Стыдные удовольствия: почему не надо смущаться того, что приносит радость
Каждый из нас втайне любит что-то такое, о чем не рассказывает другим. Кто-то, разменяв четвертый десяток, по-прежнему фанатеет от «Сумерек», кто-то со знанием дела обсуждает на вечеринках творчество модных инди-групп, но наедине с собой предпочитает слушать «дискотеку 80-х» или Nickelback — и никогда не признается в этом даже ближайшим друзьям. Подобные пристрастия принято называть guilty pleasures (то есть постыдные удовольствия).
Такой термин употребляется в литературе несколько веков, но вплоть до 90-х годов ХХ века он обозначал вещи действительно постыдные — например, посещение публичных домов. Только накануне нулевых это выражение стали использовать в современном его значении.
Большую роль в этом сыграло появление общедоступного интернета — с ним приобщение к высокой культуре перестало быть прерогативой обеспеченного класса. Теперь необязательно идти в театр или покупать дорогие редкие диски, чтобы послушать оперу Верди или увидеть фильм Антониони: достаточно открыть поисковик на телефоне.
Культура мейнстрима доступна каждому, и признаваться в любви к ней многим мешают комплексы и желание принадлежать к кругу «приличных людей», которые, разумеется, не смотрят «Настоящих домохозяек Беверли-Хиллз». Вот почему к постыдным удовольствиям, о любви к которым не принято говорить вслух, чаще всего относят романтические мелодрамы, громкие боевики, легкие женские романы вроде «Шопоголика» и одноразовые детективы в мягких обложках, прилипчивые песни на трех аккордах и сериалы без претензий на гениальность.
Прослыть интеллектуалом с элитарным вкусом сегодня не так уж трудно: достаточно выложить где-нибудь в социальных сетях свой плейлист с обязательным набором из пары баллад Джонни Кэша, трека группы с названием из пяти слов и лиричного трека малоизвестного скандинавского исполнителя. Лишь бы только никто не узнал, что в качестве power song в вашей личной музыкальной подборке для пробежки значится «Солнышко в руках» группы DEMO.
Чаще всего постыдные удовольствия — наш уголок комфорта в неспокойном мире. Погружение в поп-культуру с ее предсказуемыми сюжетами и рифмами — это простой и доступный способ устроить себе декомпрессию от суровой действительности. Негативные новости о преступлениях, катаклизмах и возмутительных законопроектах круглосуточно мигают с экрана смартфона, и это не считая рутинных дел и обязанностей дома и на работе.
В такой обстановке мало кто может похвастаться крепкой психикой и отсутствием невроза — желание отключиться от давящей повседневности и сбежать в понятный двухмерный мир вполне объяснимо.
Даже писатель Харуки Мураками признается в интервью, что обожает однотипные романы Ли Чайлда о детективе Джеке Ричере: «Потому что они все одинаковые!» Так почему же тогда мы вынуждены оправдываться из-за желания прийти домой, заварить чай и с головой окунуться в новую серию «Анатомии страсти»?
Мы чувствуем вину за любовь к подобным вещам, потому что уязвимы и излишне критичны к себе. Что будет, если убрать из выражения «постыдное удовольствие» первое слово? Удовольствие никуда не денется. Стыд возникает из-за того, что кто-то из знакомых или комментаторов в интернете назвал моветоном то, что вам нравится. И вы сразу идете на попятную: «Ну, я не то чтобы смотрю “Великолепный век”, так, посматриваю, видела полсерии». Знакомая ситуация? Так вы пытаетесь упредить критику в ваш адрес и сообщаете собеседнику: «Да, я сама знаю, что это ужасно, пожалуйста, не осуждай меня, я буду страдать».
Но какое вам дело до чужого вкуса, если это вынуждает вас отказываться от собственного мнения? Вряд ли стоит тратить драгоценное свободное время только на то, что позволяет вам лучше выглядеть в глазах других — особенно тех, кого вы толком и не знаете: а вдруг они тоже поют в ванной Лободу или носят трусы с Hello Kitty под монохромным нарядом из Cos?
Не чурайтесь того, что приносит вам удовольствие. У любого человека есть воображаемый идеальный образ и реальное «я». Принять себя настоящего, честно признаться в том, что любишь сам и всегда, без оглядки на моду и окружающих, и не корить себя за это — важный шаг на пути к внутренней гармонии.
Избавление от чувства вины хорошо влияет на самооценку: мы начинаем ценить и уважать себя, позволяем себе в полной мере ощущать радость и счастье от тех вещей, которые действительно их нам приносят.
Вы можете не демонстрировать свои истинные пристрастия всем окружающим и никому не показывать свой любимый паблик с мемами про ленивцев или цитатами знаменитых людей, но вовсе необязательно оправдываться в любви к тому, что вам нравится. Симпатия к чему-то простому и понятному не означает, что ваш вкус — дурной или что вы недалекий человек, не достойный уважения. Постыдные удовольствия не обязаны отражать ваши принципы и ценности, но при этом все равно могут вас увлекать и развлекать.
Постарайтесь не чувствовать вину за нечто безобидное, что приносит вам наслаждение, успокаивает и снижает стресс. Критику вашего вкуса можно пропускать мимо ушей, а на вопросы вроде «Зачем ты слушаешь Киркорова, если можешь включить Pink Floyd?» отвечать: «Потому что хочу, могу и имею полное право». Избегать стоит действительно стыдных поступков — например, не воровать в гостях серебряные ложки. А съесть на ночь один бутерброд с докторской колбасой (ладно, два) — это не стыдно. Как не стыдно и ощущать счастье, задор и прилив сил при прослушивании «Цвет настроения синий». Это по-человечески. И абсолютно нормально. Мы все это делаем.