Как устроена программа «Учитель для России» и зачем она нужна
В 2007 году Венди Копп и Бретт Уигдорц зарегистрировали в Нью-Йорке некоммерческую организацию Teach for All. Сегодня эта сеть существует в 50 странах мира на всех континентах и объединяет образовательные программы, благодаря которым выпускники престижных вузов выбирают карьеру в сфере школьного образования — вместо бизнеса или науки. Идея проекта — добиться равных шансов на качественное образование для каждого ребенка и сделать его возможным вне зависимости от обстоятельств: места рождения, достатка и других факторов.
Зарубежный опыт вдохновил социальных предпринимателей из Санкт-Петербурга запустить аналогичную инициативу — «Учитель для России». В ее рамках специалисты из разных сфер берутся преподавать в региональных школах. Жизнь проекту дали трое основательниц: Алена Маркович, Елена Ярманова и Ольга Фогельсон. Они познакомились на Ярмарке волонтерских вакансий в Санкт-Петербурге, организацией которой занималась Ольга, и решили объединить свой опыт в одной масштабной программе.
«Изначально мы не понимали, как это может быть устроено с точки зрения бизнеса, — рассказывает Ольга. — Кроме того, нас волновало, найдутся ли молодые люди, которые почему-то захотят сменить профессию и уехать работать в сельские школы». За полтора года девушки разработали проект, заручились поддержкой Института образования НИУ ВШЭ, а затем и Сбербанка, который выступил стратегическим партнером программы.
Сегодня программа «Учитель для России» действует в шести регионах России и продолжает расширяться. Каждый участник попадает в нее минимум на два года, в течение которых его ждет полное погружение в мир образования, интенсивное обучение, поддержка куратора и методиста. В дополнение к учительской зарплате участники получают ежемесячную стипендию 20–35 тыс. руб.
Как ведется отбор в программу
Первая рекрутинговая кампания стартовала в марте 2015 года. По ее результатам работу в школах получили 42 начинающих педагога. С тех пор количество финалистов выросло более чем в два раза, но оказаться на их месте непросто: каждый претендент должен пройти пятиуровневую систему отбора. Она необходима не только для того, чтобы выявить, сможет ли кандидат работать в школе, но и чтобы определить глубину его знаний, мотивацию и потенциал. Возрастного ценза нет: учителем может стать кандидат любого возраста, который хорошо себя зарекомендует. Тем не менее в программу приходят, в основном, молодые люди, средний возраст участников — 27 лет. Среди обязательных условий: высшее образование (в любой сфере), желание и готовность работать с детьми и признание ценностей гуманистической педагогики.
Чтобы попасть в программу, необходимо заполнить подробную заявку на участие и рассказать о себе. Вторая ступень — интервью по Skype, во время которого организаторы моделируют сложные ситуации, которые могут возникнуть в классе, и оценивают, как кандидат с ними справляется. Третий этап — очный тур, самый масштабный и, по мнению участников, непростой. В течение одного дня нужно доказать серьезность своих намерений, провести пробные уроки, решить непростые ситуации во взаимодействии с коллегами и родителями, продемонстрировать потенциал к быстрой обучаемости и готовность к изменениям. Завершающий этап отбора — проверка знаний по предмету в виде теста или собеседования с методистом.
После того, как участники проходят отбор, они попадают на летний пятинедельный интенсив, разработанный совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Там будущие педагоги знакомятся с секретами профессии, учатся находить общий язык с любым ребенком и готовятся к выходу в школу 1 сентября. По итогам подготовительной программы некоторые из кандидатов отсеиваются. Кто-то возвращается на следующий год, чтобы еще раз испытать свои силы.
