Зачем Clarins открыла в Москве «Альпийский бельведер»
С «экологической» миссией Москву посетили совладелец Clarins Group Кристиан Куртен-Кларанс и этноботаник, основатель ассоциации Les Jardins Du Monde Жан-Пьер Николя. Следуя принципам социальной ответственности и сохранения биоразнообразия Земли, косметическая марка вступила в сотрудничество с МГУ. Совместными усилиями косметологи и ботаники открыли экспозицию растений альпийских горных лугов и смотровую площадку «Альпийский бельведер». Работа над созданием пространства велась при поддержке Clarins Group на протяжении двух лет.
В мае в дендрарии ботанического сада МГУ появился холм с деревянным парапетом, откуда открывается вид на посадки. Как показал разговор с идейными вдохновителями проекта, это место для отдыха и наслаждения растительностью выступает символом климатических изменений, происходящих на Земле, и имеет значение не только для посетителей «Аптекарского огорода».
— Чем вы руководствовались при создании этого проекта?
— Кристиан Куртен-Кларанс: Прежде всего, это не первый подобный проект. До России он был реализован в Сингапуре и в других странах и дал нам фантастическую возможность образовывать публику, особенно детей: показывать красоту природы и говорить о том, что ее важно защищать. В России нам оказывают большую поддержку, здесь мы получили шанс пообщаться с местными ботаниками и узнать нечто новое.
Когда мой отец создал Clarins Group в 1954 году, первые три продукта для лица и тела он изготовил из чистых растительных экстрактов. В 1966-м он создал продукт с экстрактом альпийских растений, растущих в горах на высоте 1000 метров, на участках, не тронутых сельским хозяйством. Знаете, почему нам необходимо оберегать Альпы? Там находится последняя самая большая и чистая экосистема Европы. Поэтому я купил земли во Франции, Швейцарии, Германии и Италии — чтобы охранять природу и восстанавливать биологическое разнообразие.
Хороший продукт для ухода за кожей требует соответствующих ингредиентов. Если вы готовите, то прекрасно понимаете: когда покупаешь мясо по более высокой цене, получаешь совсем другой результат. Нам нужно абсолютное качество.
— Знаю, что вы недавно ездили на Алтай. Что вас туда привело?
— Кристиан Куртен-Кларанс: Это уникальное место. Благодаря Жан-Пьеру Николя я узнал, что из-за специфичного климата растения на Алтае подвержены гигантизму. Вместе с ботаником из Барнаула мы с Жан-Пьером отобрали виды, которые собираемся закупать. Мы всегда интересуемся, как местные жители, преимущественно женщины, используют травы в повседневной жизни: для заживления ранок, для ухода за кожей, в бане. Люди в разных частях мира примерно одинаково применяют растения, принадлежащие к одному и тому же семейству, что говорит об эффективности народных рецептов. Мы обрабатываем эту бесценную информацию, чтобы понять, как на ее основе создать новое эффективное средство.
— Жан-Пьер Николя: Алтай — это преимущественно заповедные территории с нетронутой экосистемой, вблизи нет производств. Там мы смогли увидеть растения в их первозданном виде. Было удивительно гулять с местным ботаником и находить аналогичные французские виды, но в абсолютно ином обличии. Чистота почвы, воздуха, воды влияет на качество активных компонентов. Мы очень надеемся, что у нас получится их использовать и создать одно или несколько средств на основе алтайских растений.
— Что угрожает экосистеме альпийского региона? Почему его нужно защищать?
— Кристиан Куртен-Кларанс: В Альпах некоторым растениям уже не хватает воды. Но главная проблема — это человек. Многие безответственно относятся к природе, мало кто гуляет по проложенным тропинкам, люди оставляют мусор, тревожат птиц, подходят к гнездам. Наша миссия — учить людей уважать и сохранять природу. Мы были в Монголии и видели, какая катастрофа происходит с природой из-за климатических изменений.
— Почему вас волнует биоразнообразие нашей планеты?
— Жан-Пьер Николя: Проблема стоит очень остро, потому что половину растений мы уже потеряли. Помимо этого, становится все меньше специалистов, которые могут оценить ущерб, придумать, что можно сделать. Мало кто хочет быть ботаником или зоологом. Мы давно предвидели, насколько остро встанет этот вопрос, поэтому начали программу по восстановлению альпийского региона еще в 90-е годы.
— Кристиан Куртен-Кларанс: Для начала нам надо научиться производить меньше мусора, покупать и есть меньше, и питаться более здоровой пищей. Это может сделать каждый. Кроме того, компании вроде моей обязаны уделять внимание экологической концепции продукта. У нас даже есть такая игра: «Как уменьшить количество загрязнений». Все нужно делать шаг за шагом. Недавно мы сократили вес помады на 15%. Наши расчеты показали, что если бы мы сделали это изначально, то в течение 20 лет произвели бы на 1 тонну пластика меньше. Но это было непросто, потому что в один момент восприятие качества помады зависело и от упаковки. Сейчас женщины становятся намного лояльнее. Или еще пример: каждый год мы экономим 1,5 млн бутылок. Можно заново наполнять тару из-под алкоголя, но не емкости из-под уходовых средств. Мы пытаемся найти способ, но пока не можем. Вместо того, чтобы печатать буклеты с описанием, мы размещаем текст на стенках внутри самой упаковки. И делаем ее гораздо меньше и легче. У меня в команде много креативных людей, которые каждый год стремятся уменьшить уровень отходов. Доставка средств клиентам Clarins в Париже осуществляется при помощи электрических грузовиков. Кстати, каждый год мы составляем отчеты о проделанной работе — они находятся в открытом доступе.
— Вы считаете, что забота об окружающем мире в глобальных масштабах должна начинаться с самого человека?
— Кристиан Куртен-Кларанс: Я начал с себя, просто поменяв свои привычки. Было сложно убедить всю мою команду в том, что за таким подходом будущее. Как руководитель я начал с того, что вытолкнул из зоны комфорта разработчиков, поставив им задачу придумать упаковку из перерабатываемой бумаги. Никому не нравится выходить из зоны комфорта, но это единственный способ двигаться вперед. Я даже в офис не хожу одним и тем же путем. Если вы будете действовать, как все остальные, то будете просто плыть по течению. Нужно искать способы отличаться от других.
— Какие растения можно увидеть в «Альпийском бельведере»?
— Жан-Пьер Николя: Всего более 300 представителей альпийской экосистемы: первоцвет Бисса, паронихию, молинию голубую, овсец вечнозеленый «пендула», горечавку даурскую и многие другие. Обязательно поднимитесь на самую вершину: там мы посадили эдельвейс альпийский.