Интернет-герои 2018 года: пародии, ток-шоу и «злые» лидеры мнений
Попавшие в сетиАлександр Гудков
«Би муви», в котором Филипп Киркоров и Николай Басков в париках и накладных усах разыгрывают трагикомедию о беспощадной конкуренции, — могли ли вы представить себе такой сюжет до того, как наступил сентябрь 2018-го и на YouTube выложили Ibiza?
После выхода клипа «Цвет настроения синий», где главная звезда отечественной эстрады Киркоров выдает портрет поколения в компании с тинейджерами, унылым Басковым и Григорием Лепсом в костюме бомжа, могло случиться что угодно. Но случилась Ibiza, которую уже можно назвать клипом года. Идея видео принадлежит Александру Гудкову. Его карьера на телевидении началась в КВН, продолжилась в Comedy Woman, а затем расцвела в «Вечернем Урганте» и распространилась в русский YouTube. Сначала посредством роликов для передачи Ивана Урганта, затем с помощью «Лиги плохих шуток», к слову, иногда весьма неплохих.
Гудков возложил на себя миссию по возведению хрустального моста между телевидением и интернетом и за это был отмечен наградой в номинации «Продюсер года» на церемонии вручения премии GQ «Человек года». Судя по его интервью, в том числе и в шоу «вДудь», Гудков предпочитает не думать, насколько хорошо он поработал в 2018 году. Возможно, чтобы не сбиться с ритма.
Леонид Парфенов и «Парфенон»
Леонид Парфенов обрадовал своих поклонников в феврале 2018 года, запустив собственный видеоблог с рассуждениями об исторически значимых и актуальных событиях в мире политики и культуры под бутылочку вина. «Парфенон», очевидно, не миллионник по просмотрам, но это, в сущности, не так уж важно. К каналу Парфенова присоединилась преданная журналисту публика, уверенная в авторитетности мнения кумира и качестве контента, который он производит.
Парфенов не скрывает, что «пришел к YouTube» в том числе после «подначиваний Юры Дудя» в интервью, которое вышло в октябре 2017 года. В первом эпизоде «Парфенона» журналист появился в той же рубашке, что и в интервью Дудю. В видеоблоге автора телепроектов «Намедни» и «Российская империя», пятикратного лауреата ТЭФИ, знаменитого телеизгнанника найдутся вопросы, которые большинство российских медиа предпочитают обходить стороной. Леонид Парфенов, словно летописец, продолжает фиксировать историю во всех ее гранях.
Настя Ивлеева и AgentShow
«Начальник винчика» и кумир девочек, запутавшихся в «волшебном лесу инстаграма», в этом году штурмовала аудиторию YouTube с новым шоу. Поскольку видеохостинг позволяет то, что не позволяет телевидение, ведущая и гости YouTube-проекта Ивлеевой AgentShow не стесняются в самовыражении и выражениях. За четыре месяца у Ивлеевой побывали Сергей Лазарев, Дима Билан, Екатерина Варнава, Александр Ревва, Регина Тодоренко, а также инстаграм-блогеры, популярные среди школьников. С ними Настя без стеснения позволяет себе многое: нецензурные комментарии, смех без причины, конкурсы свадебного характера и прочие атрибуты своей заработанной в Instagram популярности, которые ей приходилось держать в узде во время эфиров передачи «Орел и Решка. Перезагрузка».
Проект AgentShow от богини Instagram с определенной долей успеха и без претензии на интеллектуальный продукт, игнорируя хейтеров, собирает миллионы просмотров и приглашает новых гостей, которые не отказывают. Ивлеева на взлете, и впереди у нее актерская карьера. Первая роль уже объявлена в СМИ: если вы никогда не доберетесь до YouTube, то вскоре увидите Настю в сериале «Туристическая полиция» от телеканала «Пятница».
