Вещи, 10 мая 2019, 11:08

Выставка Salone del Mobile: что предлагает индустрия дизайна в 2019 году

В апреле в Милане прошла ключевая для индустрии дизайна выставка Salone del Mobile. Корреспондент «РБК Стиль» подводит ее итоги.
Читать в полной версии
(Фото: IPA/Shutterstock/Fotodom)

Всю неделю производители, поставщики и заказчики, дизайнеры и архитекторы, журналисты, кураторы и люди, интересу­ющиеся дизайном, сновали от стенда к стенду выставочного комплекса Rho Fiera, измеряя пройденные диваны, кресла, стеллажи и светильники километрами. По официальным данным, на более чем 205 тыс. кв. м выставочной площади свою продукцию представили 2418 экспонентов, 34% из них — зарубежные компании из 43 стран, в частности из Скандинавии, Германии, Испании, Франции и США. После закрытия павильонов шумная толпа — она, по подсчетам организаторов, насчитывала более 386 тыс. человек из 181 страны (на 12% больше по сравнению с 2017 годом) — устремлялась в центр осматривать мириады малых и больших проектов, разбросанных по разным кварталам города: Brera, Tortona, 5Vie и Lambrate. Милан распахнул гостям парадные лестницы своих палаццо и ворота частных домов, призывая заглянуть в скрытые в обычное время от публики внутренние дворики и сады.

Стол и стулья из коллекции Next, лампы Silver 95 из коллекции Brass, дизайн Паолы Навоне, Gervasoni (Фото: Пресс-служба)

Итоги, оммажи, тренды

В этом году некоторые компании посвятили свои новинки 100-летию известной немецкой школы Баухаус — например, кресло F51 (компания Tecta) по проекту директора этого художественного объединения Вальтера Гропиуса, которое дизайнер Катрин Грайлинг переработала, использовав современные материалы для металлического каркаса и коллекцию ярких тканей компании Kvadrat. Или оммажи ушедшему в марте итальянскому дизайнеру Алессандро Мендини, такие как комоды и серванты ALESSANDRO I-II-III с ярким черно-белым геометрическим рисунком от компании Sawaya & Moroni.

Современные производители стремятся соответствовать ожиданиям как можно большего круга заказчиков и создают все новые разновидности отделки, дополняют существующую палитру материалами и фактурами, разрабатывают стыковочные узлы и патентуют придуманные ими механизмы. Не прислушиваясь к заявлениям Института цвета Pantone, взявшего на себя роль законодателя моды на цвет и объявившего ­2019-й ­годом кораллово-розового, дизайнеры примешивают к нему темно-зеленый, ярко-оранжевый, кирпично-красный, горчично-желтый и глубокий синий. В их арсенале — обивки в мелкий и крупный цветочный орнамент, геометрические узоры таких же контрастных пропорций. Никуда не делись кожа, дерево, пластик, золото, латунь и алюминий. На месте и диваны, прижатые всей своей массой к полу и парящие на тонких металлических ножках, округлые и прямоугольные, двухместные и подобные небольшим островам, снабженные умными подушками, и в придачу к ним кресла с внутренним и внешним каркасами, обтянутые бархатом либо украшенные плетенкой из кожи, ротанга или пластика.

Подтверждение этой «всеядности» можно найти на стенде компании Kartell, принадлежащей президенту выставки Клаудио Лути. В этом году здесь было представлено абсолютно все: обивки в цветочек, геометрия и золото, черно-белое и даже, несмотря на то что компания славится изделиями из высококачественного пластика, стулья из дерева. А также новинка этого сезона, которая отвеча­ет за тренд на использование искусственного разума, — стул A.I. by Philippe Starck. Он создан по заранее составленному Филиппом Старком алгоритму, учитывающему эргономику, прочность конструкции и соблюдение эстетических стандартов простоты и четких линий.

