Ведьмы-феминистки и инстаграм-астрологи: как магия стала мейнстримом
Как кристаллы покорили Голливуд
За последние несколько лет количество запросов в Google на тему «лечебные кристаллы» увеличилось на 40%. Говорят, пика цифра достигает в зимние праздники — из-за идеи обновления и нового начала, связанной с наступлением следующего года. Странная тенденция — едва ли результат возрождения архаичного сознания. Напротив, она стала частью крупного прогрессивного тренда — так называемого wellness. Волшебные кристаллы — новое веяние в индустрии красоты и здоровья, идущее из ее Мекки, Голливуда, и активно популяризируемое его обитателями. Так, например, Гвинет Пэлтроу основала целый лайфстайл-бренд Goop, у которого, правда, возникли серьезные проблемы в связи с судебными исками — помимо безобидных кристаллов, актриса предлагала приобрести такие продукты, как «вагинальные яйца» и даже спрей от энергетических вампиров, которые сочли ненаучными.
Кристаллы от Goop, впрочем, несмотря на отсутствие научных доказательств их лечебных свойств, продолжают оставаться популярными. Считается, что черный обсидиан, например, камень корневой чакры, сделает вас более уравновешенным — его рекомендуют класть на ночь под подушку или ставить на прикроватный столик. Оранжевый минерал карнеол отвечает за репродуктивную функцию у женщин (поэтому хранить его можно прямо с тампонами, а во время менструаций прикладывать к низу живота).
Очень популярный цитрин, камень третьей чакры, энергетического центра тела, ассоциируется с креативностью и богатством. С ним один из главных специалистов по магическим кристаллам в Голливуде Колин МакКэнн советует организовать себе алтарь, куда также нужно положить денежную купюру и, например, статуэтку индуистской богини Лакшми.
Магические свойства кристаллов адепты этой альтернативной лечебной практики объясняют их природным происхождением — древние минералы, добытые из недр Земли (искусственно созданные кристаллы не наделены подобными свойствами), обладают некоторой энергией — так считали еще наши предки. Считается, что кристаллы хорошо хранят информацию и «помнят» все события, «свидетелями» которых они были, — эту энергию они и транслируют человеку — в частности, корреспондируя с соответствующими чакрами (поэтому шаманы, практикующие терапию кристаллами, «заряжают» их для каждого клиента). Никаких научных доказательств лечебного воздействия минералов на организм (так же, в общем-то, как и существования чакр, на которые они призваны оказывать воздействие) при контакте с ними нет. Но МакКэнн, например, считает, что применение кристаллов в гаджетах доказывает их способность хранить информацию.
Камни в сумочке носит с собой Наоми Кэмпбелл. Без минерального оберега не выходит на подиум Виктория Бекхэм. А Адель списала свое неудачное выступление на церемонии «Грэмми» в прошлом году на потерю любимой коллекции. У мага Колин МакКэнн из Лос-Анджелеса все расписано на месяцы вперед — к ней за советами по принятию бизнес-решений и индивидуальных рекомендаций по типу необходимого камня приходят даже CEO из Силиконовой долины. Тренд подхватили и некоторые производители косметики — например, очень популярный Milk: они стали добавлять в свои продукты частицы минералов.
Западная мода в 2018 году дошла и до нас — местная ниша индустрии кристаллов начинает постепенно заполняться. Так, один из главных товаров магазина Atmosphere Home, предлагающего вещи, создающие атмосферу в доме, — кристаллы. Недавно запустился проект Quarz, который позиционирует себя как первый подобный на российском рынке, и the Sphera.
Блогеры-шаманы и ведьмы-феминистки
Впрочем, в ходу у производителей магической продукции не только кристаллы. По запросу «волшебство» в онлайн-магазине Etsy можно получить более 28 тысяч результатов, среди которых все — от волшебных палочек до костей животных и книг с заклинаниями. Согласно статистике компании, продажи магической продукции увеличились на 60% за два года — с 2015-го по 2017-й.
Instagram захлестнула целая волна увлечения мистикой — среди блогеров выделилась отдельная каста инфлюенсеров, практикующих магию и популяризирующих магическую эстетику. Один из их инструментов — карты Таро, которые вошли в нашу жизнь в ушедшем году не только благодаря соцсетям, но и индустрии моды — например, на круизную коллекцию Dior 2018 года креативного директора Марию Грацию Кьюри вдохновила классическая колода карт Таро Motherpeace, созданная еще в 70-х годах феминистками Карен Вогель и Вики Нобл.
Образ ведьмы за последние пару лет стал олицетворением феминизма. Несложно понять почему, ведь исторически ведьмы воспринимались как не принятые обществом сильные и независимые женщины. Еще в конце 60-х — начале 70-х появилось политическое движение W.I.T.C.H. (Women’s International Terrorist Conspiracy from Hell), члены которого отстаивали не только права женщин в патриархальном обществе, но и активно выступали против процветавшего капитализма. Феминистка в образе ведьмы не новинка. Журналистка Кристин Дж. Солли написала книгу Witches, Sluts, Feminists, в которой она прослеживает историю «ведьм» и их связь с феминизмом в политическом и социальном контексте, начиная от древнегреческой богини лунного света и колдовства Гекаты и заканчивая кандидатом в президенты Хиллари Клинтон, и указывает, что предвыборная риторика не только сторонников Трампа, но и Берни Сандерса была отчасти выстроена на демонизации бывшей первой леди.
