100 лет Баухаусу. Съемка «РБК Стиль»
Первые в мире примеры «доступного жилья» создавали адепты Баухауса. Так, Георг Мухе и Адольф Мейер спроектировали Haus am Horn, где состоялась первая выставка школы. Руководитель Баухауса Вальтер Гропиус был автором жилого квартала Dessau-Törten, полностью лишенного элементов декора, — также в рамках распространения «доступного жилья».
Идеология Баухауса отметилась и в СССР. Благодатная социалистическая почва привлекала немецких функционалистов, поэтому они с энтузиазмом занимались градостроительным планом Москвы, проектированием станции метро «Аэропорт», Дворца Советов (который так и не был построен), оформлением помещений Наркомфина и даже разработкой генплана Биробиджана.
В Тель-Авиве сохранилось около 4 тыс. зданий от представителей Баухауса. «Белый город» — это кварталы с белоснежными постройками, которые отличают простые линии, плоские крыши, эргономичные стройматериалы и функциональные пространства. Единственное, чего нет в этих домах, — это широких остекленных поверхностей: жара заставила архитекторов обратиться к приемам, характерным для Ближнего Востока.
Финальная цель всякой художественной деятельности — здание. Баухаус обозначает принципы единства живописи, скульптуры и архитектуры, а его квинтэссенцией становится здание. Ведь Bauhaus в буквальном переводе с немецкого — «дом строительства». «Архитекторы, скульпторы, живописцы — все мы должны вернуться к ремеслам», — говорил Гропиус. Ликвидация классовых разногласий поддерживалась идеологией школы так же истово, как универсализация искусства. Если точнее, создание «нового искусства», что формирует личность и ведет все человечество к светлому будущему.
Совмещение теории и практики — основной принцип учебной программы Баухауса. Студенты проходили основной курс, получая базовые знания о формах, цвете и материалах. Затем следовала работа в мастерских, а после ученики выходили на стройплощадки. Историю искусства преподавали как можно позже, чтобы будущие архитекторы не соблазнились стилистическими заимствованиями.
Баухаус — это настольные часы и медный чайник Марианны Брандт, графика Лионеля Фейнингера и Герхарда Маркса, мебель и здания Марселя Брёйера и Людвига Мис ван дер Роэ, картины Пауля Клее и Василия Кандинского.
Представителям объединения удалось найти ответ на вопрос, каким должен быть дизайн нового времени, и получить международное признание.
Комментарий стилиста Марины Бессоновой:
В съемке «100 лет Баухаусу» я придерживалась наиболее простого способа получить итоговый результат. Практически как натюрморт, который вы выкладываете на своем столе за чашкой кофе, лаконичные объекты выстраивались в минималистичном пространстве Мультимедиа Арт Музея. Определившись с выигрышными с точки зрения композиции пространствами и ракурсами, я запечатлела их на iPhone. Затем начертила на iPad композицию из предметов. В результате получился готовый, говоря на языке декораторов, дизайн-проект. То есть в считанные минуты появились съемочные сцены и план их построения. Уже расставленные по музею предметы я опять же снимала на смартфон. Стилистика Баухауса подразумевала графичность и взвешенный баланс цветовых пятен и линий. О том, как все происходило, смотрите в видеоролике дизайнера Димы Логинова.
© ВИДЕО: ДИМА ЛОГИНОВ
Благодарим компанию Rose Group за предоставленное кресло Wassily.