Директор «Зарядья» — о терра инкогнита и «Полете над Россией»
Журнал Time включил «Зарядье» в список лучших парков мира, в России его сегодня считают одним из самых технологичных общественных пространств. В парковых павильонах можно посмотреть на страну с высоты птичьего полета, побывать в арктическом лабиринте, провести биотехнологический эксперимент по клонированию растений и даже оказаться в Москве времен Юрия Долгорукого, отправившись в прошлое на машине времени.
— В начале ноября вы запустили в парке новый аттракцион — «Полет над Россией». Расскажите, что на этот раз увидят гости вашего медиацентра?
— В нашем парке создан уникальный «летающий» кинотеатр — медиакомплекс «Полет» с подвижной платформой, динамическими креслами, генераторами воды, ветра и ароматов, которые имитируют реальное ощущение полета. Это первый подобный аттракцион в России, получивший в феврале этого года в Амстердаме премию InAVation Awards 2018 в категории Visitor Attraction. Он позволяет с высоты птичьего полета познакомиться с самыми яркими достопримечательностями Москвы и страны в целом. За год работы фильм «Полет над Москвой» посмотрели свыше 260 тысяч зрителей. В ноябре этого года в «летающем кинотеатре» состоялась премьера еще одного захватывающего фильма — «Полет над Россией». В нем продемонстрированы различные локации нашей страны — каменные столбы выветривания Маньпупунёр в Республике Коми, крупнейший мемориальный комплекс о Великой Отечественной войне — Мамаев Курган в Волгограде, Ленские столбы в Якутии, крупнейшая по мощности Саяно-Шушенская ГЭС, река Волга, Долина гейзеров на Камчатке и другие красивейшие места, куда в реальной жизни не так просто добраться.
— Это ваш последний масштабный проект в этом году?
— Далеко не последний. В дальнейшем мы планируем создавать новые медийные проекты для наших гостей. Помимо мультимедийных технологий в парке активно развивается уникальный биотехнологический научно-познавательный центр для детей «Заповедное посольство». За год его работы мы провели более тысячи занятий для 30 тысяч участников, уже сейчас сформирован пул российских партнеров, мы ведем работу с лучшими биотехнологическими институциями — Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано», Всероссийским научно-исследовательским институтом сельскохозяйственных биотехнологий. Готовим международные партнерства в сфере сайнс-арта.
— Концерты в парке пользуются популярностью? Кого у вас можно услышать?
— За год парк посетили более 11 миллионов человек — это очень высокий показатель, при этом пять миллионов побывали в «Зарядье» на концертах. Летом мы проводили музыкальные вечера и спектакли на сцене Большого амфитеатра, в осенне-зимний период мы организуем мероприятия в павильонах «Медиацентр» и «Заповедное посольство». В парке проходят выступления камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и оркестра центра Павла Слободкина, артистов Большого театра, Оркестра волынщиков Москвы, финалистов шоу «Голос», проводятся джазовые вечера с участием солистов «Геликон-оперы», Игоря Бутмана, коллектива «Симфоджаз братьев Ивановых», ансамбля «Мелодия». Вход на все эти мероприятия свободный, мы стараемся обеспечить максимальную доступность культурной программы.
— А бывают концерты для всей семьи?
— Мы стараемся ориентироваться на семейную публику, но вечерние мероприятия в основном рассчитаны на взрослых. К новогодним праздникам мы, конечно, постараемся организовать больше концертов, куда зрители смогут прийти всей семьей и провести время вместе. В «Заповедном посольстве» будут организованы специальные новогодние мастер-классы для детей. К науке мы приобщим даже Деда Мороза.
— Почему парку важно взаимодействовать с жителями? Проводить концерты, давать мастер-классы. Это ведь относительно новая тенденция, раньше парки существовали только для того, чтобы в них гулять.
— Современный парк — это общественное пространство нового типа, которое должно создавать комфортные условия для разнообразного отдыха. Нам важно сформировать приятную атмосферу в парке, чтобы посетители с удовольствием участвовали в его жизни. Например, в танцевальных вечерах. Горожане сами выбирают стиль и тематику, а мы их только поддерживаем. По нашему приглашению известные российские и иностранные хореографы — призеры и действующие чемпионы мира из Англии, США, стран ближнего зарубежья и России — проводили у нас мастер-классы по хастлу, джаз-фанку, соло-латине, хип-хопу, брейк-дансу, вальсу. Мы развиваем творческую программу парка в постоянном взаимодействии с нашими гостями.
— С тем, что парк стал местом притяжения жителей и туристов, невозможно поспорить. Летом здесь постоянно было огромное количество людей. Похоже, единственный выход — приходить сюда вот так, в понедельник утром, когда столица и парк вместе с ней только просыпаются. Есть даже шанс оказаться одному на парящем мосту.
