Основательница Zasport — об Олимпиаде и личных рисках
Анастасия Задорина ворвалась в мир моды в 2011 году — дизайнер представила дебютную коллекцию под маркой anastasiAZadorina. Женственные платья сразу нашли поклонниц — от Татьяны Навки до Юлии Барановской. А футболки с провокационными надписями «Тополь санкций не боится» и «Санкции? Не смешите мои искандеры» наделали много шума в 2014 году.
С брендом Zasport совсем другая история. В России на тот момент практически не было ни одной марки, которая выпускала бы спортивную одежду — не сувенирную, а именно для занятий. Когда Задорина поняла, что ниша свободна, тут же ее заняла.
К слову, мода всегда была для нее в первую очередь бизнесом. Она сама принимает все решения — начиная с приобретения тканей и выбора ниток и заканчивая общением с арендаторами и закупщиками. На творчество времени практически не остается. Но, возможно, именно эти бизнес-навыки помогли ей договориться с Олимпийским комитетом России (ОКР): когда в 2017 году истек контракт с группой Bosco di Ciliegi, организация решила его не продлевать. Сам ОКР объяснил, что новый контрагент предложил более выгодные условия. Задорина к тому времени уже имела свое производство, занималась экипировкой (Zasport разрабатывала форму для спортивных клубов с 2012 года) и участвовала в тендере на общих основаниях. Пока в СМИ шли споры вокруг выигранного тендера (а они были жаркими), сама Задорина встала на новые рельсы, расширила производство и открыла сеть магазинов. В 2020 году российская олимпийская сборная поедет на Олимпиаду в Токио именно в ее форме.
— Давайте начнем с образования. Где вы учились?
— Я окончила бакалавриат МГИМО, затем поступила в магистратуру по программе «Внешняя политика и дипломатия России». Параллельно с МГИМО училась в МГУ на курсе Александра Васильева «Теория & индустрия моды» и брала уроки академического рисунка. Я всегда была творческим человеком, любила рисовать и хотела связать свою жизнь с миром моды, но в то же время понимала — чтобы стать успешной, нужно хорошее образование и знание языков. Я рада, что училась именно в МГИМО — это большая дружная семья. Благодаря учебе там у меня сформировался круг общения. Ведь не секрет, что и окружение формирует человека, влияет на его дальнейшую карьеру. Сейчас, куда бы я ни полетела, в любой точке мира у меня найдутся друзья. Например, в Буэнос-Айресе я знаю жену российского посла — мы сидели с ней за одной партой.
— Чему вы научились на курсе Васильева?
— У нас была масса предметов — и цветоведение, и история кино, и теория моды, и имиджмейкерство. Кроме того, были практические занятия. Пожалуй, именно там я по-настоящему заинтересовалась темой промышленного производства. И поняла, что в России существует большая проблема — нехватка швей, конструкторов, технологов. Кроме того, шить вечерние платья из легких тканей или спортивную одежду — это разные вещи. Представляете, сколько специалистов нужно, чтобы производить одну только одежду? Это раньше были техникумы — сейчас учиться там непрестижно и немодно.
— А как же стремительный рост количества молодых дизайнеров за последнее время?
— Все хотят быть дизайнерами, но вот кто сошьет эту одежду — вопрос. Другая проблема — сырье. Например, хлопок у нас не растет. Мы могли бы производить старинное вологодское кружево, но руками уже никто не хочет ничего делать — только при помощи машин.
— Вы сами умеете шить?
— Когда я решила стать дизайнером, я пошла на курсы — училась работать со швейными машинами, разбиралась, что есть что. Если поставить передо мной машинку, я вряд ли сошью платье, но зато я точно знаю, как ее заправить и как сделать прямую строчку.
— Что вы посоветовали бы молодым дизайнерам?
— Я посоветовала бы пойти работать по найму. Если есть возможность поехать за границу и стажироваться в крупном итальянском или французском модном доме — это идеальный вариант. Там они получат невероятный опыт и перспективу на будущее. В России эта индустрия только зарождается.
— Вы советуете начинающим дизайнерам уехать за границу, но сами учились в России и здесь же создали успешный бренд, подписали контракт с Олимпийским комитетом. В чем секрет?
— Никакого секрета нет. Я просто пошла на риск. Zasport участвовала в тендере на общих основаниях: как и другие, мы зашли на сайт, зарегистрировались и подали заявку.
— Чем вы рисковали?
— Своим именем. Я могла провалить сроки предоставления формы для участников Олимпиады в Корее. Мы уже отшили всю форму для олимпийской сборной, а в середине декабря стало известно, что команда едет в нейтральном статусе. Мне сообщают, что на одежде не должно быть никакой символики — ни флага, ни герба. 29 декабря МОК утвердил нам новый вариант формы. При этом экипировочный центр мы должны были открыть 22 января — если бы мы не успели, это был бы провал. Всей нашей команде было не по себе, но мы справились. Недавно мы провожали юниоров на III летние юношеские Олимпийские игры в Буэнос-Айресе. Всего 167 комплектов для спортсменов, Олимпийского комитета, врачей и других участников делегации от России. Я рада, что сейчас СМИ обратили внимание на юношеские игры, на центральных каналах говорили про успехи наших ребят. Про это надо говорить! Мы тоже приложили усилия к тому, чтобы молодых спортсменов заметили.
— Прежде чем создать коллекцию для сборной, вы общаетесь со спортсменами, узнаете, что им нужно?
— Всегда спрашиваем. Учитываем пожелания до и всегда узнаем мнение после. Рада, что почти всегда получаем положительные отзывы.
Мы могли бы производить старинное вологодское кружево, но руками уже никто не хочет ничего делать — только при помощи машин.
— Вы уже приступили к работе над формой для участников Олимпийских игр в Токио?
— К сожалению, я пока не могу рассказывать в деталях, все еще на стадии утверждения с Олимпийским комитетом. Могу только сказать, что мы должны показать три дизайн-проекта, то есть отрисовать всю коллекцию в трех вариантах. Кроме того, мы выступили с инициативой, чтобы к финальному отбору привлекли комиссию спортсменов, ведь только они понимают, что им нужно. Возглавит ее Софья Великая, российская фехтовальщица на саблях, олимпийская чемпионка 2016 года в командном первенстве.
— Как происходит выбор? Есть ли четкие критерии?
— Главный критерий — комфорт. Кроме того, важна эстетическая составляющая: необходимо, чтобы команда в целом смотрелась гармонично, не пестрила, и чтобы сразу считывалась принадлежность к России. Особенно важна с этой точки зрения парадная форма — как команда смотрится на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.
— На церемонии открытия XXIII зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане не всем понравился серый цвет...
— Да, кто-то не оценил. А, к примеру, The Wall Street Journal назвала российских спортсменов самыми модными и стильными благодаря этой серой форме.
— Вернемся к вашей текущей коллекции и бренду Zasport. У вас открылось много новых магазинов. Насколько они окупаются?
— Торговые центры тоже заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, поэтому мы находим компромисс. Расширяться в ближайшее время не собираемся, поскольку ключевые точки уже заняли — флагман, к примеру, находится на Новом Арбате. Это лицо нашего бренда, здесь мы презентуем новые проекты, проводим лекции и встречи. Также развиваем франчайзинг, работаем с партнерами.
— Какой следующий этап развития?
— Мечтаю одеть российских болельщиков. Сейчас все одеваются как получится, хотя болельщики должны и внешне выступать единым фронтом.