Кремона погрузилась в тишину: идет запись скрипок Страдивари
Итальянский город Кремона более чем на месяц погрузился в тишину. Полиция оцепила обычно шумный центр города, движение транспорта прекратилось: в городском Музее скрипки идет запись старинных инструментов XVII и XVIII веков, созданных Антонио Страдивари. Жители Кремоны снизили уровень шума до минимума на весь январь. Соблюдать тишину кремонцев убедительно попросил мэр Джанлука Галимберти.
Причина в том, что в Кремоне, на родине великих мастеров музыкальных инструментов, в том числе Антонио Страдивари, создается «Звуковой банк Страдивари», проект цифровой записи звучания старинных скрипок, альтов и виолончелей.
Проект пытались реализовать еще в 2017 году, но тогда проверка звука выявила серьезный недостаток — посторонние шумы. «Мы поняли, что улицы вокруг зала для записи вымощены булыжником. Это аудиальный кошмар. Звук автомобиля, стук каблучков проходящей мимо женщины — все это оставалось на записях и делало их бесполезными», — рассказал The New York Times Леонардо Тедески, бывший диджей и автор Stradivarius Sound Bank.
После этого обязательным условием для записи инструментов, созданных мастерами Страдивари, Амати и Гварнери, стало соблюдение абсолютной тишины.
Зал им. Арведи на 464 места был спроектирован исходя из акустики инструментов.
К счастью, Кремона — небольшой город. Здесь живут около 70 тысяч человек. Кроме того, мэр совмещает служение городу с руководством фонда Страдивари, поэтому был лично заинтересован в поддержке проекта и согласился уговорить жителей не шуметь.
«Мы живем в единственном в мире городе, где бережно сохраняются не только инструменты, но и их звуки. Это необычный проект, который смотрит в будущее, и я уверен, что жители Кремоны с пониманием отнесутся к неизбежному перекрытию целого района», — сказал мэр Галимберти.
Горожане прониклись важностью миссии звукорежиссеров, ведь будущее поколение рискует никогда не услышать, как звучит скрипка Страдивари, поэтому оцифровать уникальное звучание необходимо уже сейчас.
Фаусто Качатори, куратор Музея скрипки в Кремоне, отметил, что каждый инструмент Страдивари — «личность», поэтому их звучание необходимо сохранить для будущих поколений, поскольку оно «неизбежно изменится и будет потеряно уже через несколько десятилетий».
«Это часть их жизненного цикла. Мы реставрируем и восстанавливаем инструменты, но неизбежно приближается срок, когда они становятся очень хрупкими, на них уже нельзя играть. И они, так сказать, засыпают», — добавил Качатори.
Полиция установила ограждения 7 января. В здании, где производится запись, отключили лифты. Все лампочки выкрутили, чтобы исчез надоедливый гул, улавливаемый сверхчувствительными микрофонами.
Дебютировал в проекте альт Страдивари 1615 года. Играть поручили датскому альтисту Виму Янссену. Он остался наедине с инструментом под гроздьями микрофонов, когда звукорежиссеры отправились в студию с экранами, серверами, проводами и динамиками. Необходимые инструкции музыкант получал через специальный наушник. Звукорежиссер Томас Кортике разрешил начинать. Альтист принялся за гамму до-мажор, но вдруг что-то произошло и запись пришлось резко прервать.
«Кто уронил бокал на пол?» — спросил Кортике.
Оказалось, бокал действительно разбился, когда бариста Флоренция Растелли протирала барную стойку в кофейне Chiave di Bacco неподалеку и случайно столкнула его на пол. Все гости застыли в оцепенении, в заведение зашел полицейский и попросил не шуметь.
Звукорежиссеры и альтист продолжили запись.