Ювелиры Van Cleef & Arpels вдохновились историей любви Ромео и Джульетты
«Говорить о любви на языке ювелирных украшений — нечто абсолютно универсальное, это давняя традиция, — рассказывает президент Van Cleef & Arpels Николя Бос. — "Ромео и Джульетта" — любовная история на все времена». Так глава французского ювелирного дома объясняет выбор знаменитого произведения Шекспира в качестве центральной темы нового собрания украшений. Надо сказать, что к этой пьесе обратился и хореограф Бенжамен Мильпье, чье творчество Van Cleef & Arpels поддерживает последние несколько лет. Премьера балета «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева состоится в Париже в мае 2020 года, пока же публике представляют отдельные фрагменты спектакля, в том числе в виде короткометражных фильмов. А вот «постановка» Van Cleef & Arpels уже готова — большую часть из 100 с лишним украшений представили в одном из особняков на Вандомской площади в декорациях иллюстратора Лоренцо Маттотти.
Ювелирный дом уже обращался к великому произведению мировой литературы. В начале 50-х были изготовлены две броши: Джульетта на ажурном балконе и коленопреклоненный Ромео. Долгое время фигурки влюбленных находились в двух частных коллекциях, но усилиями хранительницы наследия Катрин Карью встретились и больше не расстаются. В новой коллекции тоже есть броши в виде главных героев с детально проработанными костюмами. На Ромео — туника из сапфиров и лазуритов и отполированный до блеска золотой плащ.
На Джульетте — платье с пышными рукавами и высокой талией в ренессансном стиле, инкрустированное гранатами, рубинами, оранжевыми сапфирами. Кстати, принято решение продавать эти броши только вместе (пара обойдется в €700 тыс.).
Синий цвет принадлежит клану Монтекки, красный — семейству Капулетти (соответствующий оттенок сапфиров обозначает одну из враждующих сторон), а вот палитра фиолетового — как смешение красного и синего — наоборот, обозначает соединение любящих сердец, как, например, в колье Matrimonio.
«Мы пытались найти баланс между буквальным прочтением шекспировского текста и его абстрактной интерпретацией, не быть слишком очевидными и предсказуемыми. И вместе с тем изобразить Верону эпохи Возрождения, точно передать детали и символы», — комментирует Бос.
Однако ювелирные предметы не просто воспроизводят архитектуру мостов через реку Адидже или стилистику украшений Ренессанса, как, например, кольцо с рубеллитом, окруженным бусинами кораллов и жемчугом. Некоторые вещи нужно непременно рассмотреть с обратной стороны, хотя это не двусторонние украшения. Так, брошь Balcone воссоздает место тайного свидания Ромео и Джульетты: за листьями плюща из изумрудов, цаворитов и бриллиантов спрятаны фигурки влюбленных, держащихся за руки. Брошь Night or Day отсылает к драматичной сцене предрассветного пения птиц в саду. Скульптурные миниатюры жаворонка, предвестника рассвета и расставания влюбленных, и соловья, поющего лишь ночью, изображены с обратной стороны цветочной броши из лазуритовых лепестков, между ними — сменяющие друг друга золотое солнце и бриллиантовая луна. И эти потайные сюжетные ходы известны только владелице украшения.
Среди камней с характером (pierres de caractere) отметим 42-каратный сапфир (Шри-Ланка) в колье Maiolica, трио колумбийских изумрудов (общим весом почти 40 каратов) в браслете Lovers’ Path, резной изумруд весом более 81 карата в сотуаре-трансформере Giardino и пару восхитительных грушевидных аквамаринов весом более 50 каратов каждый — голубыми каплями украшены концы браслета Fiore.