Герои, 27 фев 2019, 14:00

Жизнь и творчество Кензо Такады от А до Я

27 февраля исполняется 80 лет Кензо Такаде, одному из первых японских дизайнеров, сумевших добиться успеха на Западе. Вспоминаем знаковые явления, связанные с ним и брендом, носящим его имя.
Читать в полной версии
Фото: Edward Berthelot/GC Images

Антонио Маррас

Уроженец Сардинии Антонио Маррас стал первым дизайнером, сменившим Кензо после того, как тот ушел в отставку, отработав в Kenzo 30 лет. Любопытно, что итальянец пришел в японскую компанию в 2003 году, а должность креативного директора получил лишь в 2008-м. С 2011 года и до нынешнего момента за коллекции Kenzo отвечает дизайнерский дуэт Кэрол Лим и Умберто Леон, основатели бренда Opening Ceremony.

Bunka Fashion College

Токийская школа, в которой учился Кензо Такада. Он стал одним из первых мужчин-студентов за всю историю колледжа на момент поступления: традиционно туда шли учиться только девушки. Отец дизайнера владел чайным домом, и семья хотела, чтобы Кензо стал литератором. Он даже проучился один семестр по этой специальности, но в итоге решил переиграть все на свой лад.

Фото: Sankei Archive via Getty Images

Восток встречает Запад

Кензо стал первым японским дизайнером, добившимся успеха на Западе. В своих коллекциях он примирял Восток с западной модой, использовал узоры, популярные в Японии, работал с цветом и создавал вещи, разительно отличавшиеся от тех, что были популярны во Франции в 1960-е годы.

Gokan Kobo

В 2005 году Кензо запустил бренд Gokan Kobo, в рамках которого создает мебель, посуду и объекты для дома.

Джунгли

Первый магазин, который Кензо открыл в 1969 году в парижской галерее Vivienne, назывался Jungle Jap («Японские джунгли»). Дизайнер сам занимался ремонтом, реставрацией и оформлением помещения. Стены украшали рисунки, напоминающие живопись Анри Руссо. Впрочем, изображения тропических цветов и резных листьев, а также зверей, обитающих в джунглях, присутствовали во многих коллекциях бренда и сохранились после ухода его основателя. В 2016 году Kenzo даже выпустил совместную коллекцию с Disney по мотивам мультфильма «Книга Джунглей».

Животные

В 2012 году бренд Kenzo вернул в моду такой элемент гардероба, как толстовка, украсив ее крупным вышитым изображением тигра. Вещь была одним из бестселлеров бренда на протяжении нескольких сезонов, а изображение тигра претерпевало изменения. Вообще хищники всегда присутствовали в работах и самого Кензо. Он ввел их в моду еще в 1980-е. В 2018 году Kenzo вступил в партнерство со Всемирным фондом дикой природы и выпустил благотворительную коллекцию Rare Stripes, все средства от продажи которой отправлялись в Фонд спасения тигров. Над коллекцией работали четыре художника из Сингапура, Камбоджи, США и Малайзии.

Знаменитости

Среди друзей Кензо были все ключевые персоны модной французской арены: он был в прекрасных отношениях и с Сен-Лораном, которого считал своим идолом, и с Карлом Лагерфельдом, о котором отзывался как о старшем брате. Среди знаменитых клиенток Кензо числились Джерри Холл и Грейс Джонс. Кстати, именно они принимали участие в показе 1977 года в культовом клубе Studio 54 в Нью-Йорке. Будучи уже знаменитыми у себя на родине, они хотели привлечь внимание к дизайнеру, когда его бренд выходил на американский рынок.

Такада Кензо и Грейс Джонс (Фото: Nury Hernandez/New York Post Archives /(c) NYP Holdings, Inc. via Getty Images)

А вот первой знаменитой клиенткой Кензо в Париже стала Зизи Феро, жена популярного по тем временам дизайнера Луи Феро.

Интерьеры

Сегодня Такада Кензо также известен как дизайнер интерьеров. С недавнего времени он начал сотрудничать с Roche Bobois, крупным французским ретейлером мебели.