Кресло F51, дизайн Вальтера Гропиуса интерпретирован Катрин Грайлинг для Tecta; ковер Tabriz Destroyer, дизайн cc-tapis Design-Lab; шкаф ALESSANDRO I-II-III, дизайн Вильяма Савайи для Sawaya & Moroni (Фото: Пресс-служба)

Неординарное мышление

Миланский мебельный салон из просто коммерческого мероприятия давно уже превратился в важное для индустрии событие, соединяющее людей и идеи, формирующее вкусы и тренды. Изданный в прошлом году манифест Salone del Mobile.Milano, излагающий позиции итальянского дизайнерского сообщества относительно важных проблем, с которыми сталкивается человечество, и необходимости использования креативных возможностей для их решения, пополнился в 2019 году понятием ingenuity. Оно подразумевает концентрацию в одном конкретно взятом месте специалистов, наделенных оригинальным творческим мышлением, изобретательностью и мастерством. Именно такие люди помогают выставке удерживать передовые позиции и звание самого главного дизайнерского мероприятия года. Они улавливают перемены и осознают, что сегодня нужно ответственно относиться к тому, что мы делаем.

Коллекция ковров Nuances, дизайн Патрисии Уркиолы для Gan; комод Tesaurus, дизайн Антонио Читтерио для Maxalto; стул Emeraude, коллекция Baccarat La Maison (Фото: Пресс-служба)

Sustainability

В рамках такого подхода главным трендом был и остается принцип экологически безопасного и рассчитанного на долгосрочную перспективу социально-экономического развития. Многие экспоненты задумались о реорганизации производственных циклов и об используемых материалах.

Экологический тренд стал главным во всех сферах дизайнерской деятельности, представленных на выставке. Все участники трактуют его по-разному. Одни стараются производить предметы из переработанного, вторично используемого материала. Яркий пример такого подхода — стулья ­On & On ­от дизайнерского дуэта Barber & Osgerby для компании Emeco: их делают из переработанного пластика, и они, в свою очередь, могут быть снова переработаны по мере необходимости. Или коллекция ковров Nuances от Патрисии Уркиолы для компании Gan из войлока, полученного от вторичной переработки текстиля, по рисунку напоминающих технику мозаичных полов терраццо. Другие, как, например, компания Maxalto, тщательно отбирают поставщиков и сертифицированные материалы, отдавая предпочтение возобновляемым ресурсам (шкафы Tesaurus, дизайн Антонио Читтерио для Maxalto). Третьи — Visionnaire, Etro или дебютировавшая в этом году с домашней коллекцией компания Baccarat La Maison — считают, что экологию можно поддержать, если производить продукцию высочайшего качества из дорогих материалов, которая может служить долго и передаваться по наследству.

Инсталляция Bodies in Motion, созданная Тоддом Брейчером и Studio TheGreenEyl для Humanscale (Фото: Пресс-служба)

Управление эмоциями

Бренды учатся положительно влиять на эмоции потребителя. Из современной индустрии развлечений в мир дизайна пришли иммерсивные инсталляции, в которых зритель становится полноправным участником происходящего. Такой была, в частности, инсталляция Conifera, созданная из множества блоков, напечатанных из полимолочного полимера и еловой стружки на 3D-принтере архитектором Артуром Маму-Мани для COS. Или световая интерактивная инсталляция Bodies in Motion, созданная Тоддом Брейчером и Studio TheGreenEyl для компании Humanscale: с помощью специальной программы, сенсоров и световых лучей она имитирует движения посетителей.

Еще одним способом привлечь внимание стали кафе, открывающиеся на время миланского салона под эгидой того или иного дизайнера. Кристина Челестино сделала редизайн классического миланского кафе-кондитерской Caffè Concerto Cucchi на Corso Genova. А голландец Мартен Бас приглашал желающих отобедать в Bar Baas, где были расставлены созданные им ярко-красные стулья, светильники и вазы. Также поступил и Том Диксон, вернувшийся в Милан после года отсутствия и обосновавшийся в центре города в минуте ходьбы от «Ла Скала» на via Manzoni. Он здраво рассудил, что здесь сможет привлечь внимание не только специалистов, но и праздно прогуливающихся туристов.

