Герои, 10 мая 2019, 10:37

Миучча Прада отмечает 70-летие. Вспоминаем факты из ее биографии

Обращаемся к основным эпизодам из жизни Миуччи Прады, приводим ее самые яркие цитаты, а заодно признаемся в любви дизайнеру и ее бренду.
Читать в полной версии
Фото: instagram.com/prada

Дом с историей

Дом, который изначально назывался Fratelli Prada (то есть «Братья Прада»), в 1913 году основали Марио и Мартино Прада. Специализацией бутика были товары для путешествий — сумки и чемоданы, но, помимо прочего, бренд предлагал редкие, экзотические виды кожи (например, кожу моржа). Fratelli Prada позиционировал себя как магазин для представителей обеспеченного сословия и даже выступал поставщиком итальянского королевского двора. Весьма иронично, но спустя десятилетия Миучча Прада скажет, что Prada — это одежда не для буржуазии.

 

Феминизм

Основатели бренда придерживались традиционных для своего времени взглядов и считали, что будущее их предприятия — за сыновьями. Получилось все наоборот: семейное дело перешло к дочери Марио Луизе, а в дальнейшем бизнесом занялась и его внучка, Миучча. Она говорила, что ей потребовалось набраться решимости, чтобы заняться модой, потому как это шло наперекор ее взглядам и в 1970–1980-х было наименее феминистским занятием из всех возможных.

Фото: Catherine McGann/Getty Images

Сама эстетика бренда прочно ассоциируется с женщиной властной и независимой. «Я стараюсь сделать мужчин чувствительнее, а женщин сильнее», — говорила Прада в интервью.

Одна из громких инициатив дома — Women’s Tales, проявленная «младшей сестрой» Prada, брендом Miu Miu, еще в 2011 году. В рамках этого масштабного проекта женщины из киноиндустрии снимают короткометражные фильмы на важные социальные темы. На счету Women’s Tales ролики об отношении к женщинам в Саудовской Аравии в 1980-е годы или, например, о жизни девушек на Ближнем Востоке.

Связь с искусством

«Однажды меня спросили: почему искусство? Почему мода? И я ответила: потому что это мои инструменты. Если бы я была врачом, то использовала бы науку. Все это — инструменты, которые помогают воплотить идеи в жизнь», — рассказывает Миучча Прада. Она всегда была увлечена искусством и стремилась интегрировать его в свою деятельность с первых шагов. Дизайнер не просто превратила Prada в легендарный бренд, но наделила его культурной силой, переплела моду, политику и искусство. Prada активно сотрудничает с современными художниками, а фонд Prada Foundation неоднократно спонсировал Луизу Буржуа, Франческо Веццоли и других художников.

Один из самых знаменитых примеров коллаборации Prada с миром искусства — бутик-инсталляция под названием Marfa (он расположен в Техасе), созданный творческим дуэтом Elmgren & Dragset в 2005 году. Дизайн магазинов Prada разрабатывают знаменитые архитекторы, например Рем Колхас, превративший бутики бренда в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско в архитектурные шедевры.

Бутик-инсталляция Marfa в Техасе, США (Фото: Luca Sorheim)

Кстати, самый первый магазин Prada, открытый в 1913 году в галерее Vittorio Emanuele в Милане, расписывал художник театра «Ла Скала», а сама Прада даже успела поработать мимом в театре «Пикколо».

Бизнес

Важную роль в формировании империи Prada сыграл бизнес-партнер, муж Миуччи Патрицио Бертелли. На момент их знакомства в 1978 году он был владельцем компании I Pelletieri d’Italia, чья деятельность заключалась в производстве кожаных изделий, и, кроме того, Бертелли был поставщиком Fratelli Prada. Есть немало противоречивых версий того, как именно они познакомились, но с уверенностью можно сказать одно: без предприимчивости и делового чутья Бертелли даже самые гениальные идеи Прады рисковали так и остаться безвестными. Именно его усилиями дом Prada превратился в империю. К слову, на сегодняшний момент в Prada Group входят Miu Miu, обувные бренды Car Shoe и Church’s, а также одна из старейших миланских кондитерских Marchesi 1824. Prada Group представлена в 70 странах, где на компанию работает более 13 тыс. человек.

Новаторство

Одно из первых революционных нововведений Миуччи Прады — черный рюкзак, сшитый из парашютного нейлона pocono. «Эта сумка для знатоков, а не для потребителей», — так охарактеризовала аксессуар дизайнер. К слову, стоила вещь немало, но, что удивительно, желающих купить себе смелую новинку оказалось много.

Фото: Gareth Cattermole/BFC/Getty Images

Приблизительно с этого момента началось возведение империи Prada: в 84-м была запущена линия обуви, в 89-м появилась женская одежда, в начале 90-х свет увидела первая коллекция Miu Miu, в 94-м запустилась мужская линия, а в 97-м — Prada Sport и Linea Rossa. Сегодня можно уверено сказать, что Прада на несколько десятилетий опередила эпоху тек- и стритвира. А нейлоновые аксессуары Prada из 80-х и 90-х и вовсе превратились в объекты коллекционирования. Собственно, именно нейлоновый рюкзак положил начало эстетике ugly chic, которая неразрывно связана с брендом. Миучча Прада смогла сделать «некрасивое» желанным и востребованным, модным. Дизайнер одной из первых почувствовала, что тренды 80-х на исходе, и уже в своих первых коллекциях предложила антитезу ярким цветам, избыточному декору и прочим модным кодам десятилетия.

Кино

«Когда меня спрашивают, как быть элегантным и хорошо одетым, я всегда отвечаю: учитесь! Учите моду, кино, учите искусство, а после — изучайте себя», — наставляет Прада. Кино и правда играет важную роль в ДНК бренда. Дизайнер неоднократно создавала костюмы, например для «Великого Гэтсби» и «Ромео + Джульетта» База Лурмана, кроме того, она выступала художником во второй части аниме Синдзи Арамаки «Яблочное зернышко».

Бренд Миуччи Прады активно привлекает режиссеров к сотрудничеству. В копилке Prada короткометражные фильмы, снятые Уэсом Андерсоном, Романом Полански и Ридли Скоттом. Ну и конечно же, стоит вспомнить показ мужской коллекции, когда на подиум Prada выходили Эдриен Броуди, Тим Рот, Уильям Дефо и Гэри Олдмен.