны такие же выразительные голубые глаза и хрупкая внешность, героиня работает продавцом на рынке. Также Люк Бессон без прикрас показал, с чего начинается карьера русских моделей: раскладушки вместо кроватей и один холодильник на 15 человек в небольшой парижской каморке.
— Александру Петрову досталась роль, напоминающая его предыдущие работы в фильмах «Притяжение» Федора Бондарчука и «Лед» Олега Трофима. Убедительность Петрова в образе дерзкого обитателя московских улиц пришлась Бессону по вкусу.
— В одном из своих интервью Саша Лусс рассказала, что прослушивание у Люка Бессона проходило очень необычно. Режиссер просил модель делать как очевидные вещи — петь или говорить на какую-то тему, — так и неочевидные — придумать за пять минут новый язык, затем назвать им все предметы вокруг или сказать несколько фраз на нем. Спустя четыре часа подобных экспериментов модель пригласили участвовать в фильме с обязательным условием — пройти актерские курсы.