Данила Поперечный
Этой весной «Нелицеприятный» стендап-тур 24-летнего комика собрал полные залы в 31 городе, в том числе «Ледовый дворец» в Санкт-Петербурге. Поперечный устроил более чем эффектный выход и полтора часа красочно выражал свое отношение к безумному миру. Этот же год подарил Даниле возможность попробовать себя в дубляже, он озвучил одного из героев фильма «Апгрейд». Он же принес ему рекламные контракты. Сегодня Поперечный — один из самых востребованных комиков в Сети, обладатель громкого имени, которое сделал себе сам.
Данила родился в Воронеже, юность провел в Киеве, два года проучился на инженера в Польше, но, так и не получив высшего образования, пересел на поезд YouTube, связав свою жизнь с юмором. В 20 лет он стал записывать стендап-видео для своего канала, не стремясь выносить сатирические реплики на телеэкраны. Участвовал в интернет-проектах «Спасибо, Ева!» (сейчас его главные герои известны как группа «Хлеб»), «Пора валить» и «Дай леща!». Его скандальные заявления в блогах прибавили ему популярности, которую комик эксплуатирует в своих выступлениях.
Талант Поперечного однажды оценила профессор Школы-студии МХАТ Анна Николаевна Петрова, которая по просьбе телеканала «Дождь» смотрит популярные ролики на YouTube и комментирует действия их героев. Преподавателю сценической речи с 60-летнем стажем понравился «облик» комика и то, как он «говорит о важном».
Поперечный — яркий пример того, как без помощи продюсеров на телевидении можно стать кумиром поколения и заработать свою немаленькую аудиторию. По стопам изобретательности Поперечного пытаются идти и другие комики, такие как Денис Чужой, придумавший шоу «Класс народа», или резидент Comedy Club Илья Соболев, вышедший на YouTube с шоу «Прожарка» от телеканала ТНТ4.
Илья Шабельников и Satyr
Создатель YouTube-канала Satyr Илья Шабельников возродил жанр пародии, ушедший в небытие вечернего прайм-тайма федеральных телеканалов вместе со звездами «Аншлага». В этом нелегком деле ему поспособствовал хайп на популярности шоу «вДудь». Пародийный ролик Ильи выстрелил в июне 2017-го. Спустя год и сам автор попал в выпуск «вДудя», где объяснил свой подход к жанру и его трансформацию под интернет-аудиторию.
Выпускник театрального училища, несколько лет игравший в новосибирском театре «Красный факел», уверен, что его перформансы отличаются профессиональным подходом, учитывающим интересы молодой аудитории видеохостинга. «В понимании многих людей пародия — это когда человек выходит на сцену и начинает разговаривать голосами Ельцина и Жириновского, — объясняет он. — А то, что мы делаем, называется актерское наблюдение».
Одним из доказательств того, что в работе с контентом команда Satyr щедра на изобретательность, можно назвать пародию на сверхпопулярный клип позапрошлого лета «Розовое вино». Он лидирует по количеству просмотров на канале — видео посмотрели почти 6 млн человек. Команда Шабельникова искусно издевается как над интернет-героями и музыкантами, так и над телепроектами и отдельными телеведущими. Под раздачу уже попали Данила Поперечный и Иван Ургант, BadComedian, Амиран Сардаров и другие.
Баста и шоу GazLive
В апреле этого года популярный музыкант, основатель лейбла Gazgolder Баста (Василий Вакуленко) запустил свое ток-шоу на YouTube. Первым гостем GazLive стал Юрий Дудь — это был ответный подарок интервьюеру, начавшему свою карьеру видеоблогера выпуском с Бастой. Вакуленко, как и многие на тот момент, подхватил формат «вДудя» и стал приглашать на свое шоу селебрити из мира телевидения, музыки и спорта. Максим Галкин, Василий Уткин, Григорий Лепс, Ольга Бузова — многие из героев еще не успели побывать в гостях у Юрия, что выгодно отразилось на просмотрах GazLive.
Примечательно, что при подготовке новых выпусков команда GazLive обращает внимание на просьбы зрителей в комментариях. Если они просят пригласить Безрукова — Безруков точно придет.
В декабре из канала Gazgolder все выпуски ток-шоу были удалены: YouTube заблокировал некоторые из них из-за рекламы онлайн-казино, которую авторы интегрировали в свои эфиры. Теперь команда GazLive ищет платформу, куда можно будет переместить шоу.
