Что такое неовинтаж и почему стоит узнать о нем больше
Интерес к винтажу как никогда высок, в том числе в России. Поиск редких дизайнерских вещей или безвестных, но милых платьев, юбок и украшений из 1950-х, 1960-х и других десятилетий сопоставим с охотой, а масштабные винтажные маркеты проходят минимум раз в сезон, собирая тысячи посетителей. Даже у ретейлеров вроде Farfetch или Aizel давно появились и существенно расширились разделы винтажа.
Прежде всего стоит определиться, что такое винтаж в принципе. Винтажными считаются вещи, перешагнувшие 30-летний рубеж. При этом коллекции из 1990-х к этой категории отнести уже нельзя. Подходящие под искомое понятие вещи должны отражать определенную историческую эпоху и иметь четкую идентификацию.
Неовинтажными можно назвать вещи, которые трудно охарактеризовать как принадлежащие нашему времени и которые выглядят как находки с блошиных рынков, но при этом сделаны современными брендами и дизайнерами. Важно отметить, что это не совсем цитаты моды прошлого. Например, Gucci уже несколько лет держат курс на 1970-е. В их коллекциях улавливаются и определенные коды, и силуэты, и цвета, характерные для эпохи диско, но при первом же взгляде становится ясно: коллекция создана совсем недавно, осовременена, а эпоха пропущена через условные фильтры.
Неовинтаж, скорее, про практически дословное воспроизведение вещи из прошлого. Рыхлый трикотаж, авоськи и плетеные сумки, резные фермуары на бархатных сумках, минодьеры, расшитые бисером, и еще с десяток подобных предметов выглядят гостями из прошлого, хотя сделаны из современных материалов.
Особенно хорошо на волне популярности неовинтажа чувствует себя псевдофранцузский шик: шелковые платья в цветочек, которые вроде бы ассоциируются с 1970-ми, но в сочетании с грубыми ботинками на шнуровке напоминают о моде 1990-х. Сюда же можно приплюсовать плетеные корзинки, которые не первый год числятся в топе летних трендов, а также очки в стилистике ретрошика.
Многие марки создают имиджевые истории на подобных образах. В список можно внести американский Réalsiation par (что характерно, бренд носит французское название), Rouge, который основала французская it-girl и инфлюенсер Жанна Дамас, успешно играющая на французских модных стереотипах. В России с этой историей на пять баллов справляется московская марка Not Fragile, запущенная в 2018 году и в данный момент существующая только в рамках Instagram.
Все эти марки не просто цитируют определенные десятилетия, но выстраивают филигранную и выверенную картинку, используя льняные ткани, обилие кроше, натуральные оттенки или психоделические принты. Многие успешно создают аналоги материалов, популярность которых пришлась на предыдущие периоды истории моды: черепаховые панцири, слоновая кость, янтарь. На подъеме в этом году магазины, специализирующиеся на винтажных украшениях (например, More is More), а также бренды, предлагающие вещицы в той же стилистике. Порой отличить, где серьги из 1978, а где из 2018 года, просто невозможно.
Возникает резонный вопрос: зачем платить больше, когда можно отправиться в винтажный магазин и потратить на понравившееся платье не 20, а 5 или 10 тысяч. Во-первых, подобные места — не совсем подходящая территория для поиска именно той вещи, которая вам нужна, например, если вам необходимо платье «такое же, но с перламутровыми пуговицами». В винтажных магазинах практически все категории предметов (возможно, за исключением джинсов) представлены в единственном размере. Лишь немногие винтажные магазины занимаются ремонтом поврежденных временем платьев или рубашек, и не все клиенты захотят купить даже очень красивую, но поврежденную вещь, которой нужна реставрация. Многих отпугивает запах старых вещей, хотя на самом деле это показатель того, что вещь прошла обработку.
Кроме того, винтажный шопинг можно сравнить с охотой: порой требуется немало времени, чтобы перерыть кучу мусора, но найти свою Перегрину. Одним словом, тонкостей тут достаточно много, и если вы просто хотите как можно скорее купить платье с пышной юбкой в клетку виши вроде того, что было у Брижит Бардо на ее свадьбе, короткие белые перчатки, черный кожаный плащ с акцентом на плечах, то вы сэкономите куда больше времени, отправившись к дизайнеру, который специализируется на чем-то подобном.
Неовинтаж способен обаять сразу несколько поколений: и любящих подобную стилистику миллениалов, охотящихся за вещами в винтажных магазинах и секонд-хендах, и более состоятельных людей, чья молодость пришлась на 1970-е или 1980-е, которые не желают прочесывать ряды с «потрепанной временем» одеждой.