Впечатления, 30 апр 2019, 17:59

События мая: куда пойти

В этом месяце легко убедиться в том, что искусство выстраивает параллели между прошлым и настоящим, и увидеть, какие смыслы в этом находит.
Читать в полной версии

«Три сестры» 1, 2 мая На сцене театра имени А. С. Пушкина

Фестиваль «Золотая маска» объявил лауреатов этого года и приготовил громкий финальный аккорд. В рамках его зарубежной внеконкурсной программы из швейцарского Базеля приезжают «Три сестры» австралийца Саймона Стоуна — в европейском театре режиссера звездного и обсуждаемого. Пьесу Чехова Стоун не просто осовременил, но переписал. Действие перенес в сегодняшнюю Германию, а стремления и мечты героев поместил в контекст нашего времени, в итоге получив необычайно точную его трактовку.

Фото: пресс-служба
 

Фестиваль Urvakan 3–5 мая Ереван

Слово Urvakan переводится с армянского языка как «призрак» и красуется в названии нового фестиваля современной культуры и музыки не просто так. Основными площадками, на которые съедутся музыканты-экспериментаторы со всего мира, станут заброшенные памятники советской архитектуры. На них-то и хотят обратить внимание организаторы, уверяя, что Urvakan — это возможность не только погрузиться в мир электронной музыки, но и вспомнить о наследии, оказавшемся сегодня в довольно «призрачном» состоянии.

Фото: пресс-служба

«Эмигранты» 11, 12 мая Боярские палаты

В 1983 году режиссер Михаил Мокеев выпустил спектакль «Эмигранты» по одноименной пьесе Славомира Мрожека. 36 лет спустя сюжет польского драматурга в постановке Мокеева возвращается на сцену. На этот раз роли отданы брусникинцам Петру Скворцову и Михаилу Плутархину, а основное действие дополнено выставкой и концертом. О том, какие они — «Эмигранты» сегодняшнего дня, и рассуждает постановщик.

Фото: пресс-служба

Чеховский театральный фестиваль 14 мая — 21 июля Москва

Проходящий раз в два года Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова неизменно становится громким событием. На этот раз больше чем за два месяца на нем покажут 22 спектакля на 10 языках. В центре внимания как всегда театр не только драматический, но и пластический, работы знаковых современных режиссеров и даже группа The Tiger Lilies, разыгрывающая «Гамлета» в духе безумного кабаре. Другими словами, ни о каком сезонном театральном затишье речь не идет и близко.

100 человек

столько артистов задействовал в своей постановке «Жизели» хореограф Акрам Хан, решивший превратить героиню хорошо известного романтического балета в современную мигрантку

Фото: пресс-служба

Ретроспектива памяти Марлена Хуциева 1 мая — 30 июня Кинотеатр «Иллюзион»

Разместившийся в высотке на Котельнической набережной кинотеатр «Иллюзион» продолжает ретроспективу памяти режиссера Хуциева. До конца июня здесь можно увидеть не только его работы, ставшие классикой советского кинематографа, но и фильмы, которыми вдохновлялся он сам. В мае покажут, например, «Был месяц май», «Мне 20 лет», «Послесловие» и «Бесконечность», а также «Случайную встречу» Игоря Савченко, «Улицу молодости» Феликса Миронера и «В день праздника» Петра Тодоровского.

Фото: пресс-служба

«Война Анны» В прокате с 9 мая

Поколесив по фестивалям, работа Алексея Федорченко наконец добралась и до проката. Несмотря на то что речь в фильме идет о войне, здесь нет ни масштабных боевых сцен, ни танков, ни окопов. Есть только череда тихих дней и ночей, в которых проходят месяцы маленькой Анны. Она — единственная, кто выжил после расстрела, — прячется в здании бывшей школы, выбрав своим укрытием камин. Мутноватые остатки воды в стакане с кисточками и содержимое шкафов — вот и все, чем Анна вынуждена довольствоваться в попытках пережить свою версию войны.

