Герои, 13 мая 2019, 14:20

Как героини премии Cartier Women’s Initiative 2019 меняют мир

2 мая ювелирно-часовой Дом Cartier чествовал женщин-предпринимателей, победительниц и финалисток премии Cartier Women’s Initiative 2019. Мы поговорили с пятью участницами проекта.
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба

В 2006 году Cartier, бизнес-школа INSEAD, женский форум Women’s Forum for the Economy and Society и консалтинговая компания McKinsey & Company подставили плечо поддержки женщинам-предпринимателям, придумав проект Cartier Women’s Initiative — международный конкурс бизнес-стартапов. Ежегодно семь самых отчаянных, перспективных, умных и милосердных женщин из семи стран получают грант в размере $100 тыс. и помощь в развитии и продвижении бизнеса. Те, кто не победил, но вошел в финал, — по $30 тыс.

Манка Ангвафо победительница Cartier Women’s Initiative 2019

В 2013 году Манка Ангвафо навещала бабушку в Камеруне. Девушка решила помочь ей собрать урожай кукурузы и поняла, насколько это трудоемкий и совершенно не отлаженный процесс. «Мы потеряли много качественного зерна, разбив несколько початков. Бабушка посетовала, что тому виной — отсутствие финансовой поддержки фермеров, а значит, и отсутствие сельскохозяйственного оснащения для сбора урожая, — вспоминает Манка. — Некоторые фермеры (их меньшинство) получают финансирование со ставкой 25–35%. Это никуда не годится. Я подумала, что хорошим решением для фермеров будет возвращать не деньги, а товар — зерно».

Так в 2015 году Манка Ангвафо основала компанию Grassland Cameroon, обеспечивающую мелких фермеров финансами, инвентарем и практическими знаниями по организации производства, борьбе с вредителями и работе в сезон дождей. Плюс ко всему, Ангвафо открыла фермерам доступ к рынку. Кредиты погашают во время сбора урожая, Grassland Cameroon покупает до 70% кукурузы. Предприятие помогло камерунцам увеличить доход на 200%, теперь они собирают 4,6 тонны кукурузы с гектара земли.

Лиза Веларде победительница премии Cartier Women’s Initiative 2019

В 2018 году ВОЗ насчитала 9,5 млн смертей от рака по всему миру, 90% которых случились из-за метастазов в органах. Болезнь унесла жизни 80 тыс. мексиканцев — соотечественников Лизы Веларде. Один из способов выявления метастазов — своевременное распознавание циркулирующих опухолевых клеток, попадающих в кровоток из злокачественной опухоли. Лиза Веларде борется с распространяющимися клетками с помощью системы анализов Delee. «Система изолирует циркулирующие опухолевые клетки от других клеток крови, что дает врачам более детальную картину развития болезни и позволяет корректировать терапию», — объясняет Веларде. Delee показала себя в деле, успешно изолировав клетки рака молочной железы и простаты. Несмотря на то, что система еще не получила окончательного одобрения американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), Лиза Веларде уже наладила связи с лучшими онкологами Мексики и Стэнфордским университетом, а также начала проводить успешные тесты на пациентах с раком простаты в больнице Universitario в Монтерее.

Силке Хоенел финалистка Cartier Women’s Initiative 2019

Медицина окончательно взяла курс на индивидуальный подход к каждому пациенту. Чтобы избавиться от концепции «одна таблетка от всех болезней», нужно досконально изучить ДНК-маркеры и тестировать новые препараты на тканях, максимально приближенных к тканям пациента. Тут на первый план выходят органоиды — микроскопические трехмерные культуры, полученные из стволовых клеток и воспроизводящие большую часть исходного человеческого органа. Их и выращивает Силке Хоенел, соучредитель компании SUN bioscience. Вместе с Натали Бранденберг, партнером по проекту, она разработала аппарат Gri3D, производящий органоиды высокого качества в промышленных масштабах. Отбоя от клиентов у SUN нет: компания сотрудничает с 58 клиниками и фармацевтическими холдингами и лабораториями по изучению стволовых клеток. Первый органоид девушки вырастили в 2016 году — «микрокишечник» для исследования кистозного фиброза.

«Муковисцидоз — идеальный плацдарм для тестирования и выведения наиболее эффективных лекарств, — объясняет Силке Хоенел. — Лекарство считается действенным для самых распространенных случаев заболевания, если эффективность превышает 50%. Результаты будут точнее и выше, если тестировать препараты непосредственно на органоиде, а не делать выводы из анализов ДНК».

Рэйне Аббас финалистка Cartier Women’s Initiative 2019

Беспроигрышный выход для тех, кто страдает от игровой зависимости или имеет к ней предрасположенность, — уйти с головой в гейм-дизайн. То есть переиграть зависимость и превратить ее из недостатка в достоинство. Этому и учит Рэйне Аббас — основательница первой компании по производству компьютерных игр в Ливане и самая влиятельная девушка-геймер сезона 2013–2014.

В 2017 году Рэйне открыла академию Spica Tech, где дети 6–16 лет обучаются гейм-дизайну и сопутствующим дисциплинам, например, логике, кодированию, управлению проектами. К стартапу девушку подтолкнул сын, попросивший организовать семинар по гейм-дизайну для своего класса. «Дети были в восторге», — радуется Аббас. Spica Tech — проект мобильный. Преподаватели ездят по странам с семинарами, преподают на французском, арабском и английском и за 30 часов создают с учениками полноценную игру. Сейчас в выпускниках академии — 450 человек. Рэйне Аббас нацелена серьезно: за 20 лет хочет обучить более 20 млн разработчиков. По ее мнению, это позволит удержать талантливую молодежь в Ливане, избежать утечки кадров в США и Азию. Также Аббас мечтает привлечь в игровую индустрию как можно больше девушек.

Клэр Ян финалистка Cartier Women’s Initiative 2019

К своим тридцати Клэр Ян порядком устала. Устала сбивать каблуки и стаптывать брендовые туфли о безжалостный бетон Шанхая и не иметь возможности вернуть обуви товарный вид. Глобализация и заоблачная арендная плата буквально смахнули с карты города маленькие ремесленные точки по ремонту обуви и наплодили на их месте многоуровневые моллы и, как ни иронично, обувные бутики. Даром что товар этих бутиков служит в лучшем случае сезон, а потом отправляется в утиль — китайцам проще раскошелиться еще раз, чем реанимировать туфли.

Дела обстояли так до недавнего времени, пока Клэр Ян не запустила онлайн-платформу по ремонту обуви Cobbler’s Suggest. Сервис работает в лучших традициях диджитализации: пара кликов в приложении — курьер заедет за пострадавшими туфлями, отвезет их в мастерскую в пригород Шанхая и через пару дней вернет в первозданном виде прямо к двери квартиры. В Cobbler’s Suggest все чаще обращаются поклонники люксовых брендов. В 2018 году мастера приноровились спасать еще и дорогие сумки и прочие кожгалантерейные изделия.