Забронзовели: почему часы с патиной набирают популярность
Довольно долго бронзу как материал для изготовления корпуса наручных часов вообще не рассматривали. Этот древнейший из сплавов (его состав человечество изобрело примерно 5,5 тыс. лет назад) имеет ряд недостатков: поверхность деталей окисляется, давая целый букет оттенков от коричнево-сероватого до бирюзового, а на руке владельца от корпуса часов остаются пятна. Поэтому часовщики предпочитали ему легче поддающиеся обработке сталь и латунь. Со временем бронза все-таки проникла в святая святых чуть ли не всех современных механических часов — в их механизм: из экзотической высокотехнологичной бериллиевой бронзы изготавливают обод баланса.
Первым об использовании бронзы в производстве наручных часов задумался великий дизайнер и неутомимый изобретатель Джеральд Джента — автор дизайна Royal Oak и Nautilus. Запущенная им самим легенда гласит, что исходным толчком стало стремление создать небликующий корпус часов для его друзей-охотников, которые собирались на сафари (нельзя же допустить, чтобы солнечные зайчики спугнули добычу). Думается, эту байку Джента использовал, чтобы обосновать идею создания люксовых бронзовых часов, которые до него никто не делал. Под стать легенде он придумал и «говорящее» название для своих первых часов из этого сплава — Gefica. Оно будто бы составлено из начальных букв имен тех самых его друзей-охотников. (Кстати, бронза — не единственный материаловедческий эксперимент дизайнера: с его легкой руки в часовом деле стали использовать тефлон, стекло- и углеволокно.)
К производству первой модели Gefica Джента подошел очень ответственно, учел все детали. В частности, придумал, как избавиться от непосредственного контакта бронзового корпуса с кожей руки: часы снабдили задней крышкой, изготовленной из нержавеющей стали. Первые экземпляры бронзовых Gefica увидели свет в 1988 году. В то время профессиональное сообщество не подхватило идею Дженты. Прохладной была реакция и на выпуск в 2007 году брендом Gérald Genta (на тот момент он уже не принадлежал своему основателю) нового импозантного варианта бронзовых Gefica Safari. В них, кстати, впервые использована наиболее выигрышная комбинация бронзового корпуса и задней крышки из титана.
Верный маркетинговый ход нашла компания Panerai в 2011 году. Она связала бронзовые часы с морской тематикой и даже с существенным уклоном в сторону милитари. Попадание было не в бровь, а в глаз: тысяча экземпляров Luminor Submersible 1950 3 Days Automatic Bronzo, как сообщается, моментально разошлись по сообществу панеристи. А они расставаться с первой панераевской «бронзой» явно не спешат, поэтому цены в разной степени патинированных экземпляров на вторичном рынке сейчас значительно превышают начальную стоимость.
Невероятную динамику и популярность придала благородному материалу военно-морская тематика: к бронзовому движению примкнули такие бренды, как IWC Schaffhausen, Zenith, Tudor, Oris. Еще в прошлом году бронзовые новинки относились преимущественно к лимитированным сериям: Ferdinand Berthoud представил пять уникумов FB 1R Edition 1785 с заранее патинированными корпусами, а российский часовой мастер Константин Чайкин использовал бронзу для Pumpkin Head, специального варианта его фирменного «Джокера», изготовленного ко Дню всех святых.
Ограниченным тиражом выпускает бронзу и Montblanc: сплит-хронограф 1858 Split Second Chronograph Limited Edition ограничен 100 экземплярами, а автоматический трехстрелочник и хронограф с циферблатами защитного зеленого цвета выпущены в количестве 1858 штук. Мануфактура IWC облачила в бронзу в сочетании с оливковым циферблатом четыре модели из обновленной линейки Spitfire, снабдив их мануфактурными калибрами. Часы с функцией вечного календаря и второго часового пояса являются лимитированными, а хронограф Pilot’s Watch Chronograph Spitfire и Watch Automatic Spitfire выпускаются регулярными тиражами. Часам Zenith Pilot Type 20 Extra Special, вдохновленным легендарными бортовыми инструментами, бронза тоже к лицу (серия в военно-винтажном стиле выпускается с 2015 года). В новинках из серии Adventure она сочетается с зернистым циферблатом защитного цвета и ремешком с камуфляжным принтом. Эта серия не является лимитированной. И, конечно, порадовал своих поклонников дом Panerai: выпуск часов Submersible Bronzo обновленного дизайна в 47-миллиметровом корпусе из матированной бронзы с красивым коричневым циферблатом ограничивать не будут.