#пронауку: как алкоголь формирует воспоминания и почему это опасно
Хитрые генетические модицификацииДля своих экспериментов специалисты нейронауки выбрали дрозофил — плодовых мушек, которые, как известно, намеренно употребляют алкоголь в течение всей жизни, питаясь гниющими и забродившими фруктами. Некоторые исследования показали, что с помощью фруктовых спиртов мушки избавляются от паразитов.
Алкогольная «зависимость» дрозофил парадоксально схожа с человеческой, поэтому плодовые мушки идеальны для подобных исследований.
Все началось с того, что доцент кафедры неврологии в Брауновском университете Карла Каун попыталась выяснить, почему употребление наркотических веществ и алкогольных напитков связано преимущественно с позитивными воспоминаниями. Работа привела к важным для будущего медицины выводам, сообщает Forbes.
«Не секрет, что все наркотические вещества, которыми мы злоупотребляем, имеют побочные эффекты. Они чреваты тошнотой, похмельем, нарушением работы внутренних органов. Тогда почему нас так тянет к ним? Почему мы помним только хорошие вещи, с ними связанные, и куда пропадают воспоминания о плохих? Моя команда попыталась на молекулярном уровне выяснить, что алкоголь и наркотики делают с воспоминаниями и почему притягивают людей», — объяснила Каун.
Она также надеялась, что, если исследование подскажет, какие молекулы и белки поражаются алкоголем, в медицине появится новый способ лечения зависимостей. Генетические манипуляции с плодовыми мушками позволили ученым включать и выключать специальные гены, вычисляя маршруты формирования позитивных воспоминаний от употребления алкоголя. Выяснилось, что вместо того, чтобы отключать дофаминовый рецептор D2, который подсказывает, было ли воспоминание хорошим или нет, потребление спиртных напитков полностью меняет его, модифицируя часть белка.
«Мы не знаем, каковы биологические последствия этих незначительных изменений, но одним из важных результатов исследования является послание ученым: нужно отслеживать не только то, какие гены включаются и выключаются, но какие формы каждого гена это делают. Мы считаем, наши выводы вполне подойдут для изучения других видов зависимости», — добавила Каун.
По ее словам, если изменение дофаминового рецептора D2 у людей происходит таким же образом, как у дорозофил, то одного бокала вина достаточно, чтобы запустить процесс зависимости, но в течение часа работа рецептора вернется в норму. Если же вы решите употребить три бокала с перерывом в один час, то зависимость закрепится: «Мы считаем, что именно это длительное алкогольное воздействие и меняет экспрессию генов в схеме формирования памяти».
Каун и ее коллеги не намерены напугать кого-либо: их цель не побудить общество к полному отказу от алкоголя, но показать, что у зависимых в будущем появится шанс излечиться. Эксперименты в Брауновском университете продолжаются в том числе с участием профессоров-психиатров и генетиков, изучающих ДНК пациентов, которые злоупотребляют алкоголем.