Почему все сходят с ума по уборке и складывают вещи как Мари Кондо
Психологический аспект
Бывало ли у вас такое, что, находясь дома, совсем ничего не хочется делать, прокрастинация не отпускает, но даже если вы решаетесь ей поддаться и, например, включить сериал, и на нем не удается сосредоточиться и по-настоящему расслабиться? Будто все равно что-то отвлекает? Причина, по мнению Мари, как раз скрывается в захламленном пространстве.
Все люди склонны к избыточности (даже японцы) — с этого Кондо начинает свою книгу. И, по ее мнению, именно обилие вещей вокруг вас может стать причиной тех самых, на первый взгляд, необоснованных переживаний. В японской религии — синтоизме — и вовсе есть утверждение, что «чистый дом — залог удачи». Да, правильно организованный гардероб не решит наших проблем, но поможет принять важное решение более рассудительно. Ведь в чистой комнате мы чувствуем себя легче, нам проще сосредоточиться, нет ощущения тревоги, лучше спится. Поэтому уборка на самом деле позволяет вести более продуктивную жизнь. «Прежде чем начинать уборку, взгляните на образ жизни, к которому вы стремитесь, и спросите себя: "Зачем мне нужно провести уборку?"» — наставляет Мари.
Реально работающие инструменты
Метод KonMari предполагает даже не столько уборку, сколько процесс расхламления дома, который нужно провести один раз и навсегда, а затем просто поддерживать порядок. Так этот процесс постепенно станет образом жизни. И для этого у Мари есть реальные работающие инструменты.
- Выкинуть, нельзя оставить. Расставаться с вещами тяжело по многим причинам. Мари предлагает оставить для принятия решения только один вопрос: «Приносит ли эта вещь мне радость?» Если ответ «Нет», ее следует выкинуть. Согласитесь, если все вещи будут любимыми — находиться в таком пространстве будет намного приятнее.
- Убирайтесь по категориям. В процессе уборки концентрируйтесь на вещах одного типа: сначала разберите всю одежду (отдельно — брюки, юбки, платья и т. д.), затем кухонную утварь, лекарства, документы. Причем начинайте разбор с тех вещей, к которым вы меньше эмоционально привязаны. Согласитесь, убирать посуду легче и быстрее, чем памятные фото: с ними процесс может сильно затянуться. Хранить вещи тоже следует по этому же принципу: одно место — одна категория.
- Не складывайте одежду, а скручивайте валиком. Вещи, которые не висят на вешалках, скрутите валиком и поставьте в ящиках шкафа вертикально. Во-первых, так удобнее доставать вещь, не помяв остальные. Во-вторых, этот способ экономит место в шкафу. И наконец, лучше показывает весь «ассортимент» вашего гардероба. «Важная часть уборки — понимать, что ты имеешь и что для тебя представляет ценность», — подчеркивает Мари.
- Избавьтесь от бумаг. Мари против бесконечных блокнотов, старых учебников, стикеров на мониторах и ежедневников. По ее мнению, все это могут заменить программы в гаджетах. Такой подход не только освободит пространство, но и поможет заботиться об экологии.
- Забудьте про системы хранения. На самом деле это тоже ненужный хлам, считает Кондо. Такие новомодные ящики можно заменить простыми обувными коробками.
Это способ медитации
Мари уверена, что, наводя порядок в комнате, мы наводим порядок в голове. Она даже сравнивает уборку с буддистской медитацией, ведь это вполне может стать формой терапии — многих процесс разбора вещей успокаивает. Другим же помогает найти ответы на волнующие вопросы: например, выкидывая вещи, подаренные бывшим возлюбленным, можно прокрутить еще раз ситуацию в голове и лучше понять, почему так произошло.
К тому же в процессе разглядывания вещей, которыми вы обладаете, приходит осознание, нравится ли вам такой образ жизни, или вы хотите что-то изменить. Это позволяет сосредоточиться на себе и своих желаниях. «После уборки вы ясно видите, что вам нужно, а что нет, что стоит или не стоит делать», — говорит Мари.
Еще один совет от Кондо — говорить с вещами: у них, как она считает, есть душа. Поэтому не стоит откладывать их в категорию «А вдруг пригодится» — лучше вспомнить, чем вы им были обязаны, поблагодарить за службу и проститься навсегда. Согласны, звучит странно, но это и правда помогает понять, нужна ли вам эта вещь в действительности.
Путь к комфорту
Каждая вещь в доме должна, во-первых, приносить радость, а во-вторых, лежать на своем месте. По мнению Мари, вы должны четко знать, где у вас лежит тот красный свитер или стоит та самая ваза, в каком ящике у вас хранится нижнее белье, а в какой коробке — пуговицы, чтобы даже с закрытыми глазами могли их найти. Такая четкая организация хранения вещей — это удобно и помогает жить комфортно. Ведь когда все на своих местах, все вещи выполняют конкретные функции, нет ничего отвлекающего, мы меньше времени тратим на поиски, не накручиваем себя по поводу того, что что-то потеряли, и, соответственно, остается больше времени на решение других проблем и задач.
Путь к осознанному потреблению
Бывало ли у вас такое, что в процессе уборки вы находили вещи, о существовании которых уже успели забыть? Вы случайно купили их на распродаже или просто так и не придумали, с чем сочетать этот предмет гардероба. Зачастую после такой уборки напрашивается очевидный вывод: мы слишком много потребляем и стоит покупать меньше. Как это сделать? Разглядывая каждую такую вещь, вспоминайте, сколько человек трудилось и в каких условиях, чтобы ее создать, сколько было затрачено энергии и ваших же собственных сил. Кондо советует перед любой покупкой задавать себе вопрос «А зачем мне это нужно?» и до победного конца дополнительно спрашивать «Почему?». Когда вокруг только нужные вещи, вы уже не будете думать, что бы еще такого прикупить.
Новые возможности в жизни
Те, кто следуют методу KonMari, говорят, что он вдохновляет на изменение уклада жизни. После того как вы выкинули ненужные вещи, оставшиеся окружающие предметы перестают отвлекать, а пустое пространство помогает сосредоточиться на важных делах, освободить место для размышлений, а соответственно, и новых возможностей. Так, решая судьбу вещей, мы в конечном итоге разрешаем собственную: кого-то процесс уборки подталкивает отказаться от нелюбимых занятий (ведь книг по этой теме уже не осталось), сменить работу (в шкафу больше нет подходящей одежды для строгого дресс-кода) или разорвать не приносящие счастья отношения (радости от просмотра совместных фото вы не испытываете). А всего-то стоило убраться!