Из чего сделана Эмилия Кларк
Для Великобритании Эмилия — вторая женщина с фамилией Кларк, известная во всем мире. Первая — Сюзанна Кларк — написала выдающийся роман «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», который удостоился премий и был экранизирован в формате сериала в 2015 году.
Эмилия Кларк могла бы стать писательницей, дизайнером, «настоящей бизнесвумен», как мама, — кем угодно. Но, к счастью для поклонников «Игры престолов», не стала.
По признанию Кларк, мечты о карьере актрисы посетили ее, едва она сбросила ползунки и овладела координацией собственных движений. Ее отец, театральный звукорежиссер, приложил руку к мюзиклам «Вестсайдская история» и «Чикаго» в лондонском Вэст-Энде. Он водил дочь на постановки и невольно очаровал Эмилию театральным закулисьем. «Сплетни, реквизит, костюмы, шепот и шум голосов в полумраке. Несмотря на то что я была непоседой, я молча высиживала в зале больше двух часов. Когда опускался занавес, я неистово аплодировала, подняв руки над головой», — вспоминает Кларк.
Когда она сообщила родителям о своей страсти, отец не выказал энтузиазма. Но девушка не собиралась отказываться от детства ради актерских проектов, славы и красных дорожек. Вместо этого она отправилась в частную школу в Оксфорде, «милую, традиционную и пафосную». В пять лет получила главную роль в пьесе, вышла на сцену и тут же забыла все слова: «Я стояла там, застыв, но без страха. Это состояние я пронесла через всю свою карьеру. Когда я оказываюсь на красной дорожке, а меня "расстреливают" из тысяч вспышек, я невозмутима. Другое дело, если меня посадить за обеденный стол в компанию шести человек».
К шоураннерам «Игры престолов» Дэвиду Бениоффу и Д. Б. Уайссу актриса пришла, не имея за спиной существенного опыта в съемках. На тот момент 22-летняя Кларк успела сняться в студенческой короткометражке Лондонского драматического центра (его еще называют травматическим, потому что учеба в нем разбирает студента на части и собирает заново), появиться в эпизодической роли в сериале «Врачи» и американском фэнтези-треше «Атака из Триасового периода».
Кларк впервые в своей карьере получила возможность поучаствовать в большом проекте HBO, но иллюзий не питала. Какие могут быть иллюзии, когда в сценарии ясно прописана характеристика персонажа: «блондинка не от мира сего, женщина-загадка», — а на роль пробуется брюнетка с выдающимися бровями (за ними закрепилось выражение «живут своей жизнью») и обворожительной улыбкой, земная донельзя.
На прослушивании шоураннеры подшутили на ней, попросив станцевать, она показала «утят» и «робота», после чего поспешила удалиться, но продюсеры догнали ее и поздравили: Кларк получила роль Дейенерис Таргариен.
Пока одна из центральных героинь сериала росла выше головы, воспитывая драконов, а рейтинги шоу взлетали до небес с каждым сезоном, Кларк обретала популярность, посещала телепередачи, раздавала интервью, производя впечатление беззаботной веселой девчонки — собственно, за этот образ ее сложно упрекнуть в неискренности и теперь.
Но только через восемь лет актриса решилась рассказать, какое испытание подбросила ей судьба, пока поклонники следили за развитием сюжета фэнтезийного сериала.
После съемок первого сезона Эмилия Кларк пережила первый инсульт — субарахноидальное кровоизлияние в мозг вследствие разрыва аневризмы — и операцию на мозге. Восстановившись, Кларк приступила к съемкам второго сезона. Плохое самочувствие, разбитое состояние, слабость и головные боли, которые помогал заглушить только морфин, одолевали актрису на протяжении года, пока дремлющая вторая аневризма не решила увеличиться.
«Я снова провела месяц в госпитале и в какой-то момент полностью потеряла надежду. Я никого не видела. Меня одолевали ужасные панические атаки. Меня учили никогда не говорить "Это не честно". Меня учили помнить, что всегда есть кто-то, кому гораздо хуже. Но, преодолевая весь этот опыт во второй раз, я оставила всю надежду. Я чувствовала себя опустошенной. Настолько, что сейчас мне трудно вспоминать эти мрачные дни в деталях. Мой разум заблокировал эти воспоминания. Но я помню, что была убеждена, что жить больше нет смысла. И, что важнее, я была уверена, что новости о моей болезни просочатся. И они просочились — на мгновение. Через шесть недель после операции газета National Enquirer выпустила короткую заметку. Репортер спросил меня об операции, я все отрицала». Позже Кларк подробно описала свое состояние в эссе для журнала New Yorker.
«Я выглядела так, будто прошла через борьбу ужаснее, чем все, что выпали Дейенерис. Из операционной я вышла с огромным шрамом и титановыми пластинами на черепе. Сейчас шрам незаметен, но тогда я не знала, что он скроется. И я не знала, исчезнут ли когнитивные и сенсорные проблемы, вернутся ли концентрация, память, периферийное зрение».
Откровение одной из ведущих актрис «Игры престолов» никого не оставило равнодушным. Поклонники Кларк никогда бы не догадались о несчастье — актриса намеренно не раскрывала этот эпизод и не упоминала о нем в интервью до окончания съемок, хотя, когда в 2016 году скончался ее отец, она делилась переживаниями с прессой.
Испытав на себе последствия заболевания, актриса посвятила себя благотворительности и основала фонд Same You, который помогает людям, пережившим травмы головного мозга.
Параллельно на экраны выходили большие проекты. «Терминатор: Генезис» — очередной перезапуск франшизы, где Кларк исполнила роль иконической Сары Коннор. «До встречи с тобой» — мелодрама о вредном инвалиде и его очаровательной помощнице, где актриса составила компанию Сэму Клафлину, изобразив бесхитростную простушку в ярких колготках.
Затем последовало путешествие в еще одну киновселенную — съемки в фильме «Хан Соло: Звездные войны. Истории». Перед премьерами и после — интервью, съемки в рекламе, визиты к американским и британским шоуменам.
Коллега Эмилии, британская актриса Эмма Томпсон, охарактеризовала ее словом «шипучая» и пояснила: «Моя первая встреча с Эмилией оставила впечатление быстро выпитого бокала высококлассного шампанского. Она обладает мужеством маленького льва, стойкостью уэльского горного пони и душой клоуна».
Фанатов «Игры престолов» неоднократно посещала мысль о том, что они могут не дожить до финала самой вирусной сериальной истории: автор цикла романов «Песнь Льда и Пламени» Джордж Р. Р. Мартин не спешит заканчивать книги, а перерывы между сезонами продолжаются дольше года.
Фанатам приходится лишь надеяться, что ничего ужасного и непредвиденного не случится и все узнают, каким будет финал. Такая мысль посещала и Эмилию Кларк. Только основания для ее возникновения были гораздо более веские, чем у многих поклонников, превративших свои домыслы в шутки и мемы в интернете.
«Есть нечто отрадное, помимо удачи, в том, чтобы дойти до финала "Престолов". Я счастлива участвовать в этом и увидеть конец этой истории и начало других. Неважно, какая будет следующей», — откровенничает актриса.
Забавно, но Эмилию Кларк с ее героиней в «Игре престолов» роднят не только годы, проведенные в компании друг друга, и изящная татуировка с драконами на запястье правой руки, но и еще кое-что. Полное имя актрисы — Эмилия Изабель Евфимия Роуз Кларк — столь же внушительное, сколь и комплект титулов Дейенерис.