Текстиль и керамика Кензо Такады для Roche Bobois (Фото: roche-bobois.com)

Кимоно

Японские национальные костюмы регулярно становились фундаментом работ Кензо. Он брал за основу крой, детали, силуэт, сохранял традиционные рукава и комбинировал все это с элементами национальных костюмов других регионов — от Скандинавии до Латинской Америки. «Раньше мне не очень нравился японский стиль, но я пришел к тому, что крой кимоно — простой и красивый. Кимоно очень повлияли на мою работу», — однажды сказал дизайнер.

Фото: Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images

LVMH

В 1993 году Кензо продал свой бренд концерну LVMH. В 1999-м он сделал последнюю коллекцию для Kenzo и полностью отошел от дел. На тот момент ему было 60 лет.

Элен Арно, Такада Кензо и Бернар Арно (Фото: Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images)

Массовая мода

«Мода предназначена не для узкого круга, она для всех. Кроме того, мода не должна быть слишком серьезной», — говорил Кензо. Его бренд стал одним из первых делать коллекции с более бюджетными марками — задолго до того, как подобные коллаборации стали популярными. Например, в 1980-е Kenzo выпустил совместную коллекцию с The Limited. А в 2016 году вышла нашумевшая коллаборация с H&M.

Новатор

«Когда я только запускал бренд, то не думал, что он станет таким большим, как сегодня. Я просто верил, что у меня есть свои идеи, не похожие ни на что другое», — вспоминал Кензо. Первые коллекции дизайнер отшивал из материалов, которые находил на блошиных рынках (опять же опередив тренды на несколько десятков лет), активно использовал восточные ткани, предлагал вещи свободного кроя, успешно интегрируя в свои работы эстетику стиля хиппи. Ему же приписывают такое явление, как деструктурированный кутюр. Кензо в числе первых начал устраивать показы коллекций ready-to-wear в начале 1970-х, когда это еще не было популярно, и смог превратить классическое дефиле в настоящее шоу, которое собирало множество гостей.

Обложка Elle

После того как на обложке одного из номеров французского Elle 1970 года появилась модель в цветочном платье Kenzo, японский дизайнер стал знаменит. Кстати, Кензо и сам пробовался в моделинге: и на подиуме появлялся, и для журналов позировал.

Париж

Париж был главной мечтой молодого Кензо. Его увлечение модой началось в раннем детстве, когда будущий дизайнер наряжал кукол сестры и разглядывал страницы модных журналов, в которых, по его словам, он видел joie de vivre (радость жизни). Впрочем, оказавшись в этом городе в 1965 году, он был несколько обескуражен: «Я взял такси и подумал — до чего Париж блеклый и унылый. Это был тот самый Париж, столица моды, город, о котором я так долго мечтал, и все это выглядело так печально», — в дальнейшем вспоминал дизайнер.

Кензо в своей парижской мастерской (Фото: Pierre Vauthey/Sygma/Sygma via Getty Images)

Русский стиль

В коллекциях Kenzo было немало от стиля а-ля рюс: косынки, которые напоминали цветочные павлопосадские платки, безразмерные сарафаны ярких цветов и просторные рубахи, присборенные у шеи. Он охотно применял отделку кружевом и создавал образы, напоминающие нарядных расписных матрешек. Антонио Маррас также часто прибегал к русским мотивам в своих коллекциях для бренда.

Саеко Ямагути

Одна из самых популярных моделей 1970-х годов стала музой Кензо. О ее важной роли в жизни дизайнера креативные директора бренда вспоминают и сегодня. Так, коллекция сезона весна-лето — 2018 была поделена на две части, одну их которых назвали «Любовное письмо к Саеко». Кроме того, участие в показе принимали лишь модели азиатского происхождения.

Саеко Ямагути (Фото: Jun Sato/WireImage)

Толстовка

Когда в 1970-х бренд выходил на американский рынок, Кензо подготовил вещи специально для витрин универмага Macy's. Там были его фирменные широкие брюки, сарафаны с капюшонами, куртки со свободными рукавами, а также толстовки, которые быстро начали пользоваться небывалым успехом в Штатах.

Удача и успех

Кензо обрел признание достаточно быстро, учитывая, что в Париж он приехал практически без денег и без знания какого-либо иностранного языка, а десять лет спустя уже вышел на американский рынок. Но настоящим прорывным десятилетием для него стали 1980-е: в 1983-м дизайнер запустил мужскую линию, в 1986-м — Kenzo Jeans, а также коллекцию одежды для подростков. В 1987-м открыл детское направление, в 1988-м выпустил на рынок парфюмерию и уходовую косметику. В этом же году он запустил Kenzo City women, а в 1992-м у бренда появилось направление товаров для дома Kenzo Maison. На последний показ Кензо пришло более восьмисот человек, а еще три тысячи толпились в помещении и на улице. В результате шоу даже пришлось приостановить на середине, потому что модели просто не могли перемещаться.