Артем Харченко и Cut The Crap
Индустрия развлечений на Западе давно стала похожа на известную пословицу «дурак на дураке едет и дураком погоняет». Речь даже не о качестве музыкальной или кинопродукции, а, скорее, о количестве «экспертов», занятых бесконечными разборами сцен, сюжетов и трейлеров. Этого добра на YouTube не счесть.
Тем более удивительно отыскать в море однотипного, с позволения сказать, планктонообразного контента настоящую акулу. Белгородец Артем Харченко, будучи натуральным гиком, этой акулой и стал, скрупулезно «разрезая» киноленты. Его канал Cut The Crap не первый год радует подписчиков качественными разборами трейлеров к фильмам и играм. Секрет — способность автора проводить настоящие журналистские расследования на излюбленную тему. При подготовке своих выпусков Артем изучает гигабайты информации, в которые входят как публикации зарубежных медиа, так и ветвистые ленты Reddit и видеоролики западных блогеров. Кажется, продукт вторичен, но позвольте, в таком мире мы живем. Избыток информационных ресурсов мгновенно запускает в оборот любую оригинальную идею. Тем не менее усилия Cut The Crap прилагает титанические. Сами посудите, легко ли вытащить все отсылки и пасхалки из фильма «Первому игроку приготовиться»? У Артема на это ушло два блестящих выпуска.
Заслуги Cut The Crap оценил и сам YouTube, в 2018 году наградивший Артема «Золотой кнопкой» за преодоление порога в 1 миллион подписчиков.
Ксения Собчак и «Кровавая барыня»
Telegram-канал «Кровавая барыня» стартовал в середине октября с видеороликом, в котором Собчак подтвердила, что канал действительно принадлежит ей. За два дня к журналистке набежало две тысячи подписчиков. Бывший кандидат в президенты России начала с публикаций о феминизме, женах чиновников и трагедии в Керчи, а продолжила освещением скандала «Медузы» с Иваном Колпаковым, перебранками с главным редактором телеканала Russia Today Маргаритой Симоньян и комментариями о светской жизни.
На канал подписаны больше 15 тыс. человек. Посты журналистки широко обсуждаются в СМИ. Собчак в Telegram — это проба новой аудитории, опирающаяся на влиятельную фигуру в культуре, политике и медиа.
«Антиглянец»
Канал со светскими новостями из мира селебрити от бывшей редакции журнала SNC стал активно развиваться с объявлением о закрытии его печатной версии в конце лета этого года. Команда «Антиглянца» концентрирует в своем Telegram-уголке все шумные события глянцевой индустрии, сопровождая публикации едкими комментариями, объясняющими суть происходящего. Порой контент канала напоминает страницы желтых газет из 1990-х и начала 2000-х, но оторваться от него очень трудно. Иначе как узнать, кто на самом деле таинственный режиссер оперы «Для "Черного квадрата"» или что происходит с назначением Николая Цискаридзе на должность директора Большого театра.
«Беспощадный пиарщик»
Все медиаскандалы, которыми вы заинтересуетесь, даже не очень того желая, канал «Беспощадный пиарщик» разбирает по косточкам. Пожалуй, лучшая характеристика этого канала — выражение «откуда ноги растут». Команда БП не только разыскивает на просторах социальных сетей исключительные жемчужины российского PR, но и добавляет масла в огонь аналитическими разборами резонансных публикаций в популярных СМИ.
В ноябре, к примеру, одним из таких стал «портрет поколения» — реакция на эссе Яны Кушнер «Герои нашего времени — кто они». Команда БП, не изменяя своей концепции в освещении судьбы попранного социального равенства, в очередной раз продемонстрировала, как далеки бывшие обозреватели светских изданий от народа.
За время своего существования «Беспощадный пиарщик» превратился из Telegram-канала в медиапроект с собственным сайтом и, по данным «Медиалогии», вышел на вторую позицию в рейтинге каналов, освещающих события в маркетинге, рекламе и PR.