В 2016 году вышел уже ставший культовым для современных феминисток фильм Анны Биллер «Ведьма любви». В стилизованной под эротический триллер 60-х годов комедии главная героиня, недавно избавившаяся от мучительных отношений с мужем, ищет настоящей любви — с помощью магии она привораживает мужчин, а те, не выдерживая чар обольстительницы, погибают.
Всплески интереса к магии происходили более или менее регулярно и часто были связаны с новыми историческими витками в положении женщин. В 70-е радикальные феминистки облачились в ведьминские наряды и своими чарами обрушили Уолл-стрит. В 90-х женщина-чародейка, притом очень понятная современному зрителю, стала главной героиней популярной культуры — будь то Сабрина или троица сестер Холливелл.
Что происходит сегодня
Почему в 2018 году магия стала глобальным трендом и захватила миллениалов? Конечно, мистицизм как один из способов найти ответы на вопросы и решить проблему в ситуации, когда другие способы не работают, существовал всегда и едва ли куда-то денется, когда утихнет нынешний шум вокруг кристаллов и Таро. Достаточно вспомнить 90-е, когда новую Россию захватила волна увлечения мистикой, а на каждом канале вещал какой-нибудь экстрасенс. Странный всплеск интереса к мистицизму угас так же внезапно, как и начался.
В этот раз магия снова вернулась в массовом, но, конечно, более прогрессивном формате. Астрологи и тарологи привлекают клиентов инстаграм-блогами. Российский Instagram, кстати, не отстает от мирового — у молодых людей, гадающих по звездам и картам Таро, десятки тысяч подписчиков. Например, у астролога Елены и ее профиля moon_ezoterica, где она выкладывает прогнозы и расклады карт на лунные сутки, фолловеров более 600 тысяч. Расклад Таро у блогера-таролога Саши braintaro (голосовым сообщением или в формате двух–трех страниц текста) стоит две тысячи рублей. А индивидуальная консультация астролога Марии Витищенко — семь тысяч.
«Конечно, мои способности меня кормят. И я считаю, что это нормально, магия не может стоить тысячу рублей, — говорит таролог и нумеролог Евгений Коссман, создатель инстаграм-аккаунта coss.man, — Я хочу, чтобы мою профессию воспринимали всерьез. И я верю, что это будет, просто нужно время. Но, конечно, бизнес-потенциал у магии тоже есть — этому способствует в том числе многогранность нашего дела. Я, например, сейчас учусь на тату-мастера, буду делать сакральные татуировки».
К трендизации своей профессии он относится положительно: «Я не против популяризации и эстетизации магии ни в коем случае. Я считаю, что если магию практикуешь, то она должна быть красивой». Коссман объясняет всплеск интереса к магии среди миллениалов тем, что «мир меняется, развивается индустрия красоты, все ходят в спортзал, думают о правильном питании — хотят совершенствоваться. Мы просто пытаемся стать лучше. И ищем для этого альтернативные пути — та же альтернативная медицина развивается очень активно». Но есть в популяризации мистики, по мнению таролога, и свои минусы: «Часто люди не знают, что предлагают, и появляется информация, которая может навредить. Иногда клиент приходит к тебе, а уже через неделю пытается заработать на семинарах по эзотерике у себя в Instagram».
Упомянутая уже Колин МакКэнн говорит, что причина бума индустрии кристаллов, в которой она работает, проста: «Наш сложный политический климат, усталость на работе, зависимость от технологий оставляют людей расстроенными, испуганными и нервными». Она верит, что кристаллы могут помочь людям «встать на ноги»: «Просто сесть и подержать в руках минерал, добытый из земли. Это производит успокаивающий эффект».
С тем, что магия может оказывать успокаивающий эффект за счет самовнушения, а не магических свойств кристаллов, например, соглашаются даже ученые-антропологи: «Есть способ снимать тревоги, напряжение, обращаясь к такого рода идеям, которые мы бы назвали сверхъестественными или суеверными, — рассказывает антрополог Ольга Христофорова. — Действительно ли это помогает? По мнению Галины Линдквист (социального антрополога, автора книги «Заклиная надежду: магия и целительство в современной России»), это действительно снимает напряжение, решает проблемы тем символическим образом, когда человек меняет свое отношение к реальности. Он находит какие-то внутренние подпорки в себе, обращаясь к этим идеям. И это меняет его личность, отчасти трансформирует его эмоции от деструктивных к конструктивным, от негативных к позитивным. То есть магия помогает человеку выживать как символическая подпорка».
Христофорова также добавляет: «Интересно, что распространение этих идей довольно вирусное. Нужно, чтобы кто-то, особенно авторитетный человек, постоянно об этом говорил, чтобы эти идеи распространились в какой-то среде или в коллективе». Это соответствует нынешней ситуации, когда магия стала частью массовой культуры во многом благодаря знаменитостям.
Исследование компании JWT Intelligence под названием Unreality, посвященное поколению Y, объясняет внезапный интерес миллениалов ко всему мистическому тем, что мы живем в эпоху агностицизма, когда традиционные религии и церковь как институт многим кажутся пережитком прошлого и не вызывают достаточного доверия. В то же время необходимость в некоторого рода вере никуда не делась — поэтому молодые люди обращаются к ее альтернативным вариантам. По сравнению с предыдущими инкарнациями, на этот раз мистицизм не воспринимается как что-то стыдное и глупое, а напротив — позитивное, лишенное иронии, модное и, как пишут авторы исследования, millennial-friendly, то есть располагающее к себе миллениалов. С одной стороны, как своего рода духовный опыт, с другой, как модная эстетика, и как бизнес — с третьей, магия безусловно стала одним из главных трендов 2018 года.