Фото: Levent Kulu/Getty Images for IMG

Фолк

Безграничным источником вдохновения для Кензо становились народные костюмы со всего мира. Кроме японских кимоно он переосмысливал индийские костюмы неру, тюрбаны, сари, перуанские польеры и хуюны, испанские мантильи и многое другое.

Ханс Фойрер

Фотограф, которому Кензо всегда давал полный карт-бланш. Именно Фойрер отснял лучшие рекламные кампании бренда с участием Иман, Саеко Ямагути и Ким Уильямс. Он отлично понимал Кензо и умел передавать настроение, эстетику бренда. «Мы с Кензо хорошие друзья и абсолютно точно на одной волне. Я очень люблю его работы, мне нравится, что он сделал этнические мотивы модными. Его подход можно сравнить с тем, чем прославился в свое время Benetton: мода для всех, все цвета кожи и все культуры прекрасны. Он выступал с идеей, что человек должен быть открыт и для других идей, кроме своих собственных», — рассказывал Фойрер в интервью The Cut.

Ханс Фойрер (Фото: David M. Benett/Getty Images for Kenzo)

Цветы

Цветы всегда играли важную роль в творчестве Кензо. Он находил невероятно красивыми даже маленькие цветочные магазины в Париже и объяснял это тем, что в послевоенной Японии флористических магазинов практически не было. Именно он ввел в моду цветочный орнамент, а в 1994 году украсил мост Понт-Неф в Париже 10 000 живыми цветами. В 1999-м для своей последней коллекции главной темой он также избрал цветы.

Чувство свободы

Когда требуется описать силуэты Kenzo, в первую очередь на ум приходит слово «свободные». Свобода — определяющий фактор и в коллекциях Такады Кензо, и в его жизни. Дизайнер не только жил, не загоняя себя в рамки и пренебрегая установленными правилами, но делился этим ощущением с окружающими, со своими клиентами. «Женщина Kenzo свободна во всех смыслах. Она красива и динамична. Думаю, что я привнес понятие свободы в моду, в манеру носить вещи, двигаться в них и использовать цвет», — говорил Кензо.

Шоу

Наравне с Тьерри Мюглером Кензо превратил обычный модный показ в перформанс, представление, на которое можно было купить билеты. В 1978–1979 годах шоу Kenzo проходили в цирковых шатрах, где кроме моделей были и профессиональные артисты, а сам дизайнер появлялся верхом на слоне. К цирковой эстетике бренд возвращается и при новых креативных руководителях. Например, в 2017 году Наташа Лионн снималась в проекте Kenzo в образе Джельсомины, героини фильма «Дорога» Федерико Феллини.

Юность

Мотивы инфантилизма, заметные в вещах, будто бы позаимствованных из детского гардероба, стали важной составляющей бренда. Дизайнер имел пристрастие к упрощенным формам, нарочито большим, будто бы снятым с кукол беретам, вязаным жилетам, шортам до колена, укороченным пальто. Легкий взгляд на жизнь и стремление оставаться вечно юным свойственно и самому Кензо. Сегодня он больше не занимается модой, переключившись на дизайн интерьеров. Выйдя в отставку, дизайнер начал учиться играть на фортепиано и брать балетные уроки. К тому моменту ему было больше шестидесяти лет.

Фото: Pierre Vauthey/Sygma/Sygma via Getty Images

Японец

В Париже Кензо получил прозвище Jap (Японец). Первое время практически никто не называл его по имени. Бренд также назывался Jungle Jap и был переименован в Kenzo, только когда дизайнер налаживал работу в США, где из-за этого словечка у него возникли проблемы. Кензо получил повестку в суд от членов японско-американской лиги, требовавших переименовать компанию или убрать из названия слово Jap — оно напоминало людям о националистских выступлениях после бомбардировки Перл-Харбора. Долгое время дизайнер принципиально не хотел называть свою марку Kenzo, поскольку был слишком скромным и предпочел называться J.A.P. Окончательно бренд был переименован лишь в 1984 году.