По-прежнему нет лучшего способа влиять на человеческие эмоции, чем посредством искусства. Это ясно и галереям, занимающимся коллекционным дизайном, и производителям товаров массового потребления. Например, Нина Яшар, владелица известной миланской галереи Nilufar, открыв выставку New Sculptural Presence, объявила, что с этого года галерея займется новым для себя направлением — скульптурой. В экспозиции представлены три участника, один из них — русский художник-керамист Ирина Разумовская. А компания Vitra в качестве аксессуаров для дома представила на своем стенде прототипы керамических ваз Découpage, которые созданы по эскизам Ронана и Эрвана Буруллеков и выглядят как самостоятельные арт-объекты.

Инсталляция Conifera в Palazzo Isimbardi, архитектор Артур Маму-Мани для COS. Детали инсталляции напечатаны на 3D-принтере из биопластика (Фото: Пресс-служба)

Свет и гуманизм

В связи с прошедшей в этом году в 30-й раз специализированной выставкой света Euroluce, занимающей ни много ни мало четыре павильона центра Rho Fiera, нельзя не рассказать об основных направлениях развития в этой области индустрии дизайна. Здесь на первый план тоже выходят не стили, а растущее значение человекоориентированного освещения (Human Centric Lighting, HCL). Оно учитывает влияние света на эмоции, благополучие, здоровье и мотивацию людей, гармонизирует физическое и умственное состояние человека, имитирует ритм естественного освещения посредством трех факторов: цветовой температуры света, его интенсивности и направления. Представленные на Euroluce объекты можно разделить на несколько групп.

Портативные. Наше желание постоянно передвигаться в погоне за информацией и новыми впечатлениями отразилось на том, что практически все производители от Lalique и Swarovski, Lladró и Saint-Luis до Ingo Maurer и Marset разработали модели переносных беспроводных светильников, способных работать автономно больше ­пяти-шести часов. При этом каждая компания осталась верна своим принципам. Светильник Торда Бунтье Luminous Reflections для Swarovski сделан, разумеется, из хрусталя, а лампа Koyoo дизайнера Акселя Шмида для Ingo Maurer — из небольшого черного аккумулятора, куска проволоки и листа бумаги.

Складные. Своей неспособностью сидеть на месте и возникающей в связи с этим необходимостью все рационализировать мы создали запрос на складные светильники. Ответили на него дизайнер Марио Беллини, придумавший для компании Flos торшер, который в разобранном состоянии превращается в плоскую выкройку, и мастер простых и гениальных решений Инго Маурер, создавший бра из рулона белой бумаги, прихотливо закручивающейся вокруг простого светодиода.

Прототипы ваз Découpage, дизайн Ронана и Эрвана Буруллеков для Vitra; беспроводной светильник-скульптура из хрусталя — новинка в серии маскотов компании Lalique в сотрудничестве с McLaren; интерьер кафе-кондитерской Caffè Concerto Cucchi, дизайн Кристины Челестино; настольная беспроводная лампа Ice Cream, Lladró (Фото: Пресс-служба)

Многофункциональные и гибкие. Компания IKEA в сотрудничестве с известным производителем аудиотехники Sonos представила гибридную настольную лампу Symfonisk со встроенным в ножку светильника беспроводным динамиком, работающим от Wi-Fi. А Паллави Дин придумал для Artemide светильник Interweave, представляющий собой обыкновенный цилиндр с прорезями по бокам. Кроме выполнения основной функции — локального освещения — он может служить опорой для еще одного простого и гениального светильника La Linea, спроектированного архитектурным бюро BIG. Он выглядит базово, но при этом богат технологическими инновациями. По сути это гибкая светящаяся трубка, из которой при желании моделируется осветительная конструкция любой геометрии. А уже упомянутый Interweave, в свою очередь, можно снабдить датчиками и динамиками, подключив к разработанному Artemide программному обеспечению. Это позволит получить не только голосовое управление светом, но и возможность заказывать и слушать любимую музыку или узнавать информацию о погоде, просто разговаривая со светильником. Немного пугающая, но очень заманчивая игрушка.