Как выбираются школы
Первые два региона, вступившие в программу, — Московская и Воронежская области. Затем к ним добавились Калужская, Тамбовская и Новгородская. В этом году проект впервые запускается в Нижнем Новгороде, а в 2020 собирается расширить свою географию и прийти в отдаленные регионы России. «Учитель для России» принципиально выбирает те субъекты, которые сами заинтересованы в сотрудничестве, в нестандартных педагогах со свежим взглядом на школу, в новых формах и методах работы с детьми. А еще организаторам важно, чтобы школы осознавали важность преобразования своей среды в комфортную, безопасную и внимательную к потребностям каждого ребенка.
Российская программа, как и зарубежные аналоги, направлена на выравнивание шансов детей на получение качественного образования, поэтому предпочтение отдается региональным школам, многие из которых расположены в малых городах и селах. Практика показывает, что новые учителя годами не приезжают в деревенские школы, поэтому программа занимается ими в первую очередь.
Каждому кандидату, прошедшему рекрутинговые испытания, предлагают на выбор несколько школ в разных областях. Для того чтобы адаптация учителей проходила легче, организаторы стараются отправлять в каждую школу сразу по несколько педагогов. Так начинающие специалисты могут делиться друг с другом идеями и переживаниями, образуя небольшие сообщества вдали от дома. В данный момент в 64 школах работают 170 новых специалистов.
Откуда берется мотивация
Ежегодно в «Летний институт», где проходит обучение будущих учителей, приезжают порядка 100 человек, при этом изначальное количество заявок превышает 2 тыс. По мнению Ольги Фогельсон, участники приходят в программу с совершенно разной мотивацией. «Есть тип людей, которые всю жизнь мечтали быть учителем, но, поскольку это низкооплачиваемая профессия, они не могли себе этого позволить, — рассказывает она. — Кто-то просто не прошел в педагогический вуз, другие считали работу не престижной, третьим родители не разрешали. У всех свои причины — и им нужны мы, чтобы все-таки прийти в профессию». Среди участников есть и те, для кого большой драйвер — социальная справедливость. Многие из них отмечают, что регионы находятся не в равном положении со столицей, а сельские школы получают намного меньше внимания, чем городские. Задача учителя в такой ситуации — помочь ученикам поверить в себя, повысить их интерес к образованию и тем самым улучшить результаты учебы.
«Учитель для России» — программа благотворительного фонда «Новый учитель». Ключевым финансовым донором и стратегическим партнером уже много лет выступает Сбербанк, проект также софинансируют дружественные регионы, компании и предприниматели, количество которых постоянно растет.
Организаторы гордятся тем, что почти все выпускники после двух лет продолжают работать в системе образования. Больше четверти остаются в школах распределения на третий год. На смену уходящим учителям приходят новые. У выпускников есть возможность представить партнерам программы собственный проект и получить финансирование. «Две наши выпускницы предложили провести детский театральный фестиваль. Они сами придумали спектакли, привезли ребят в Москву и выступили вместе с ними. В фестивале участвовали 80 детей из 10 школ. Но за несколько лет проект так вырос, что в 35 наших школах-партнерах заработали театральные студии, а количество вовлеченных детей достигло 300 человек. Было показано полсотни спектаклей в самых необычных жанрах и на самые необычные темы», — делится Ольга Фогельсон.
Что в итоге
Один из лозунгов программы «Учитель для России»: «Каждый ребенок станет автором своей жизни». Организаторы программы считают, что в условиях образовательного неравенства именно учителя могут многое изменить: заинтересовать своим предметом, рассказать о возможностях за стенами школы и помочь детям поверить в собственные силы. Авторская позиция по отношению к жизни приходит с уверенностью, что тебе есть что сказать и что тебя услышат.
Именно поэтому 1 июня, в День защиты детей, в Москве прошла конференция «Мысли вслух», которую провели 200 школьников из 28 городов и сел. Выступления прошли в формате TED: преодолевая волнение, многие из ребят впервые вышли на публику. Свои 10-минутные выступления они посвятили тому, что их волнует: будь то роль патронусов в саге о Гарри Поттере, спасение озера Байкал, феминизм в России или советы родителям.