Фото: kinopoisk.ru

Венецианская биеннале современного искусства 11 мая — 24 ноября

В мае Венецию в очередной раз захлестнет современное искусство в самых разных своих проявлениях. Основной темой 58-й биеннале стало выражение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», которое куратор Ральф Ругофф посчитал наиболее подходящим для осмысления эпохи постправды и «фейк ньюс». В рамках параллельной программы в Италию приедут проекты многих отечественных культурных институций. Пушкинский музей, например, отметит 500-летие со дня рождения Тинторетто, пригласив всех заинтересованных в старинную церковь Сан-Фантин. Другое посвящение готовит под кураторством Эрмитажа русский павильон, где речь в этом году пойдет о Рембрандте.

79 художников

участвуют в основном проекте Венецианской биеннале

Фото: пресс-служба

«Спасти орхидею» 14, 15 мая Гоголь-центр

Владислав Наставшев — автор безусловного хита «Гоголь-центра», спектакля «Митина любовь», — выпустил новую работу, над которой привычно для себя трудился в качестве автора, режиссера, композитора и художника одновременно. Это автобиографическая история о том, что иногда на общей жилплощади живут люди самых разных взглядов, так что без иронии и бытового юмора в ней не обошлось.

Фото: пресс-служба

Дягилевский фестиваль 20 — 30 мая Пермь

Стараниями художественного руководителя Дягилевского фестиваля дирижера Теодора Курентзиса каждый год столичная публика исправно прибывает в Пермь, перекраивая свои планы так, чтобы захватить максимальное количество событий. В этом году фестиваль, например, откроется исполнением симфонии № 9 Густава Малера — посвящать свое время творчеству австрийского композитора Курентзис и его оркестр musicAeterna последние годы не перестают.

Фото: пресс-служба

«Аладдин» В прокате с 23 мая

Пересказать сюжет своего культового мультфильма студия Disney позвала не кого-нибудь, а Гая Ричи. История воришки, нашедшего волшебную лампу, будет рассказана как полагается: честь воспрепятствует коварству, а любовь поможет свернуть горы. Приключение Аладдина обещает выглядеть действительно впечатляюще, а за пущую эффектность отвечает синий обитатель лампы — его роль режиссер доверил известному любителю иронии Уиллу Смиту.

Фото: kinopoisk.ru

«Кармен» 24, 25, 26 мая Концертный зал «Зарядье»

Опера Жоржа Бизе «Кармен» в особенном представлении не нуждается, впрочем, традиционного прочтения от режиссера новой ее версии Максима Диденко ждать не стоит совсем. Известный экспериментатор, он решил соединить в одном спектакле оперу, драму и танец. Отсюда — несколько воплощений Кармен и Хосе, доказывающих состоятельность своих образов сразу на этих нескольких языках. Компанию Диденко в работе над проектом составили Айдан Салахова и Владимир Варнава, поэтому вполне возможно, что у команды получилась настоящая ода современному искусству.

Фото: пресс-служба

Саша Пастернак. Воздух до 24 мая Totibadze Gallery

Хоть и невидимый, но главный герой серии работ художницы Саши Пастернак — воздух. Ему посвящена одноименная экспозиция. Заваленные снегом крыши домов, ярко-зеленые газоны и цветущие деревья — какими бы ни были сюжеты картин, вместе с художницей мы наблюдаем за этими пейзажами из окна, замечая безоблачное или, напротив, покрытое облаками небо, стройные ряды окон или заводскую трубу, из которой вполне уютно поднимается дым. Все соединяет воздух, который в работах Пастернак становится почти зримым.

Фото: пресс-служба

«Отелло» 30, 31 мая Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко продолжает свой сотый сезон премьерой оперы Джузеппе Верди «Отелло» в постановке Андрея Кончаловского. Сам режиссер говорит, что главная его задача — «не отнять у слушателя музыку, ради которой это искусство и существует». Впрочем, уступая первенство дирижеру и певцам, о своем авторском прочтении он забудет едва ли.