— Да, парк востребован, людей в нем много, и это главная оценка нашей деятельности. Мы часто проводим анкетирование, собираем отзывы и предложения посетителей, в том числе через социальные сети. Согласно результатам исследования, которое мы проводили в этом году, более 95% гостей положительно оценивают нашу работу, сервисы и обслуживание на территории. Но есть и критика, разумеется.
— И что гостям не нравится?
—Среди основных пожеланий — скорректировать решения по гравийным дорожкам, добавить лестничные спуски, доработать навигационную систему. Хотя ее, к примеру, мы, наоборот, старались минимизировать. Авторы проекта не хотели перенасыщать парк навигационными знаками, чтобы гости при переходе из урбанизированной городской среды растворялись в уникальном ландшафте парка. Они планировали создать терра инкогнита, где можно путешествовать по нескольким природным зонам России, изучать природное многообразие нашей страны, постоянно открывая для себя что-то новое. Но не для всех гостей такая концепция оказалась удобной, поэтому мы стараемся найти баланс.
— Какое место вы отводите парку в социокультурном масштабе Москвы? Можно ли его чем-то выделить?
— Максимально объективную оценку значимости парка дали международные эксперты. «Зарядье» — единственный объект в России, который вошел в рейтинг «Топ-100 лучших мест мира» по версии американского журнала Time. Более того, мы получили премию международного архитектурного портала ArchDaily как лучший проект в области общественных пространств, InAVation Awards — за мультимедийные технологии и POPAI AWARDS в номинации Digital Media — за проект интерактивных терминалов.
— Хорошо, а с чем можете его сравнить?
—Прямых аналогов нет. Изначально перед нами сразу стояла задача создать одновременно уникальный парк мирового уровня и новый современный символ Москвы. Объективно эта задача выполнена. В Москве создано инновационное общественное пространство с неповторимым сочетанием архитектуры, ландшафта, инженерии и мультимедийных технологий. При разработке пространства мы, конечно, учитывали опыт иностранных коллег, создавших и Центральный парк в Нью-Йорке, и «Сады у залива» в Сингапуре, парк «Миллениум» в Чикаго. Мы изучали также опыт организации тематических парков. В итоге на небольшом пространстве 10 гектаров нам удалось создать гармоничное пространство со множеством культурных проектов, которые сейчас дарят москвичам и гостям города яркие, незабываемые впечатления.
Нам важно сформировать приятную атмосферу в парке, чтобы посетители с удовольствием участвовали в его жизни.
— Парк находится прямо у стен Кремля, в самом сердце исторической Москвы. Как уживаются инновации и архитектурное окружение парка?
—На стадии проектирования мы провели большое количество исследований, изучили международный опыт, примеры интеграции новых технологий и исторического окружения при создании общественных пространств. В результате мы создали детальную социокультурную концепцию парка, которая лежит в основе всей нашей деятельности. «Зарядье» — это не просто парк, а культурно-просветительский центр по изучению культуры и искусства, науки и истории Москвы и России.
— Были проекты, от которых вы решили отказаться, поскольку они выходили за рамки концепции?
— Да, например, нам предлагали организовать аллею героев социалистического труда. Но это не вписывается в концепцию «Зарядья».
— А как насчет сотрудничества с модными брендами? Если вам предложат стать местом проведения показа, согласитесь?
— В прошлом году у нас уже проводили свои показы BoscoFresh и дом моды Firdaws, проходила презентация экипировки XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, разработанной модельером Игорем Чапуриным. Мы проводим съемки для печатного приложения «РБК Стиль», фотографировали моделей в Ледяной пещере. Более того, мы сотрудничаем с молодыми дизайнерами и аутентичными ремесленниками при разработке сувенирной продукции — у нас более 50 партнеров со всех уголков страны.
— Вы упомянули, что в ходе исследований определили основные приоритеты парка. Что к ним относится?
—Наша главная задача — радовать гостей парка этой уникальной инновационной средой, где можно отдыхать, любоваться живописными видами Москвы, посещать просветительские занятия и концертные программы, проводить время с родными и друзьями. Мы не только развлекаем посетителей, мы одновременно занимаемся обеспечением их интеллектуального досуга.
— Какие у парка планы на будущее?
— Мы активно наращиваем партнерские соглашения с туроператорами и турагентствами, усиливаем команду гидов и экскурсоводов, занимаемся разработкой мультимедийных проектов, готовим новые фильмы для медиакомплексов «Полет» и «Машина времени», яркие научные шоу и биотехнологические эксперименты в «Заповедном посольстве». Развиваем выставочные проекты: после завершения экспозиции Третьяковской галереи планируем сделать выставку, посвященную одной из величайших оперных певиц XX века Марии Каллас, задействуем часть Китайгородский стены для размещения там исторических экспонатов. У парка уже сейчас сформирована программа интенсивного развития на несколько лет вперед, чтобы отдых наших гостей оставался комфортным и безопасным.